Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика конспект.docx

— 288.68 Кб (Скачать файл)

Вторая группа пользователей  бухгалтерской отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.

В определенных случаях для  реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.

Введение в действие нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой  методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности, эффективности предпринимательской деятельности. Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о деятельности предприятия.

 

17. Виды экономического анализа.

 

В современной экономической теории и практике экономический анализ классифицируют по самым разнообразным основаниям. Эта классификация позволяет более предметно и точно подходить к выбору инструментария для исследования тех или иных аспектов хозяйственной деятельности. Обобщенно виды экономического анализа определяются теми задачами и содержанием исследуемых проблем, которые определяются субъектом изучения.

Так, например, отраслевой анализ ставит своей целью рассмотрение предприятий по характеру общественного  разделения труда. В этом случае аналитическая  работа строится на учете специфики  отраслей производства и оказания услуг, а также на аспектах межотраслевого их взаимодействия. Причина деления  состоит в том, что различные  сегменты экономики содержат в себе существенно различающиеся, как  по содержанию, так и по формам, институты  экономической деятельности.

Пространственные виды экономического анализа основываются на понимании  важных различий, существующих между  субъектами экономической деятельности: фирмами, предприятиями, предпринимателями. Поэтому в этой группе выделяют внутрифирменный и межфирменный анализ. Если первый из них предусматривает, прежде всего, изучение деятельности конкретного предприятия, а также подразделений, составляющих его структуру, то во втором случае исследуются и сравниваются показатели эффективности работы нескольких субъектов.

По критерию времени различают  такие виды экономического анализа, как предварительный и ретроспективный. При проведении предварительного анализа  исследуется положение дел на предприятии или компании до того, как планируемые экономические операции и процедуры начали практически осуществляться. Во время исторического (ретроспективного) анализа предметом исследования выступают уже совершенные экономические действия, поэтому этот метод довольно распространен там, где необходимо установить или изучить тенденции развития или сделать научно обоснованные прогнозы.

По содержательному критерию выделяют такие виды экономического анализа, как маркетинговый, финансовый, технологический и другие.

Финансовый состоит в исследовании всего финансового хозяйства предприятия, отрасли, группы отраслей. В его рамках выделяют анализ внешний – проводящийся, например, аудиторами и внутренний, который осуществляется собственными компетентными службами предприятия. Оба эти вида имеют целью исследование, диагностирование и прогнозирование состояния и перспектив развития финансового механизма или системы.

Технико-экономический анализ деятельности предприятия направлен, как правило, на исследование параметров организационно-технологического состояния  и поиска резервов для его развития. Его предметом выступают, как  правило, диалектические закономерности и причинные связи технико-экономических  процессов, которые имеют место  в рамках предприятия, отрасли или  экономики в целом.

С целью изучения влияния  внешних условий на характер экономической  деятельности организуется маркетинговый  анализ. Его содержание состоит в  исследовании рынков сырья и сбыта, степени и вероятности возникновения  коммерческих рисков, ценовой конъюнктуры, а также формировании самой маркетинговой  стратегии.

Анализ функционально-стоимостных  параметров изучает объект в условиях его начального проектирования как  объекта хозяйственных отношений. В его ведении состоят вопросы оптимизации производственно-коммерческих отношений между предприятиями и потребителями. Главное назначение ФСА – изучение и обеспечение более дешевых и эффективных способов получения конечного товарного продукта.

18. Методы и предмет экономического  анализа. 

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет  свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Предмет экономического анализа  определяет стоящие перед ним  задачи. Среди основных выделим: 
· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов в процессе их разработки; 
· объективное и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов; 
· определение эффективности использования трудовых и материальных ресурсов; 
· контроль за осуществлением требований коммерческого расчета; 
· выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса; 
· проверка оптимальности управленческих решений.

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются: 
· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций; 
· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих; 
· выявление формы взаимосвязи между факторами; 
· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи; 
· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов  и способов, которые применяются  при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении  трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.

Статистические методы включают в себя использование средних  и относительных величин, индексный  метод, корреляционный и регрессивный анализ и др.

Математические методы можно  разделить на три группы: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса); методы экономической кибернетики  и оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).

19. Метод цепных подстановок, применяемых в анализе.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно  описать следующим образом:

где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 - фактические значения факторов;

ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Рассмотрим  пример:

Исходные данные для факторного анализа

Показатели

Условные обозначения

Базисные значения

(0)

Фактические

значения 

(1)

Изменение

Абсолютное (+,- )

Относительное (%)

Объем товарной продукции, тыс. руб.

ТП

2920

3400

+480

116,40

Количество работников, чел

Ч

20

25

+5

125,00

Выработка на одного работающего,

тыс. руб.

СВ

146

136

-10

93,15


Анализ влияния на объем  товарной продукции количества работников и их выработки проведем описанным  выше способом на основе данных табл.2. Зависимость объема товарной продукции  от данных факторов можно описать  с помощью мультипликативной  модели:

Тогда влияние изменения  величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

Далее определим влияние  изменения выработки работников на обобщающий  показатель

Таким образом, на изменение  объема товарной продукции положительное  влияние оказало изменение на 5 человек численности работников, что вызвало увеличение объема продукции  на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние  оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние  двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.

Преимущества данного  способа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоит  в том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что  в результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практике точностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную  значимость влияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила, определяющие последовательность подстановки: 
· при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов; 
· если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, последовательность подстановки определяется путем логического анализа.

Под количественным факторами при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

Качественные  факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

20. Метод разниц, используемых в анализе.

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:

Способ относительных  разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в) . с. Он используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"