Экспертное исследование учета текущих расчетов с контрагентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:57, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель выпускной квалификационной работы - развитие концепции порядка учета расчетов с контрагентами как составляющей системы бухгалтерского учета, обоснование необходимости их контроля и возможности практического применения основных положений концепции в деятельности предприятий ООО «-» Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи теоретического и организационно-методического характера:
раскрыть роль расчетов в деятельности современной организации и определить отраслевые особенности предприятия ООО «-», которые повлияют на организацию расчетных операций с контрагентами;
обосновать экономическую сущность понятия "расчеты" в современных условиях хозяйствования и конкретизировать их определение;
уточнить классификационные признаки видов расчетов с контрагентами для целей бухгалтерского учета;
раскрыть особенности исследования учета расчетов с контрагентами на предприятии
определить роль экспертного исследования учета расчетов в деятельности предприятия и раскрыть особенности его практического применения/

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты учета и экспертного исследования текущих расчетов с контрагентами
1.1. Сущность учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2. Особенности учета расчетов по посредническим сделкам
1.3. Основы экспертного исследования расчетов с контрагентами
Глава 2. Особенности бухгалтерского учета расчетов с контрагентами в ООО «-»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Комиссионная торговля на предприятии
2.3. Организация синтетического и аналитического учета расчетов с контрагентами
2.4. Порядок проведения безналичных расчетов
Глава 3. Совершенствование системы расчетов с контрагентами в ООО «-»
3.1. Нарушения ведения бухгалтерского учета расчетов с контрагентами выявленные в ходе экспертного исследования
3.2. Рекомендации по устранению выявленных нарушений
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Учет текущих расчетов с контрагентами.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

В этом случае в бухгалтерском учете  ООО "Комиссионер" данные хозяйственные операции оформляются следующим образом:

76.5 - расчеты с комиссионером;

76.6 - расчеты с комитентом;

76.7 - расчеты с покупателем;

Дебет счета 004 - 236 000 - Товар, полученный от комитента, принят к учету

Кредит счета 004 - 236 000 - Отгружен товар покупателю

Дебет счета 44 Кредит 02,05,70,69,76 - 6 000 Отражены затраты, связанные с оказанием посреднических услуг

Дебет 62 Кредит 90.1 - 23 600 - Начислено комиссионное вознаграждение

Дебет 90.3 Кредит 68 - 3 600 - Начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения

Дебет 90.2 Кредит 44 - 6 000 - Списаны затраты, осуществленные комиссионером при оказании посреднических услуг

Дебет 51 Кредит 62 - 23 600 - Получена сумма комиссионного вознаграждения от комитента

Дебет 90.9 Кредит 99 - 14 000 - Отражен финансовый результат от оказания посреднических услуг

Стоит обратить внимание, при использовании приведенной выше схемы бухгалтерских проводок возникает следующая проблема. Поскольку договор на продажу с покупателем заключает комиссионер, а деньги поступают на счет комитента, то никакого контроля над поступлением оплаты за отгруженный товар комиссионер не ведет. В то же время, при отсутствии оплаты отгруженного товара у комитента формально отсутствуют права предъявления претензий к покупателю ввиду отсутствия прямого с ним договора купли-продажи, так как претензии в данном случае к покупателю должны предъявляться комиссионером.

Чтобы предотвратить такую ситуацию, в учете комиссионеру можно предусмотреть следующее:

Дебет 62 Кредит 76.6 - 236 000 - Отражена задолженность покупателя перед комитентом

Дебет 76.6 Кредит 62 - 236 000 - Отражено закрытие задолженности при расчетах покупателя с комитентом.

Покупатель может расплатиться за приобретенный комиссионный товар с помощью пластиковой карточки.

При осуществлении расчетов по кредитным картам продажа товаров согласно п.2.5 5 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмах Роскомторга от 10.07.98 № 1-794/32-5, оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах.

Пример: ООО "-" (комиссионер) получил для реализации автомобиль Ауди А6, стоимостью 100000 руб. Комиссионное вознаграждение составляет 10%, вознаграждение банку за эквайринговые услуги - 3%

При поступлении товара на комиссию его стоимость по договору отражается на забалансовом счете:

Дебет счета 004 - 100000 - Поступил товар при заключении договора комиссии.

