Экспертное исследование учета текущих расчетов с контрагентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:57, дипломная работа

Краткое описание

Основная цель выпускной квалификационной работы - развитие концепции порядка учета расчетов с контрагентами как составляющей системы бухгалтерского учета, обоснование необходимости их контроля и возможности практического применения основных положений концепции в деятельности предприятий ООО «-» Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи теоретического и организационно-методического характера:
раскрыть роль расчетов в деятельности современной организации и определить отраслевые особенности предприятия ООО «-», которые повлияют на организацию расчетных операций с контрагентами;
обосновать экономическую сущность понятия "расчеты" в современных условиях хозяйствования и конкретизировать их определение;
уточнить классификационные признаки видов расчетов с контрагентами для целей бухгалтерского учета;
раскрыть особенности исследования учета расчетов с контрагентами на предприятии
определить роль экспертного исследования учета расчетов в деятельности предприятия и раскрыть особенности его практического применения/

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты учета и экспертного исследования текущих расчетов с контрагентами
1.1. Сущность учета расчетов с поставщиками и заказчиками
1.2. Особенности учета расчетов по посредническим сделкам
1.3. Основы экспертного исследования расчетов с контрагентами
Глава 2. Особенности бухгалтерского учета расчетов с контрагентами в ООО «-»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Комиссионная торговля на предприятии
2.3. Организация синтетического и аналитического учета расчетов с контрагентами
2.4. Порядок проведения безналичных расчетов
Глава 3. Совершенствование системы расчетов с контрагентами в ООО «-»
3.1. Нарушения ведения бухгалтерского учета расчетов с контрагентами выявленные в ходе экспертного исследования
3.2. Рекомендации по устранению выявленных нарушений
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Учет текущих расчетов с контрагентами.doc

— 578.00 Кб (Скачать файл)

Общая сумма дебиторской задолженности - 290 762,04 руб. Неоплаченная сумма дебиторской задолженности - 64 552,04 руб. Процент соотношения неоплаченной задолженности к общей сумме - 22%.

Таким образом, по "Оборотно-сальдовой ведомости по счету 62.1" можно сделать вывод о том, что 22% от общего количества дебиторской задолженности в ООО "-" остается неоплаченной на конец периода и целесообразным будет создание резерва по сомнительным долгам на следующий плановый период.

Одним из наиболее важных пунктов  управления дебиторской и кредиторской задолженностью является контроль за графиком платежей (погашения дебиторской и кредиторской задолженности) и соблюдение расчетно-платежной дисциплины. Воспользуемся отчетом "Обороты между субконто" для того, чтобы получить информацию о том, как погашалась кредиторская задолженность в течение планового периода. Отчет "Обороты между субконто" позволяет анализировать обороты между одним или всеми субконто (аналитическими разрезами, либо объектами) одного вида, и одним или всеми субконто (аналитическими разрезами, либо объектами) другого вида. В данном случае мы будем анализировать обороты между субконто "Контрагенты" и субконто "Виды движения денежных средств". Для этого в настройке отчета в поле "Вид субконто" (основное) необходимо выбрать - "Контрагенты"; в поле "Вид субконто" (корреспондирующее) установить - "Движение денежных средств", а в поле "Субконто" дополнительно выбрать "Оплата поставщику". В сформированном отчете мы видим суммы погашения кредиторской задолженности по всем кредиторам, а также порядок погашения - через расчетный счет, валютный счет и через кассу. Если в настройке отчета вместо "Вида движения денежных средств" - "Оплата поставщику", указать - "Поступления от покупателей", то в отчете мы увидим, от каких покупателей поступили денежные средства на расчетные счета и в кассу ООО "-»

2.4 Порядок проведения безналичных расчетов

 

Безналичные расчеты - это денежные расчеты, производимые путем записей на счетах в банках, когда денежные суммы списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.

Безналичные расчеты организовываются по определенной системе, под которой  понимается совокупность принципов  организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

Формы безналичных расчетов применяются  клиентами кредитных организаций, учреждений и подразделений расчетной сети Банка России (далее - банки, за исключением прямого указания в тексте только на кредитные организации или учреждения и подразделения расчетной сети Банка России), а также самими банками.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (далее по тексту - основной договор).

