Учет текущих операций и расчетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:23, реферат

Краткое описание

Между хозяйствующими субъектами, государством, физическими лицами возникают денежные взаимоотношения (расчеты).
Расчеты, погашаемые в течение года, принято называть текущими. К ним относятся расчеты покупателей и поставщиков за продукцию, работы и услуги (товарные операции), прочие расчеты (нетоварные операции).
Организации обязаны своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты, ибо несвоевременное погашение долгов дебиторами приводит к ухудшению финансового состояния кредиторов, несвоевременности расчетов с государством по налогам, с внебюджетными фондами.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Учет  текущих операций и расчетов

Введение

Между хозяйствующими субъектами, государством, физическими лицами возникают денежные взаимоотношения (расчеты).

Расчеты, погашаемые в течение года, принято называть текущими. К ним  относятся расчеты покупателей  и поставщиков за продукцию, работы и услуги (товарные операции), прочие расчеты (нетоварные операции).

Организации обязаны своевременно и в полном объеме осуществлять расчеты, ибо несвоевременное погашение  долгов дебиторами приводит к ухудшению финансового состояния кредиторов, несвоевременности расчетов с государством по налогам, с внебюджетными фондами.

В данном реферате мы рассмотрим:

- понятие дебиторской и кредиторской  задолженности;

- порядком ведения учета расчетов  за товары, продукцию и услуги;

- учетом расчетов по нетоварным  операциям, внебюджетным платежам;

- регистрации по учету расчетов.

1. Формы расчетов.

Расчеты с учредителями и акционерами.

Все виды расчетов с учредителями по вкладам в установленный капитал  организации, по выплате доходов  и т.п. учитывают на счете 75 «расчеты с учредителями».

К счету 75 могут быть открыты следующие субсчета:

1 «расчеты по вкладам в уставный  капитал»;

2 «расчеты по выплате доходов»

 При создании организации  на установленную сумму вкладов  учредителей в уставный капитал  дебетуют счет 75-1 и кредитуют  счет 80 «уставный капитал».

Фактически внесенные вклады учредителей  отражаются по дебету соответствующих  материальных, денежных и других счетов (10, 15, 51, 50 и др.) и кредиту счета 75-1.

Основные средства и нематериальные активы при внесении их в качестве вкладов в уставный капитал организации предварительно отражают на счете 08 «вложения во внеоборотные активы».

Оприходованные имущества, предоставленного в натуральной форме в собственность  организации в счет вкладов в  уставный капитал, осуществляется по договорной стоимости, а имущества, предоставленного в пользование организации, - в оценке, определенной исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной на установленной учредителями срок.

Если акции акционерного общества реализуются по цене, превышающей  их номинальную стоимость, сумма разницы между проданной и номинальной стоимость учитывается по кредиту счета 83 «добавочный капитал».

На субсчете 2 «расчеты по выплате доходов» счета 75 учитывают расчеты с учредителями по выплате им доходов, если они не являются работника предприятия.

Начисление доходов от участия  в организации отражают по кредиту  счета 75-2 и дебету счета 84 «нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток)».

Начисление доходов от участия  в организации работникам организации  отражают по кредиту счета 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и дебету счета 84.

При наличии дивидендов с юридических  и физических лиц удерживают налог  на доход. Начисленные суммы налога отражают по дебету счетов 75 или 70 и  кредиту счета 68 «расчеты по налогам  и сборам».

Выплаченные участникам организации  суммы доходов списывают с  кредита счетов 50 «касса», 51 «расчетные счета» или 52 «валютные счета» в  дебет счетов 75 или 70. при выплате  доходов продукцией (работами, услугами) организации их списывают с кредита  счета 90 «продажи» в дебет счетов 75 или 70.

Аналитический учет по счету 75 ведут  по каждому учредителю, кроме учета  расчетов с акционерами – собственниками акций на предъявителя в акционерных обществах.

Учет расчетов с учредителями в  рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 75 обособленно.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам  относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг и выполняющие разные работы.

2.Принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности

Для учета различных расчетных  отношений с другими предприятиями, организациями, отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

К счету 76 могут быть открыты следующие  субсчета:

1 «расчеты по имущественному и личному страхованию»

2 «расчеты по претензиям»

3 «расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам»

4 «расчеты по депонированным суммам» и др.