В момент реализации товара в регистрах  бухгалтерского учета комиссионера необходимо сделать следующие проводки:

Кредит 004 - 100000 - Списана стоимость реализованного автомобиля;

Дебет счета 62 Кредит счета 76 (субсчет "Расчеты с комитентом») -

100 000 - Отражена задолженность перед комитентом за реализованный комиссионный товар;

Дебет счета 62 (субсчет "Расчеты по комиссионному вознаграждению»)

Кредит счета 90 - 10 000 - Отражена сумма посреднического вознаграждения с учетом НДС;

Дебет счета 62 (субсчет "Расчеты по комиссионному вознаграждению») Кредит счета 90 - 10 000 - Отражена сумма посреднического вознаграждения с учетом НДС

Дебет счета 90 Кредит счета 68 - 1525,42 - Отражена сумма НДС, причитающая к получению (полученная) в составе посреднического вознаграждения (10 000 руб. х 18%: 118%)

Дебет счета 90 Кредит счета 99 - 8474,58 - Отражена прибыль от оказания посреднических услуг;

Дебет счета 57 Кредит счета 62 - 100 000 - Отражена оплата по банковской карте;

Дебет счета 76 (субсчет "Расчеты с комитентом») Кредит счета 62 (субсчет "Расчеты по комиссионному вознаграждению») - 10 000 - Отражена выручка, полученная от оказания посреднических услуг (произведен зачет встречных требований на сумму комиссионного вознаграждения;

После получения денежных средств  из банка комиссионеру необходимо сделать  следующие записи:

Дебет счета 51 Кредит счета 57 - 97000 - Денежные средства за проданный по банковской карте товар поступили на счет магазина за вычетом вознаграждения банка

Дебет счета 60 Кредит счета 57 - 3000 - Списано вознаграждение банка за операции по кредитным картам;

Дебет счета 91 Кредит счета 60 - 3000 - Вознаграждение банка за операции по кредитным картам отнесено на операционные расходы;

Дебет счета 99 Кредит счета 91 - 3000 - Операционные расходы списаны на финансовый результат

Дебет счета 76 (субсчет "Расчеты с комитентом») Кредит счета 51 -

90000 руб. - Перечислена причитающаяся собственнику реализованных товаров часть выручки за вычетом комиссионного вознаграждения.

2.3 Организация синтетического и аналитического учета расчетов с контрагентами

 

Основная масса материальных ценностей поступает в организацию от поставщиков. В договоре с ними оговариваются условия поставки: наименование материалов (работ, услуг), количество, цена, срок выполнения (отгрузки) и др. организация ведет учет выполнения договорных обязательств с поставщиками материальных ценностей, подрядчиками работ, услуг. В случае невыполнения указанных в договоре условий организация имеет право на отказ от акцепта платежных требований.

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет - пассивный, сальдо кредитовое, отражает сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам, оборот по дебету - погашение задолженности, оборот по кредиту - возникновение новой задолженности.

Аналитический учет по счету 60 в ООО "-" ведется по каждому поставщику и подрядчику и по каждому предъявленному счету.

Счет 60 кредитуется на стоимость  фактически поступивших или принятых к оплате товарно-материальных ценностей, потребленных услуг и работ в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов товарно-материальных ценностей или затрат.

Пример, в ноябре 2008 года в ООО "-" поступили материалы на сумму 15400 руб. (в т. ч. НДС 2349,15) от ООО "Ника". Счет данного поставщика был акцептован в этом же месяце на указанную сумму.

Дебет 10 Кредит 60 - 15400 - Акцептованы счета-фактуры поставщиков за поступившие и оприходованные материалы (без использования счета 15)

Дебет 19 Кредит 60 - 2349,15 - Отражен НДС по поступившим материалам

Дебет 08 Кредит 60 - 14200 - Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства

Дебет 19 Кредит 60 - 2166,10 - Отражена сумма НДС

Дебет 20,23,25,26 Кредит 60 - 25600 - Акцептованы счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги, в т. ч. предоставление энергии, газа, пара, воды, для цехов основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных нужд.

Дебет 97 Кредит 60 - 1250 - Счета поставщиков и подрядчиков приняты к оплате за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам будущих периодов.

Дебет 41 Кредит 60 - 15000 - Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные товары, в т. ч. НДС.

Дебет 50 Кредит 60 - 500 - Возврат сумм поставщиками ранее им перечисленных и неиспользованных плановых платежей

Дебет 51,52 Кредит 60 - 500 - Перечислены поставщиками суммы, ранее отраженные по пересчетам; возврат перебора тарифов (фрахта)

Дебет 62 Кредит 60 - 12500 - Отражен зачет задолженности между поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками)

Дебет 60 Кредит 50,51,55 - 14700 - Погашена задолженность перед поставщиками или подрядчиками

Дебет 60 Кредит 60 - 1800 - При оплате счетов-фактур произведены зачеты по предварительно выданным авансам и оплаченным счетам поставщиков и подрядчиков

Дебет 60 Кредит 62 - 1400 - Суммы задолженности покупателей зачтены в погашение долгов перед поставщиками

Дебет 60 Кредит 76 - 1800 - Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах

Дебет 60 Кредит 99 - 2600 - Отражены суммы списания кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности

Дебет 60 Кредит 66,67 - 16800 - Задолженность перед поставщиками и подрядчиками погашена полученными краткосрочными или долгосрочными кредитами банков (оплата акцептованных платежных документов).

