Бюджетно-налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Настоящая работа содержит результаты, полученные в ходе процесса исследования бюджетно-налоговой системы РФ. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что данная тематика разрабатывается различными министерствами, межведомственными образованиями и авторскими коллективами столь активно и со столь различных позиций, как, пожалуй, никакой другой компонент экономических преобразований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………………...……4
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации…………...…..4
Инструменты бюджетно-налоговой политики……………………………………..……..8
Виды фискальной политики……………………………………………………..…………9
Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России…………...10
Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства…………………………...10
Анализ поступлений основных налогов бюджетную систему РФ за последние пять лет……………………………………………………………………………………………14
Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства……………..…….21
Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику………………………...21
Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...22

Заключение……………………………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.docx

— 179.27 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

Введение………………………………………………………………………………………….2

 

  1. Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………………...……4
    1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации…………...…..4
    2. Инструменты бюджетно-налоговой политики……………………………………..……..8
    3. Виды фискальной политики……………………………………………………..…………9
  2. Анализ современного состояния бюджетно-налоговой политики в России…………...10
    1. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства…………………………...10
    2. Анализ поступлений основных налогов бюджетную систему РФ за последние пять лет……………………………………………………………………………………………14
  3. Механизм реализации бюджетно-налоговой политики государства……………..…….21
    1. Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику………………………...21
    2. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...22

 

Заключение……………………………………………………………………………………...25

Список использованной литературы………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

     Актуальность темы исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых отношений является важнейшей составной частью проводимых в России социально-экономических преобразований. Настоящая работа содержит результаты, полученные в ходе процесса исследования бюджетно-налоговой системы РФ. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что данная тематика разрабатывается различными министерствами, межведомственными образованиями и авторскими коллективами столь активно и со столь различных позиций, как, пожалуй, никакой другой компонент экономических преобразований.

     От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой опыт, создание такого механизма исключительно сложная задача. Тем более сложна она для Российской Федерации, объединяющей 89 субъектов и несколько десятков тысяч муниципальных образований, весьма различных по территории, численности и плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам природных ресурсов. Становление действенного механизма бюджетно-налоговых отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.

     В течение длительного времени в прошлом считалось, что государство через налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости населения и изменения цен.

     Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). Бюджет является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.   

     Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны.

     Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.

     Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

     Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетное устройство Российской Федерации.

 

    1. Бюджет.  Основные черты бюджетной системы Российской Федерации.

 

     Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год, правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

     В ст. 1 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается, что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти.  В проекте Бюджетного Кодекса дается следующая трактовка: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов законодательными (представительными) органами. Оба варианта, с моей точки зрения, недостаточно раскрывают сущность бюджета и отношений, реализуемых в ходе бюджетного процесса.

     Более полным представляется определение профессора Радионовой В.М.: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально - культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность, сосредоточит финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития». И далее: «…будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории».

     Бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Схему бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует схема 1.

 

 

Бюджетная система Российской Федерации

 

 

 

 

Федеральный

Бюджет РФ

 

Федеральные внебюджетные фонды

 

Территориальные бюджеты

 

Территориальные внебюджетные фонды

 

 

   

Федеральные целевые бюджетные  фонды

 

Бюджеты субъектов РФ

 

Местные

бюджеты

Местные целевые бюджетные фонды

 

 

 

   

Региональные целевые  бюджетные фонды

 

Бюджеты

районов

 

Бюджеты

городов


 

 

Схема 1. Бюджетная система  РФ.

 

    Бюджетный процесс — это регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством РФ, бюжетными правами соответствующих представительных и исполнительных органов власти.

     Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней. На всех стадиях бюджетного процесса проводится анализ результатов исполнения соответствующего бюджета, динамики его показателей, изменения структуры доходов и расходов, возможностей укрепления бюджетной базы и более эффективного использования бюджетных ассигнований. Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации, с присвоением группировочных кодов, которые обеспечивают сопоставимость бюджетов.

     Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующей территории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть законодательно закреплены в БК РФ, устанавливающим права и  обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных органов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней.

     Такая организация с продолжением одного из основных принципов административной экономики, а именно “единого руководства и централизованного управления”. Оба бюджета, а именно центральный и местный должны были быть сбалансированными и не иметь дефицитов. Правда  на протяжении последних лет  появились исключения из правила, то есть допускался дефицит центрального бюджета при одновременной сбалансированности местных бюджетов.

     Государственный бюджет играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально-экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

     Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.    Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие, в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти.

     Бюджетные доходы – понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджетов всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

     Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, акцизных сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, в соответствии с нормативами, которые определяются законодательными актами. Доходы местных бюджетов формируются за счет разных местных налогов и взысканий. Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает на покрытие финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Огосударствление национального дохода осуществляется государством различными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.

      Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в  доходах различных государств они составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.

     Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета является государственный займ. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика России