Анализ налогово-бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность тематики данной курсовой работы основана на том факте, что от того, насколько эффективно государство будет проводить налогово-бюджетную политику, зависит стабильность уровня совокупного объема выпуска, т.е. ВВП, занятость ресурсов в экономике, уровень цен и другое. Наша экономика, бюджет и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы налогово-бюджетной политики
1.1.Понятие налогово-бюджетной политики. Воздействие элементов
налогово-бюджетной политики на совокупный спрос ………......5
1.2.Влияние государственных закупок, налогов и трансфертов………...7
1.3.Виды фискальной политики…………………………………………..12
1.4. Эффективность налогово-бюджетной политики
Глава 2. Анализ налогово-бюджетной политики
2.1. Анализ налогово-бюджетной политики в Российской Федерации ……...18
2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае………………......27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макро.docx

— 91.18 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 4. Основные параметры  федерального бюджета РФ

в 2009-2011 гг.( В % ВВП)20

 

2009

Январь-ноябрь 2010

2010

Январь-ноябрь 2011

Доходы

23,5

23,7

23,9

22,0

Расходы

16,2

17,5

18,4

15,7

Дефицит (-)

Профицит (+)

7,4

6,2

5,5

6,3


 

 

 

2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае

Главным документом, определяющим проведение бюджетной политики Краснодарского края по отношению к муниципальным  образованиям (местным бюджетам) является Закон о бюджете Краснодарского края, в котором ежегодно устанавливаются  нормативы отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты, размеры  финансовой помощи местным бюджетам (субвенции).

Особенностью Краснодарского края является единство краевого бюджета  и местных бюджетов. Законодательное  Собрание Краснодарского края принимает  не просто краевой бюджет, а краевой  консолидированный бюджет.

В соответствии с Федеральным  законом "О финансовых основах  местного самоуправления" в местные  бюджеты зачисляются 5 % налога на прибыль, 10 % НДС, 50 % подоходного налога, 5 % акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия и 10 % акцизов на остальные виды подакцизных товаров. Кроме того, во все местные бюджеты дополнительно зачисляются решением краевой администрации сверх установленного законом 45 % доходов от акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, производимые на данной территории.

Нормативы отчислений по остальным  налогам в Краснодарского крае сильно разнятся от района к району. Администрация  Краснодарского края стремится оставить меньше тем, у кого больше собственные  доходы, т.е. в первую очередь крупным  городам - Краснодару, Новороссийску, Тихорецку, Туапсе и Геленджику. Для этих городов  установлены индивидуальные нормативы  отчислений, о чем будет сказано  несколько ниже. В целом же по краю в местные бюджеты зачисляются  дополнительно (сверх предусмотренного Федеральным законом) 17 % налога на прибыль (в сумме - 22 %), 40 % подоходного налога (в сумме - 90 %), 15 % НДС (в сумме 25 %) и 70 % акцизов по остальным видам  подакцизных товаров (в сумме 80 %), в местные бюджеты также зачисляются 50 % налога на имущество предприятий  и 100 % на имущество физических лиц  и некоторые другие налоги (в основном местные).

В бюджет Краснодара зачисляются 6 % налога на прибыль, 1,1 % НДС, но 80 % акцизов  по другим подакцизным товарам. Для  Геленджика уменьшены нормативы  по налогу на прибыль (15,9 %) и НДС (9,1 %). Для Тихорецка и Туапсе уменьшены  все нормативы (кроме акцизов  по остальным подакцизным товарам): налог на прибыль - 7 % и 0,2 % соответственно, а 0,2 % НДС зачисляются только в  бюджет Тихорецка.

В последнее время руководство  края стало отдавать предпочтение установлению нормативов отчислений по налогам, зачисляемых  в местные бюджеты, и субвенций  местным бюджетам, направляемых на выплату заработной платы работникам социальной сферы. Таким образом, 17 % налога на прибыль, 40 % подоходного налога, 15 % НДС от оборота и 50 % налога на имущество юридических лиц (фактически это все отчисления по налогам, которые предоставляются местным бюджетам решением краевой администрации) могут быть направлены только на выплату заработной платы; вследствие этого местные органы власти могут свободно распоряжаться сверх того, что положено им в соответствии с федеральными законами, только отчислениями в местные бюджеты от подакцизных товаров. При этом в большинстве районов от 45 до 85 % всех дотаций предоставляются именно на выплату заработной платы работникам социальной сферы. Этим способом краевая администрация стремится, во-первых, регулировать расходы местных бюджетов (тем самым сильно ограничивая свободу местных органов власти), а также, во-вторых, снизить социальную напряженность в крае.