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Допускается частичная оплата платежных  поручений из картотеки по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При частичной оплате платежного поручения банком используется платежный ордер формы 0401066. Порядок его изготовления и заполнения соответствует общему порядку изготовления и заполнения бланков расчетных документов. При оформлении платежного ордера на частичную оплату на всех его экземплярах в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата, а также подпись ответственного исполнителя банка. Первый экземпляр платежного ордера на частичную оплату также заверяется подписью контролирующего работника банка. На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка "Частичная оплата". Запись о частичном платеже (порядковый номер частичного платежа, номер и дата платежного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платежного поручения. При осуществлении частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платежного ордера служит приложением к выписке из лицевого счета плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платежному поручению первый экземпляр платежного ордера, которым был произведен этот платеж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платежного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платежного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платежного ордера, прилагаемым к выписке из лицевого счета.

Банк обязан информировать плательщика  по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

Осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредитными организациями.

Чеки кредитных организаций  могут использоваться клиентами  кредитной организации, выпускающей  эти чеки, а также в межбанковских  расчетах при наличии корреспондентских  отношений.

Чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов через подразделения расчетной сети Банка России.

Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации, а также может содержать дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Форма чека определяется кредитной организацией самостоятельно.

В случае, когда сфера обращения  чеков ограничивается кредитной  организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.

ВЫВОДЫ ООО "-" занимается комиссионной торговлей. Под комиссионной торговлей понимается такой вид деятельности, который осуществляется по договору комиссии. При этом одна сторона комиссионер (ООО "-») обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить сделку по продажи автомобиля. Приведен пример с организацией ЗАО "ПРТС". Согласно договору, автомобиль должен быть продан за 236 000 рублей (в том числе НДС - 36 000 рублей). Себестоимость товаров составляет 120 000 рублей. Сумма комиссионного вознаграждения - 23 600 рублей (в том числе НДС - 3 600 рублей).

ООО "-" полностью реализовал комиссионный товар. Затраты, связанные с продажей товаров, составили 6 000 рублей. Согласно договору ООО "-" участвует в расчетах и удерживает свое вознаграждение из денежных средств, причитающихся ЗАО "ПРТС".

Приведены бухгалтерские проводки: комиссионер участвует в расчетах, комиссионер не участвует в расчетах.

Что касается организации синтетического и аналитического учета расчетов с контрагентами, мною был рассмотрен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет отражает: сумму задолженности организации поставщикам по неоплаченным счетам, погашение задолженности.

Аналитический учет по счету 60 в ООО "-" ведется по каждому поставщику и подрядчику и по каждому предъявленному счету. Приведен пример: в ноябре 2008 года в ООО "-" поступили материалы на сумму 15400 руб. (в т. ч. НДС 2349,15) от ООО "Ника". В данной главе можно посмотреть счет данного поставщика был акцептован в этом же месяце на указанную сумму. Далее приведены проводки.

В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у каждой организации появляются обязательства по расчетам за полученные материальные ценности, потребленные услуги перед другими организациями и лицами, возникают задолженности других организаций и лиц по расчетам за реализованные им товары, продукцию (работы, услуги) и т.п.

Для наглядности приведена динамика дебиторской и кредиторской задолженности ООО "-" - объекта исследования данной работы за период с 2005 по настоящий момент (Приложение 4).

Исходя из представленной динамики дебиторской и кредиторской задолженности, можно отметить значительное снижение дебиторской задолженности на данном этапе деятельности организации по сравнению с 2005 годом.

Проводимый ООО "-" анализ информации, собранной в ведомостях расчетов, позволяет определить "неблагополучные" договоры, платежи по которым "отстают" от плановых, и своевременно принять меры для изменения сложившейся ситуации.

 

3. Совершенствование системы расчетов с контрагентами в ООО "-»

3.1 Нарушения ведения бухгалтерского учета расчетов с контрагентами выявленные в ходе экспертного исследования

 

Даже при самом аккуратном ведении  бухгалтерского учета на торговом предприятии  через некоторое время неизбежно начинаются разногласия с поставщиками и покупателями по поводу взаимной задолженности. Реальность и достоверность дебиторской и кредиторской задолженностей подтверждает инвентаризация, обязательно проводимая в конце года перед составлением годового отчета. Однако для своевременного выявления разночтений и выяснения претензий, а также во избежание кризиса взаимных неплатежей целесообразно проводить сверку задолженностей чаще одного раза в год.

