Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика конспект.docx

— 288.68 Кб (Скачать файл)

 

 

14. Классификация счетов бухгалтерского  учета.

 

В зависимости от экономического содержания, смысла, познания, структурные  счета делятся на соответствующие  группы (классифицируются).

Классификация счетов бухгалтерского учета - это система счетов, объединенных в группы по наиболее существенному  признаку (экономическому смыслу, назначению, структуры).

Классификация счетов по экономическому смыслу объединяет счета, имеющие экономическую  однородность объектов учета.

По экономическому содержанию счета делятся на 3 группы:

1я - счета хозяйственных средств;

2я - счета хозяйственных процессов;

Зя - счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов.

Счета хозяйственных  средств аккумулируют информацию о составе и размещении имущества организации движении денежных средств, финансовых вложений и средств в расчетах.

Первая группа счетов подразделяется на счета:

-  Денежных средств и финансовых активов (50, 51, 52, 55, 57, 58);

-  Средств в расчетах (60, 62, 71, 73, 76);

-  Оборотных средств (10, 14,41,43);

-  Нематериальных активов (04, 05);

-  Основных средств (01, 02, 03, 07, 08).

Схема хозяйственных процессов  отражает информацию о процессах  реализации готовой продукции (работ  и услуг), заготовление материальных ценностей. Вторая группа включает следующие  счета процессов:

-  Процесса реализации (90);

-  Процесса производства (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 40, 44, 46);

-  Процесса заготовления (11, 15, 16).

 

Счета источников хозяйственных средств и финансовых результатов это счета, которые отражают состав и движение собственных и заемных средств, результаты финансово хозяйственной деятельности организации.

Счета источников хозяйственных  средств подразделяются на:

-  Счета заемных источников формирования имущества;

-  Счета собственных источников формирования имущества.

В свою очередь, счета заемных  источников формирования делятся на:

-  Обязательства по распределению (68, 69, 70);

-  Обязательства организации (60, 62, 66, 67, 76).

Счета собственных источников формирования имущества формируются  из:

-  Счета прибылей и убытков (80);

-  Счетов бюджетного финансирования (86, 98);

-  Счетов капитала, фондов и резервов (63, 80, 82, 83, 9);

-  Счета финансовых результатов включают в себя счета 84, 91, 99.

Построение классификации  счетов по экономическому содержанию связано с производством готовой  продукции и каждой его стадий.

Существует еще одна классификация  счетов по экономическому признаку - деление  счетов на активные, пассивные и активно-пассивные.

Активный счет - Это счет, на котором отражается учет хозяйственных средств (имущества) предприятия.

Активные счета располагаются  в активе баланса.

Пассивный счет - Это счет, на котором отражается движение источников хозяйственных средств предприятия.

Пассивные счета располагаются  в пассиве баланса.

Активно-пассивные счета - Это счета, на которых одновременно отражаются движение имущества и  источников в виде дебиторской и  кредиторской задолжности. На активно-пассивных счетах учитываются два объекта: один относится к активам, другой - к обязательствам (пассивам).

15. Бухгалтерский баланс, его назначение  и строение.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.

Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит  из 5 разделов:

– внеоборотные активы;

– оборотные активы;

– капитал и резервы;

– долгосрочные обязательства;

– краткосрочные обязательства.

Типовая структура  бухгалтерского баланса содержит следующие числовые показатели.

Внеоборотные  активы:

1. Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

2. Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

3. Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

4. Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Оборотные активы.

1. Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

2. Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

3. Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

4. Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Долгосрочные  обязательства:

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

2. Прочие обязательства.

Краткосрочные обязательства:

1. Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

2. Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

3. Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ обобщенного отражения состава средств предприятия по их размещению и источникам их формирования на определенную дату в денежном выражении.

Основным правилом бухгалтерского баланса предприятия является то, что он необходим для отражения хозяйственных средств предприятия, с одной стороны, по их размещению, а с другой – по источникам их формирования.

Хозяйственные средства предприятия  и источники их формирования бухгалтерский баланс отражает по состоянию на определенную дату, т. е. баланс не характеризует движение хозяйственных средств и их источников формирования. Поступление и расходование этих средств может быть изучено по данным текущего бухгалтерского учета. Показатели состояния хозяйственных средств и источников их формирования, содержащиеся в балансе, являются очень важным материалом для анализа хозяйственной деятельности предприятия. При составлении баланса и отчетности происходит выявление сводных и обобщенных в денежном выражении сведений о наличии и размещении хозяйственных средств, источниках их формирования, а также об их использовании.

Баланс означает равенство. В нем всегда должно присутствовать равенство итогов актива и пассива (имущество хозяйства равно источникам его образования). Поскольку баланс отражает состояние средств, то каждая операция вызывает его изменения.

В зависимости от влияния  на баланс все хозяйственные операции принято делить на четыре типа.