На субсчете 1 «расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты по страхованию имущества  и персонала организации, в котором  организация выступает страхователем.

Начисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту счета 76, субсчет 1 «расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или других источников страховых платежей.

Перечисленные суммы страховых  платежей страхователям списываются  с кредита счетов по учету денежных средств в дебет счета 76-1.

Потери ТМЦ по страховым случаям  списывают с кредита счетов 10, 43 и др. в дебет счета 76-1. По дебету счета 76-1 отражают сумму страхового возмещения, причитающуюся по договору страхования работнику организации (кредитуют счет 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям»).

Суммы страхового возмещения, полученные организацией от страховых организаций, отражают по дебету счетов учета денежных средств (51, 52, 55) и кредиту счета 76-1. Некомпенсируемые страховыми возмещениями потери от страховых случаев списываются в дебет счета 91 «прочие расходы и доходы».

Аналитический учет по счету 76-1 ведут  по страховщикам и отдельным договорам  страхования.

На субсчете 2 «расчеты по претензиям» счета 76 отражают расчеты по претензиям, предъявленным поставщикам, подрядчикам, транспортным и другим организациям, а также по предъявленным и признанным штрафам, пеням и неустойкам.

В дебет этого счета списывают  причиненный организации ущерб  по вине поставщиков материальных ресурсов, подрядчиков, учреждений банков и других организаций с кредита следующих счетов:

    • 60 «расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на суммы несоответствия цен и тарифов, качества, арифметических ошибок и т.п. по уже оприходованным ценностям;
    • 20 «основное производство», 23 «вспомогательное производство» и других счетов учета затрат – за брак и потери, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков;
    • Учета денежных средств и кредитов банка – по суммам, ошибочно списанным со счетов организации;
    • 91 «прочие расходы и доходы» - по штрафам, пеням, неустойкам, взысканиям с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителей услуг за несоблюдением договорных обязательств.

Суммы удовлетворенных претензий  списывают с кредита счета 76-2 в дебет счетов учета денежных средств. Суммы неудовлетворенных претензий, как правило, списывают с кредита счета 76-2 в дебет тех счетов, с которыми они были списаны на счет 76-2.

 Уплаченные организацией разные  штрафы, пени, неустойки списывают  с кредита счетов учета денежных средств в дебет счета 91 «прочие расходы и доходы».

На субсчет 3 «расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению доходы отражают по дебету счета 76-3 и кредиту счета 91 «прочие доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов и кредита счета 76-3.

На субсчете 4 «расчеты по депонированным суммам» счета 76 учитывают расчеты с работником организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки получателей.

Депонированные суммы отражают по кредиту счета 76-4 и дебету счета 70 «расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета денежных средств и дебетуют счет 76-4.

Аналитический учет по счету 76 «расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости по аналитическим счетам счета 76.

Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 обособленно.

3. Учет расчетов с работниками по прочим операциям.

Для обобщения информации о всех видах расчетов с работниками  организации, кроме расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами и депонентами, используют синтетический счет 73 «расчет  с персоналом по прочим операциям». К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

  • 1 «расчет по предоставленным займам»
  • 2 «расчеты по возмещению материального ущерба» и др.

На субсчете 1 «расчет по предоставленным  займам» учитывают расчеты с  работниками по предоставленным им займам (на индивидуальное жилищное строительство, приобретение садового домика и др.).

Сумму предоставленного работнику  займа отражают по дебету счета 73-1 с  кредита счетов учета денежных средств.

При погашении займа кредитуют  счет 73 и дебетуют счета учета денежных средств или счет 70 в зависимости от принятого порядка платежа.

При невозвращении работником выданного  ему займа задолженность списываются  с кредита счета 73-1 в дебет  счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На субсчете 2 «расчеты по возмещению материального ущерба» учитывают расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате хищений и недостач товарно-материальных ценностей, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Суммы, подлежащие взысканию с работников организации, списывают в дебет счета 73-2 с кредита счетов 94 «недостачи от потери и порчи ценностей», 98 «доходы будущих периодов», 28 «брак к производстве» и др. Взыскание с работников суммы удержаний относят в кредит счета 73-2 и дебет счетов 70 (на сумму удержаний из заработной платы), 91 (при отказе во взыскании ввиду необоснованного иска) и др.

