Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика конспект.docx

— 288.68 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим  положением и правилами с балансов предприятий и хозяйственных  организаций могут списываться  основные средства (фонды) по следующим  причинам:

  • безвозмездная передача другим предприятиям;
  • реализация ненужного оборудования;
  • ликвидация по ветхости, моральному износу, стихийным бедствиям.

Безвозмездная передача основных средств (фондов) оформляется актом  приемки–передачи основных средств, только предприятие уже будет выступать  в качестве стороны, передающей основные средства (фонды). В акте записываются первоначальная стоимость и сумма  износа (в части полного восстановления).

Инвентарная карточка из картотеки  изымается (прилагается к акту), о  чем делается отметка в описи  инвентарных карточек или книге  и в инвентарном списке основных средств (фондов) по месту их нахождения. Сумма первоначальной стоимости  переданного объекта будет записана в дебет счета 85 “Уставный фонд”  и в кредит счета 01 “Основные  средства”. Одновременно на сумму износа дебетуется счет 02 “Износ основных средств” и кредитуется счет 85 “Уставный  фонд”.

При передаче основных средств (фондов) другому предприятию на условиях оплаты (реализация) первоначальная стоимость в сумма износа списываются  в обычном порядке. Сумму выручки от продажи ценностей предприятия за вычетом расходов, связанных с их продажей, относят на образование фондов экономического стимулирования, а именно на образование фонда развития производства, науки и техники.

Порядок оформления списания с баланса предприятия ликвидируемых  объектов основных средств (фондов) установлен Типовой инструкцией Министерства финансов СССР и Госплана СССР. Постоянно  действующая комиссия предприятия  определяет объекты, подлежащие ликвидации, по ветхости или моральному износу (замена новой техники) или по стихийным  бедствиям. В любом случае составляется акт о ликвидации и передается бухгалтерии, которая отмечает выбытие  объекта в инвентарной карточке, в описи инвентарных карточек и в инвентарном списке основных средств (фондов) по месту нахождения. В акте о ликвидации записываются первоначальная стоимость объекта, сумма начисленного износа, стоимость расходов на демонтаж и стоимость оприходованного лома и отходов по цене возможного использования.

Ликвидации по ветхости могут  подлежать и основные средства (фонды), не полностью амортизированные, т. е. объекты, первоначальная стоимость  которых еще не полностью включена в себестоимость продукции в  виде амортизационных отчислений на полное восстановление. В этом случае на предприятии на сумму недоамортизированной части уменьшится уставный фонд, а  доходы от ликвидации основных средств (фондов) образуют фонд развития производства, науки и техники.

Убытки не определяются при  ликвидации:

  • не полностью амортизированных жилых зданий и других основных средств, по которым амортизация на полное восстановление не начисляется;
  • основных средств, ликвидируемых в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий и объектов;
  • основных средств выбывших вследствие стихийных бедствий.

Остаточная стоимость  таких основных средств относится  на уменьшение уставного фонда.

Принятые в аренду основные средства не принадлежат арендатору и учитываются отдельно от собственных  основных средств на забалансовом счете 001 “Арендованные основные средства (фонды)”. Регистром аналитического учета арендованных основных средств служит копия инвентарной карточки или выписка из инвентарной книги, которая должна быть приложена к акту при передаче арендованных основных средств. Основные средства сданные в аренду, учитываются на счете 01 “Основные средства” и выделяются в аналитическом учете.

23. Учет ремонта основных фондов.

Ремонт основных средств  необходим для поддержания их в рабочем состоянии. Своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает  простои, увеличивает срок службы основных средств.

По объему и характеру  ремонтных работ различают два  вида ремонтов–текущий и капитальный. Различны у них и источники покрытия затрат: текущий ремонт производится за счет издержек производства, а капитальный – за счет специально создаваемого для этих целей амортизационного фонда.

Текущий ремонт планируется  в составе расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общецеховых  и общезаводских расходов, являясь  самостоятельной статьей сметы  этих расходов. В случае большого отклонения фактически производимых расходов от сметы вышестоящая организация  разрешает предприятиям резервировать  средства на покрытие затрат по текущему ремонту или относить их временно на счет 31 “Расходы будущих периодов”. Ежемесячно сумма затрат на текущий ремонт относится в дебет производственных счетов с кредита счетов материальных, трудовых и денежных затрат.

Предприятие может производить  текущий ремонт как собственными силами, так и силами сторонних организаций–подрядчиков.

По окончании года в  декабре оставшаяся сумма резерва  на текущий ремонт основных средств списывается в уменьшение затрат по содержанию оборудования или прочих основных средств соответствующего цеха, а сумма сальдо по счету 31 включается дополнительно в затраты декабря. Записи производятся в ведомостях 12 и 15.

Капитальным ремонтом машин  и оборудования считается ремонт, при котором производятся разборка агрегата, замена или восстановление изношенных деталей и узлов и  который производится с периодичностью более одного года.

Капитальный ремонт зданий и сооружений предполагает смену  изношенных конструкций и деталей, замену их более экономичными, совершенными, улучшающими эксплуатационные возможности  ремонтируемого объекта. Капитальный  ремонт осуществляется в соответствии с годовыми планами (с поквартальной  разбивкой), составляемыми в денежном выражении (по сметной стоимости) и  в натуральных показателях, –  пообъектно. Источником покрытия затрат на капитальный ремонт основных средств  является амортизационный фонд на капитальный  ремонт.