Счет 60 по дебету, на котором отражаются суммы исполнения обязательств, включая авансы и предварительную оплату, корреспондирует со счетами учета денежных средств и другие. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

В ООО "-" в ноябре 2008 года был оплачен счет поставщика ООО "Рифей" на сумму 14700 руб. (Дебет 60 Кредит 51).

Основным документом по расчетным  взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура, который служит основанием для оформления соответствующих банковских платежных документов на перечисление задолженности: платежных требований, аккредитивов, платежных поручений, расчетных чеков.

Счет-фактуру выписывает поставщик  на отпускаемые товарно-материальные ценности кроме обычных счетов-фактур по расчетам с поставщиками за поставленную продукцию, товары, услуги применяются также специализированные счета-фактуры для учета НДС.

Организация одновременно со специализированными  счетами-фактурами ведут также  журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и  книги продаж по налогу на добавленную стоимость.

Специализированная форма счета-фактуры  выписывается поставщиком на покупателя в двух экземплярах. Первый экземпляр в течение 10 дней с даты отгрузки представляется покупателю; он дает право на учет сумм НДС после оплаты товара. Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика для отражения в книге продаж и начисления НДС по реализованной продукции.

Получаемые и выдаваемые счета-фактуры  записываются раздельно в журналы  учета счетов-фактур и хранятся в  течение полных 5 лет с даты их получения или выдачи. Счета-фактуры в журнале должны быть подшиты и пронумерованы.

Поставщики кроме учета журнала  выданных счетов фактур ведут также  специальную книгу продаж, которая  предназначена для регистрации  счетов фактур. Учет счетов-фактур в книге ведется в хронологическом порядке по мере отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения предоплаты. Записи делаются не позднее 10 дней после совершения операции.

В книге продаж отражаются все реквизиты, содержащиеся в счетах-фактурах, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом в 18 и 10%, отдельно показываются продажи, не облагаемые налогом.

В свою очередь у покупателей  товаров, работ, услуг кроме журнала  учета получаемых от поставщиков  счетов-фактур ведется специальная книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры, представляемые поставщиками. Цель ведения книги покупок заключается в определении сумм НДС, подлежащего зачету в соответствии с законом об НДС.

Книга покупок включает все реквизиты поступающих счетов-фактур поставщиков, причем суммы НДС фиксируются раздельно по товарам со ставкой обложения налогом в 18 и 10%, отдельно показываются покупки, не облагаемые по действующему положению НДС.

Аналитический учет по счету 60 на предприятии ООО "-" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов по плановым платежам - по каждому поставщику и подрядчику в ведомости № 1 по счету 60.

В регистрах журнально-ордерной формы  учета расчеты с поставщиками учитываются в журнале-ордере № 6 и реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Журнал-ордер № 6 открывают на квартал, полугодие или год с использованием вкладных листов. Реестры операций по расчетам с поставщиками (подрядчиками) ведут раздельно по каждому поставщику за тот же период, что и журнал-ордер.

На основании поступающих первичных  документов поставщиков в реестрах в течение месяца делают записи в хронологическом порядке, т.е. по каждому поставщику накапливают суммы расчетных операций по соответствующим материальным ценностям, задолженности по счету 60, ее оплаты и др. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер № 6, где на каждого поставщика отводят одну строку.

Записи по кредиту счета 60 производят по графам в корреспонденции с  дебетуемыми счетами по учету товарно-материальных ценностей (07, 10, 11 и 15), затрат на производство (20-29), капитальных вложений (08) и др. Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражения операций по дебету счета 60, т.е. записей об оплате поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности и, выполненные работы и услуги и другим списаниям. При записях по дебету счета указывают кредитуемые счета (счета по учету денежных средств, кредитов банка и др.).

Суммы, принятые к платежу по кредиту счета 60, отражаются в соответствующих графах журнала-ордера № 6 по слагаемым, определяющим покупную стоимость поступивших товарно-материальных ценностей; отдельно записывается сумма зачетов, НДС и общая сумма, принятая к оплате.

В конце месяца в журнале-ордере № 6 выводят остатки: по дебету - суммы, оплаченные поставщикам; по кредиту - суммы, причитающиеся к оплате поставщикам.

Порядок учета дебиторской и  кредиторской задолженности. В процессе финансово-хозяйственной деятельности у каждой организации появляются обязательства по расчетам за полученные материальные ценности, потребленные услуги перед другими организациями и лицами, возникают задолженности других организаций и лиц по расчетам за реализованные им товары, продукцию (работы, услуги) и т.п.

Задолженность организации другим юридическим и физическим лицам называет кредиторской задолженностью, а сами эти лица называются кредиторами.

К кредиторской задолженности, в частности, относятся задолженность организации  поставщикам и подрядчикам за полученные от них материальные ценности (работы, услуги), задолженность своим работникам по заработной плате, задолженность по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, задолженность по претензиям и др.

Задолженность других юридических  и физических лиц данной организации называется дебиторской задолженностью, а сами эти лица называются дебиторами.

Информация о работе Экспертное исследование учета текущих расчетов с контрагентами