Порядок и сроки проведения инвентаризаций (а в случае взаиморасчетов это сверка с дебиторами и кредиторами) определяет руководитель организации своим распоряжением. В ходе инвентаризации анализируют все расчеты с юридическими и физическими лицами по состоянию на ближайшую отчетную дату - 1-е число текущего месяца.

При сверке проверяют обоснованность сумм задолженностей, выявляют лиц, по вине которых были допущены пропуски сроков исковой давности платежей. Для этого всем контрагентам направляют выписки с лицевых счетов о числящейся за ними задолженности. Контрагенты должны либо подтвердить, либо мотивированно опровергнуть полученную информацию.

Рассмотрим и проанализируем ошибки и нарушения, выявленные при проверке ООО "-".

1. ООО "-" приобрело объект основных средств стоимостью на сумму 110 800 руб., в том числе НДС - 19 944руб. За консультацию, связанную с приобретением основного средства, организация заплатила 2360 руб., в том числе НДС - 360 руб. Сумма регистрационных сборов составила 1000 руб.

Вознаграждение посреднической организации  за сделку по приобретенному объекту составило 3540 руб., в том числе НДС - 540 руб. Стоимость услуг по монтажу составила 5900 руб., в том числе НДС - 900 руб.

При проведении проверки выявлена ошибка при возмещении "входного" НДС, уплаченного при приобретении основного средства. Так, НДС ошибочно списан к возмещению из бюджета по факту оплаты и отражения расходов на приобретение объекта на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Однако "входной" НДС по таким расходам может быть принят к вычету из бюджета только после их оплаты и отражения актива на счете 01 "Основные средства»

Соответственно сумма НДС может быть списана к зачету после того, как будет сделана проводка:

Дебет 60 Кредит 51 Осуществлены расчеты с поставщиком за основное средство и его монтаж 17 700 (11800 + 5900)

2. 8 сентября 2007 года руководством ООО "-" было принято решение о покупке компьютера стоимостью 24000 руб. Согласно договору с поставщиком ООО "Позитроника" поставка основного средства будет осуществлена только после перечисления покупателем на счет продавца аванса в размере 20% стоимости. После поставки компьютера организация перечисляет на расчетный счет ООО "Позитроника" оставшиеся 80% стоимости.

При проведении проверки, выявлена ошибка при отражении операции. Не произведен зачет суммы ранее выданного аванса. Не отражена сумма НДС, подлежащая зачету в бюджет, приходящаяся на оприходованное и оплаченное основное средство.

Соответственно на счетах бухгалтерского учета должны быть сделаны следующие  записи:

Дебет 60-1 («расчеты с прежним кредитором») Кредит 60-2 («авансы выданные) - 4800 - Зачислена сумма ранее выданного аванса

Дебет 68 " Расчеты по налогам и сборам" Кредит 19 " НДС" - 732,2 - Отражена сумма НДС подлежащая зачету в бюджет, приходящаяся на оприходованное и оплаченное основное средство (4800: 1 18 × 18)

3. В ООО "-" по результатам проведенной инвентаризации на 25.12. 2007 выявлена следующая просроченная дебиторская задолженность:

дебиторская задолженность по фирме "Карелия" в сумме 60000 с просрочкой в 108 календарных дней;

дебиторская задолженность по фирме "Авента" в сумме 29000 с просрочкой в 82 календарных дня;

дебиторская задолженность по фирме "Орион" в сумме 14 000 с просрочкой в 70 календарных дней.

С учетом приведенных данных ООО "-" создан резерв по сомнительным долгам, исчисленный исходя из срока возникновения дебиторской задолженности, в следующей сумме:

60 000 + 29 000 + 14 000 = 103 000

Операции по созданию резерва по сомнительным долгам отражены в учете ООО "-" отражены следующей проводкой:

Дебет 91-2 Кредит 63 - 103000 - создан резерв по сомнительным долгам

По результатам проверки можно  отметить, что сумма резерва по сомнительным долгам исчислена неверно. Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам должна исчисляться следующим образом:

по сомнительной задолженности  со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

по сомнительной задолженности  со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

Следовательно, дебиторская задолженность - по фирме "Авента" в сумме 29 000 руб. с просрочкой в 82 календарных дня, и по фирме "Орион" в сумме 14 000 руб. с просрочкой в 70 календарных дней - имеет срок возникновения от 45 до 90 календарных дней и рассчитывается следующим образом (29 000 + 14 000) × 50% = 21500

Информация о работе Экспертное исследование учета текущих расчетов с контрагентами