Общая сумма затрат на капитальный  ремонт записывается на счете 03 “Капитальный ремонт”. Счет активный, калькуляционный–отражает состояние хозяйственных процессов и размещение средств предприятия. Этот счет может иметь сальдо в случае недостатка источников финансирования на покрытие затрат на законченный и принятый капитальный ремонт, т. е. амортизационного фонда в части капитального ремонта. Оборот по дебету–затраты текущего месяца на законченный капитальный ремонт; оборот по кредиту–суммы, списанные в текущем месяце за счет источников финансирования в соответствии с произведенными затратами.

Капитальный ремонт может  осуществляться хозяйственным или  подрядным способами.

При подрядном способе все виды работ выполняет сторонняя организация согласно договору. Прием законченных работ производится по акту (типовая форма), а оплате подлежат акцептованные платежные требования, выписанные на “Иове актов. Фактические затраты по законченному капитальному ремонту списываются в уменьшение амортизационного фонда на капитальный ремонт. Данные о затратах на законченный капитальный ремонт вносятся в инвентарные карточки.

При хозяйственном способе проведения капитального ремонта основных средств предприятие собственными силами (ремонтные цехи) выполняет все работы. В этом случае сумма затрат на законченный капитальный ремонт собственного оборудования включается в выполнение плана реализации. Затраты на капитальный ремонт, проводимый хозяйственным способом, учитываются на счете 23 “Вспомогательные производства” с последующим отнесением их на счета 03 или 46 (с. 194). Аналитический учет по счету 03 “Капитальный ремонт” ведется в журнале–ордере № 10/1 по видам основных средств и с отражением оборотов с начала года до отчетного месяца и за отчетный месяц. Эта часть журнала–ордера № 10/1 заполняется на основании актов приема отремонтированных объектов и справок бухгалтерии.

Если средства амортизационного фонда на капитальный ремонт хранятся на особом счете в банке, то по мере начисления амортизационного фонда  на капитальный ремонт бухгалтерия  выписывает платежное поручение  банку на право перечисления средств с расчетного счета (51) на особый счет по капитальному ремонту (55–1). Оплата счетов (платежных требований) подрядчиков в этих случаях производится со счета 55–1, при хозяйственном способе ведения ремонтных работ сумма средств по законченному капитальному ремонту перечисляется со счета 55–1на счет 51.

Аналитический учет по счету 8б “Амортизационный фонд” ведется  в журнале–ордере № 10/1.

Регистром для отражения  операций по особому счету на капитальный  ремонт является журнал–ордер № 3. В  нем сосредоточиваются аналитические  и синтетические показатели к  счету 55, основанием для записей  служат выписки банка из особого  счета по капитальному ремонту.

Предприятия, переведенные на полный хозяйственный расчет и  самофинансирование, получили право (самостоятельность) на образование единого ремонтного фонда. Единым его называют потому, что он содержит источники средств  на два вида ремонта: текущий и  капитальный. Образуется ремонтный  фонд за счет себестоимости продукции  и рассчитывается по установленным  нормативам. В настоящее время, когда  нормативы еще не действуют, ремонтный  фонд рассчитывается исходя из суммы  сметы на текущий ремонт и норм амортизационных отчислений на капитальный  ремонт. Понятно, что данные предприятия  производят амортизационные отчисления только на полное восстановление основных средств.

Согласно письму Министерства финансов СССР от 9 марта 1988 г. предприятие обязано учитывать образование и использование ремонтного фонда на счете 86 “Амортизационный фонд”, субсчет 2 “Ремонтный фонд основных средств” (прежде субсчет 2 “На капитальный ремонт”). Счет 03 “Капитальный ремонт” переименован в “Ремонт основных средств” с введением субсчетов: 1 – “Текущий ремонт” и 2 – “Капитальный ремонт”.

Образование ремонтного фонда  отражается по кредиту счета 86, субсчет 2, в корреспонденции со счетами  учета производственных затрат (20, 23, 24, 25, 26 и др.) по статьям аналитического учета, по которым амортизационные  отчисления на капитальный ремонт и  расходы на текущий ремонт были предусмотрены  в плановых сметах.

Фактические затраты на текущий  ремонт относятся в дебет счета 03, субсчет 1.

Затраты на капитальный ремонт оборудования и транспортных средств, проводимый хозяйственным способом, предварительно учитываются на счете 23 “Вспомогательные производства”  и по мере завершения списываются  в установленном порядке через  счет 46 “Реализация” в дебет счета 03. Внесены коррективы и к порядок отражения затрат по законченному ремонту основных средств. Учтенные на отдельных субсчетах счета 03 затраты относят в дебет счета 66, субсчет 2 в пределах имеющегося источника.

24. Инвентаризация и аренда основных  фондов.

Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств и на основании  письменного приказа руководителя (Форма № ИНВ-22). Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности.

До начала инвентаризации проводится проверка:

  1. инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  2. технических паспортов или другой технической документации;
  3. документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (Форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны  неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись  с указанием времени ввода  в эксплуатацию и причин, приведших  эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Одновременно с инвентаризацией  собственных основных средств проверяются основные средства, находящиеся на ответственном хранении и арендованные. По указанным объектам составляется отдельная опись.

По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных  данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

Выявленные при  инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:

  • основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счете 91;
  • недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"