Бюджетная политика, проводимая в Краснодарском крае в период 2009—2011 годов, позволила увеличить налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов более чем в 1,9 раза. При этом доходы бюджетов поселений увеличились в 2,5 раза (с 2,6 миллиарда рублей в 2009 году до 6,5 миллиарда рублей в 2011 году).

Такой рост налоговых и  неналоговых поступлений в местные  бюджеты обусловлен закреплением законодательством  Краснодарского края дополнительных единых нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет, а  также активизацией работы администраций  муниципальных образований по поиску и вовлечению в доходную часть  бюджетов дополнительных источников.

В 2009 году совокупные доходы местных бюджетов составили 72,1 миллиарда  рублей с превышением показателей  годовых бюджетных назначений на 1,3 процента. Расходная часть бюджетов муниципальных образований в 2009 году исполнена в сумме 75,4 миллиарда  рублей, что составило 95 процентов  годовых бюджетных назначений.

В 2012 году основные источники доходной части бюджета по налогам на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество предприятий и акцизам запланированы с ростом по отношению к текущему году на 7-10 процентов. Собственно краевой бюджет составит более 119 млрд. рублей, а расходы превысят 126 млрд. рублей. На социальную сферу, как и в прошлые годы, будет направлено более половины всех расходов краевого бюджета, в 2012 году – свыше 52 процентов, или почти 66 млрд. рублей. Главным приоритетом краевого бюджета в предстоящем году является стабильность финансирования социальной сферы.

За счет средств федерального бюджета увеличены бюджетные  назначения департаменту образования  и науки Краснодарского края на дистанционное  образование детей-инвалидов на 22149,2 тыс. рублей.

 В связи с уточнением  поступлений из федерального  бюджета уменьшены субсидии:

• на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 21145,6 тыс. рублей;

• на реализацию федеральных целевых программ - 16942,0 тыс. рублей.

Увеличение ассигнований:

  • на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов в сумме 17850,0 тыс. рублей;
  • на реализацию краевой целевой программы "Газификация Краснодарского края" на 2007-2012 годы в сумме 513,0 тыс. рублей.

Законом были внесены и  другие поправки, связанные с перераспределением средств по отдельным главным  распорядителям бюджетных средств, между кодами разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, а также поправки, которые не предполагают изменений основных характеристик  краевого бюджета.

Большинство сельских аграрных районов края не могут свести концы  с концами без дотаций (субвенций) из краевого бюджета. Поэтому в Краснодарском  крае в целом большую поддержку  получают бедные аграрные районы (преимущественно  северные и в меньшей степени  юго-восточные - Крыловский, Отрадненский, Новопокровский, Щербиновский, Калиниский, Кавказский, Белоглинский, Староминский, Ленинградский, Павловский, Брюховецкий  и Приморско-Ахтарский). В основном это действительно те районы, которые имеют самую маленькую в крае собственную доходную базу и наименее развиты. В то же время некоторые города, попавшие в сложную социально-экономическую ситуацию и у которых собственные доходы находятся на одном уровне с северными аграрными районами (например, Белореченск), получают дотаций гораздо меньше, чем, например, Кущевский и Туапсинский районы, имеющие и так неплохой уровень собственных доходов. Отдавая предпочтения в основном северным слаборазвитым аграрным районам, краевая администрация консервирует сложившуюся ситуацию, не способствует поиску самими местными бюджетами дополнительных источников дохода. 

Города, имеющие неплохой уровень доходов - это краевой  центр Краснодар и причерноморские  города (Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик  и Туапсе). В этих городах уровень  собственных доходов очень высок (более 100 % от среднего по краю), но для  Причерноморья характерна сезонность в поступлении доходов, что объясняется  спецификой основы хозяйства этой части  края - рекреации. Максимум доходов - летом, и резкое их уменьшение зимой, особенно это характерно для городов-курортов (Сочи, Геленджик, Анапа). Наибольшие доходы имеет Сочи (благодаря своему элитному положению в рекреационной сфере, а также развитию финансовых институтов), Краснодар (диверсифицированная промышленная и транспортная инфраструктура, развитая сфера обслуживания, кроме того в  Краснодаре расположена большая  часть финансовых институтов края), Туапсе (кроме рекреации благополучию этого города способствует НПЗ и  портовый комплекс).