Первый тип хозяйственных  операций. К данному типу можно отнести операции по поступлению денежных средств на расчетный счет из кассы или от дебиторов, выдаче денег из кассы подотчетным лицам, возврату неизрасходованных сумм подотчетным лицом в кассу, отпуску материалов со склада в производство, поступлению из производства готовой продукции на склад, отгрузке готовой продукции со склада покупателям и др. Хозяйственные операции первого типа вызывают изменения в активе баланса, общий итог (валюта) баланса не меняется.

Ко второму типу относятся  операции по удержанию налогов из заработной платы рабочих и служащих, использованию прибыли на создание фондов специального назначения и др. Хозяйственные операции второго типа ведут к изменению только в пассиве баланса. Общий итог баланса не меняется.

Третий тип хозяйственных  операций. Они вызывают увеличение статьи в активе и в пассиве баланса, итоги актива и пассива возрастают, но равенство между ними сохраняется. Происходит увеличение хозяйственных средств. К данному типу можно отнести хозяйственные операции, связанные с поступлением основных средств, начислением заработной платы рабочим и служащим за изготовление продукции, поступление материалов от поставщиков и др.

Операции третьего типа приводят к одновременному увеличению на одну и ту же сумму одной статьи в активе, а другой – в пассиве баланса. Валюта баланса увеличивается. Равенство сохраняется.

Операции четвертого типа вызывают уменьшение в активе и в  пассиве баланса, итоги актива и  пассива баланса уменьшаются  на равную величину. Равенство между  ними сохраняется.

 

16. Значение анализа хозяйственной деятельности.

 

Экономическому анализу  всегда придавалось большое значение. Он позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, группы предприятий, так и в конечном счете, всей экономики в целом. Но с переходом на рыночный путь развития, с созданием рыночной экономики, с появлением огромного количества независимых самостоятельных предприятий и организаций, экономический анализ приобретает еще большую важность.

Возрастает необходимость  в проведении экономического анализа: если при плановой экономике предприятие, бывшее тогда государственным, могло рассчитывать на получение денежных средств от государства - на различные дотации и финансирование, а также на получение кредитов в государственном банке даже при неблагоприятном финансовом положении, то есть могло рассчитывать на выживаемость даже при невнимательном отношении к своей финансово - экономической деятельности, то в условиях рынка ситуация значительно меняется. Произошло разгосударствление экономики. Предприятия стали не только государственными, а в подавляющем своем большинстве - частными или акционерными. Изменилась схема финансирования предприятий, главной целью и главным экономическим смыслом работы предприятия стало получение прибыли. Изменились и взаимоотношения отдельного предприятия с внешней экономической средой. При самостоятельном выборе партнера стало важным и нужным получение как можно более полной и обширной информации о его финансово - экономической деятельности, а экономический анализ - важный инструмент для обработки данной информации в целях вынесения хозяйственно - управленческого решения. При выборе банка, особенно после печально известных случаев банковских банкротств и потерь денег клиентами банка, анализ финансового состояния банковской организации, ее перс- пектин развития, учитывая не только “ статическое “ положение на сегодняшний день, стало необходимостью для каждого хозяйствующего субъекта.

Формирование рыночной экономики  обуславливает развитие анализа в первую очередь на микроуровне - на уровне отдельных предприятий и их внутренних подразделений. Анализ на микроуровне связан с повседневной финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров.

Экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности представляет собой способ накопления, трансформации  и использования информации финансового характера, имеющий целью :

- оценить текущее и  перспективное финансовое состояние  предприятия ;

- оценить возможные и  целесообразные темпы развития  предприятия с позиции финансового  их обеспечения ;

- выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации ;

- спрогнозировать положение  предприятия на рынке капиталов. 

Практика выработала некоторые  общие требования к проведению экономического анализа деятельности предприятия, к которым можно отнести следующие :

Анализ должен базироваться на использовании системы конкретных показателей, характеризующих финансово - хозяйственную деятельность предприятия в целом и ее отдельные стороны.

Анализ может осуществляться двумя путями :

- от общего к частному - дедуктивный ( финансово - экономический ),

- от частного к общему - индуктивный ( техника - экономический  ) .

Как правило, используются оба  аспекта анализа, что позволяет углу -

бить его и обогатить  результаты аналитической работы.

Своевременность анализа, подбор необходимой и достоверной информации, уверенность в сопоставимости данных в динамике позволяет свести к минимуму ошибки в оценке деятельности предприятия.

 То есть предприятие  заинтересовано в познании и  применении методов экономического анализа в условиях рынка для выбора наиболее надежных партнеров своего хозяйствования, а не только для “ внутренних “ целей - для анализа своего финансового состояния, планирования деятельности и нахождения перспектив своего развития.

Но также в рыночной экономике существует и другая сторона  применения методов экономического анализа на предприятии. Предприятие и само выступает как объект исследования для внешней экономической среды. Субъектами анализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы ( банки, кредитные учреждения и прочее ) , поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия ; кредиторам и поставщикам - целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита ; потенциальным собственникам и кредиторам - выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т. д. Следует отметить, что только руководство ( администрация ) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"