К счету 73 «расчет с персоналом по прочим операциям» может быть открыт субсчет «расчеты за товары, проданные  в кредит». На этом субсчет учитывают расчеты с персоналом организации по приобретенным в кредит отдельным категориям товаров.

Операция по оформлению кредита  работнику отражается по дебету счета 73, субсчет «расчеты за товары, проданные  в кредит», и кредиту счета 66 «расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или счета 67 «расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Удержания из заработной платы работников в погашение задолженности по кредитам учитываются по дебету счета 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 73, субсчета «расчеты за товары, проданные в кредит». При погашении задолженности по кредитам дебетуют счета 66 или 67 и кредитуют счет 51 «расчетные счета».

Аналитический учет по счету 73 ведут  по работникам организации.

4. Учет расчетов с подотчетными  лицами.

Денежные средства под отчет могут выдаваться на служебные командировки и на административно-хозяйственные и операционные расходы. К последним также относятся подотчетные суммы, выданные на закупку сельскохозяйственной продукции, для организаций, осуществляющих  розничную и оптовую торговлю продуктами питания, и предприятий общепита.

Например, на предприятии возникает  необходимость приобрести бланки бухгалтерской  отчетности. Как это обычно происходит на практике? Вполне естественно, что  бухгалтер купит их за наличный расчет в ближайшем книжном магазине. Однако для приведения подобных трат и отражения их в бухгалтерском учете необходимо оформить ряд документов. Во-первых, приказом по предприятию должен быть установлен круг подотчетных лиц – т. е. лиц, которым могут быть выданы денежные средства на нужды предприятия. Это могут быть только штатные сотрудники предприятия. Для покупки необходимых товаров за наличный расчет нужно на имя руководителя написать служебную записку. Если руководитель сочтет траты необходимыми, на служебной записке он поставит резолюцию, например – «Бухгалтерии – выдать под отчет Иванову И.И. сумму 2000-00». На основании служебной записки оформляется расходный кассовый ордер. Подотчетное лицо, купив необходимые товары, должен иметь все необходимые документы, сопутствующие покупке, а также оставить авансовый отчет. В авансовом отчете перечисляются первичные оправдательные документы, подтверждающие суммы расхода (билеты, чеки, счета, квитанции и т. д) с указанием потраченных сумм. Бухгалтер проверяет авансовой отчет и делает бухгалтерские проводки, отражающие суммы произведенных расходов. Руководитель предприятия утверждает расходы подотчетных сумм.

Не допускается выдача денежных средств под отчет, если по ранее  выданным денежным средствам подотчетное лицо не отчиталось либо не полностью отчиталось.

Часто у руководителя и у бухгалтера возникают вопросы, какую сумму можно выдать сотруднику подотчет. Есть ли какие-либо ограничения по размерам к выдаче одному сотруднику или по общему размеру выданных сумм подотчета по предприятию в целом. В настоящее время законным или иным законодательными актами максимально суммы по подотчету не определены. Здесь нужно поступать, руководствуясь исключительно потребностями предприятия, установленным лимитом остатка денежных средств в кассе предприятия, а также здравым смыслом.

Правда, что касается денежных средств  на командировки, то в законодательстве особо указывается, что выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Ну, во-первых, если у Вас имеется некая смета для командировки, то следует руководствоваться суммами, указанными в ней, но ведь такой сметы может и не быть. В таком случае снова прибегаем к здравому смыслу. Сотрудник командируется в какую-то местность на сколько то дней. Значит, следует выдать средства на приобретение билетов, на гостиницу, а также суточные. Ну, а если известно, что находясь в командировке сотрудник должен приобрести за наличный расчет какой-то инструмент, или встречаться с представителем партнера для проведения переговоров и нести представительские расходы, то отправляя сотрудника, следует сразу выдать ему необходимую сумму в подотчет.

Информация о работе Учет текущих операций и расчетов