Города с маленьким  доходом (менее 50 % от среднего по краю) - почти полностью аграрные районы (Белоглинский, Динской, Кавказский, Калининский, Крыловский, Ленинградский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Староминский, Тихорецкий, Щербиновский). Они характеризуются  слабой диверсифицированностью хозяйства, слабым развитием транспортных функций. Это в основном прокоммунистические  и не сумевшие приспособиться к рыночным условиям районы. Это реципиенты края.

В относительно лучшем положении (70-100 % от среднего по краю) по степени  обеспеченности собственными доходами оказываются те города (Армавир, Ейск, Кропоткин, Тихорецк, Славянск-на-Кубани), которые имеют наиболее диверсифицированную  структуру экономики, где более  развиты промышленные и транспортные функции, сфера обслуживания. В этой группе также некоторые районы, прилегающие  к крупным городам (Ейский, Гулькевичский, Новокубанский, Темрюкский, Тимашевский, Успенский районы).

В большинстве сельских районов  края (за исключением Выселковского, Каневского, Кущевского районов) складывается такая ситуация, что без дотаций  из краевого бюджета они не могут  свести концы с концами. Сложная  ситуация и в городах наиболее депрессивной предгорной зоны (Белореченске, Горячем Ключе, Крымске, Лабинске), которые экономический кризис затронул более всего. 21

В связи с тем, что бюджет города Сочи устанавливается отдельной  строкой в федеральном бюджете, для Сочи установлен особый бюджетный  режим: в бюджет Сочи зачисляются  все налоги, собираемые на его территории, кроме налогов и платежей, подлежащих зачислению в краевой бюджет. Каждый год краевая администрация пытается пролоббировать отмену этого режима для Сочи.

Всего в 2011 году в бюджет города Сочи поступило 14,2 миллиарда рублей, в том числе 8,2 миллиарда рублей безвозмездных поступлений. Собственные доходы бюджета составили 6,1 миллиарда рублей. Темп роста налоговых и неналоговых поступлений в бюджет по сравнению с 2010 годом составил 113%.

В общем объеме собственных  доходов 36% (2,2 млрд руб.) приходится на налог на доходы физических лиц. Арендная плата за землю составляла 23%  (1,4 млрд руб.) , земельный налог – 10% (400 млн руб.).

От организаций, осуществляющих работу по строительству олимпийских  объектов, в бюджет города Сочи поступил 1 миллиард рублей, из которых более 90% составляет налог на доходы физических лиц.

На финансирование социальной сферы в 2011 году было направлено около 7,5 миллиарда рублей, или 52% от общей суммы расходов.22

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя  итоги рассмотрения налогово-бюджетной политики, я пришла к выводу, что воздействие на экономику  государственных расходов и налогов  противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают  дополнительный платёжеспособный спрос  и тем самым позволяют стимулировать  экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может  сокращать его потребительский  спрос. Государство пытается вовлечь  в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения  оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая  реальность, охватывающая все сферы  жизни страны, государственные расходы  играют центральную роль при определении  структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных  расходов и налогов оказывает  влияние на величину дохода. Это  повышает возможности использования  фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска  следует снижать налоги или увеличивать  государственные расходы. А когда  экономика на подъёме, следовало  бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к  состоянию полной занятости.

На практике фискальная политика активно используется в целях  стабилизации  экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов  практикуется, когда надо затормозить  чрезмерный подъём.

В настоящее время бюджетно-налоговая  политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим  инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Всестороннее изучение этого  вопроса, а также грамотное использование  механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы  экономического роста, возможность  использования государством экономических  рычагов регулирования.

Рассмотрев налогово-бюджетную  политику РФ, можно отметить, что  бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется бюджетным посланием Президента РФ, направляемым Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году. В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели:

Информация о работе Анализ налогово-бюджетной политики