Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 14:04, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях — как фискальная политика [11,38;], в других — как бюджетно-налоговая политика, [2,56].

Вложенные файлы: 1 файл

курсач нэт.docx

— 89.71 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 В данной курсовой  работе я бы хотела раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотреть её цели, виды, структуру.

  Методологические основы бюджетно-налоговой политики государства были заложены Дж.М. Кейнсом. Он сформулировал принципы активной экономической политики государства, воздействующей на совокупный спрос. В отличие от классиков, полагавших, что предложение рождает спрос, кейнсианцы считали, что совокупный спрос создает совокупное предложение.

  Значение фискальной политики возросло в 30-е годы ХХ века. Последователи Дж. Кейнса считают фискальную политику наиболее эффективным механизмом воздействия на экономический рост. Фискальную политику проводят законодательные органы страны, которые контролируют налогообложение и расходование полученных средств.

  В настоящее время экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему [3,51].

  Тема бюджетно-налоговой политики очень актуальна, так как в условиях мирового экономического кризиса крупнейшие промышленно развитые страны переживают глубокий спад, инфляция достигает высокого уровня вследствие быстрого роста цен на биржевые товары, а в развивающемся мире происходит резкое замедление роста.

  Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

  Целью каждой страны является замедление и выход из рецессии, удержание инфляции под контролем, стабилизация национальной экономики. Бюджетно-налоговая политика является одним из важных инструментов государства на пути к достижению данных целей.

  Национальная экономика нашего государства, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся в постоянной динамике, и от того, насколько грамотно правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

  Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

 Актуальность работы  в том, что определяющую роль  в формировании и развитии  экономической структуры любого  современного общества играет  государственное регулирование, осуществляемое  в рамках избранной властью  экономической политики. Одним из  наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое  и социальное регулирование, является  финансовая система общества, и  ее главные составляющие - государственный  бюджет и налоги, которые, как  и вся налоговая система, являются  мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, и насколько правильно государство  распоряжается бюджетом зависит  эффективное функционирование всего  народного хозяйства.

  Цель работы: проанализировать сущность фискальной политики в целом и непосредственно направления фискальной политики в Республике Беларусь.

  Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность фискальной политики;
  • определить цели фискальной политики;
  • осветить виды и инструменты фискальной политики;
  • проанализировать дискреционную и недискреционную фискальную политику, её особенности;
  • сделать выводы об эффективности фискальной политики;
  • изучить особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь;

  Объект исследования: фискальная политика как важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

  Предмет исследования: характерные черты и направления реализации фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь.

 

1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

1.1Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты.

  Важнейшим инструментом макроэкономического регулирования, наряду с кредитно-денежной, является бюджетно-налоговая политика государства. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне). С английского языка термин fiscal policy переводится на русский язык по-разному. В одних случаях — как фискальная политика [11,38;], в других — как бюджетно-налоговая политика, [2,56].

  Для лучшего понимания сути бюджетно-налоговой политики необходимо иметь чёткое представление о том, что такое государственный бюджет и налоги.

  Государственный бюджет можно определить как финансовый счёт, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определённый период времени (обычно за год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов.

 Бюджет выполняет следующие  функции:

  • распределительную (через государственный бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода);
  • контрольную (движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать);
  • регулирующую (изменения расходов и доходов государственного бюджета позволяют смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, т. е. стабилизировать экономику).

 Используя функциональный  принцип, государственные расходы  можно классифицировать по целевому  назначению:

  • военные;
  • экономические;
  • на социальные цели;
  • на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность;
  • на содержание аппарата управления [5,398].

  Но расходная часть государственного бюджета невозможна без формирования государственных доходов.

 Под государственными  доходами принято понимать текущие  денежные и имущественные переводы  средств частного сектора государству. Среди разнообразных государственных  доходов наиболее распространённой  формой являются налоги.

 Налоги – это обязательные  платежи физических и юридических  лиц, взимаемые государством для  выполнения своих функций [8,323].

 Таким образом, бюджетно-налоговая  политика — это воздействие  государства на уровень деловой  активности посредством изменения  государственных расходов и налогообложения [4,577]. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом [14].

  Бюджетно-налоговая политика влияет на уровень национального дохода и следовательно, на уровень объёма производства и занятости, а так же на уровень цен; она направлена против нежелательных изменения экономической конъюнктуры, связанных как c безработицей, так и с инфляцией.

  Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

  Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

  Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства стали играть значительную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

  Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

1) в краткосрочном периоде:

  • эффективное формирование доходной части бюджета;
  • реализация бюджетной политики государства;
  • принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
  • управление государственным долгом;
  • сглаживание циклических колебаний экономики.

2) в долгосрочном периоде:

  • поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
  • поддержание полной занятости ресурсов;
  • поддержание стабильного уровня цен.

 Вышеназванные цели  достигаются с помощью инструментов  фискальной политики, которые включают  в себя:

1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами  налогов и налоговых ставок, их  структуру, объекты обложения, источники  налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.

2) бюджетные регуляторы: уровень централизации средств  государством, соотношение между  федеральным или республиканским  и местными бюджетами, дефицит  бюджета, соотношение между государственным  бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей  доходов и расходов и др.

 Важнейшим комплексным  инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является  государственный бюджет, объединяющий  налоги и расходы в единый  механизм.

 Различные инструменты  по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют  один из компонентов совокупных  расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных  закупок имеется еще один вид  госрасходов. А именно - трансфертные  платежи. Трансфертные платежи косвенно  влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход  домохозяйств. Налоги являются инструментом  отрицательного воздействия на  совокупные расходы. Любые налоги  означают уменьшение размеров  располагаемого дохода. Уменьшение  располагаемого дохода в свою  очередь ведет к сокращению  не только потребительских расходов, но и сбережений.

 

1.2Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

 

  В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

 Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика (фискальная экспансия) осуществляется  в период спада, депрессии. Она  предполагает снижение налогов и увеличение государственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.

 В краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики  и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование  этих мер.

  В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) осуществляется в период бума и инфляции, имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и снижение государственных расходов, увеличение налогов и предполагает снижение госрасходов, или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда [6,283].

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика