Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе освещены теоретические и организационно-правовые основы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии. Рассмотрена сущность и понятие покупателей предприятия, определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, приведена методика внутреннего контроля расчетов.
Во второй главе рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Альянс». На примере хозяйственных операций предприятия отражены основные проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками и их документальное оформление.
В третьей главе на примере ООО «Альянс» проведен анализ расчетов с покупателями и заказчиками. С использованием практического материала предприятия проанализированы основные операции, проводимые в соответствии с утвержденным планом счетов и учетной политики ООО «Альянс», даны рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ 9
1.1 Сущность и понятие покупателей предприятия 9
1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками 16
1.4 Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками 22
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬЯНС» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Альянс» 36
2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и заказчиками
ООО «Альянс» 42
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ ООО «АЛЬЯНС» 48
3.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 48
3.2 Рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности
ООО «Альянс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Вложенные файлы: 1 файл

0499906_D760B_buhgalterskii_uchet_i_analiz_raschetov_s_pokupatelyami_i_zak.docx

— 186.90 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.1

Бухгалтерские записи по субсчету 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками по отпущенным товарно-материальным ценностям»

 

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

62-1

90-1

Отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию.

Договор купли-продажи, № 1-Т «Товарно-транспортная накладная».

(62-1)

(90-1)

Сторнирована взысканная покупателем сумма недостач и потерь, выявленных при приемке продукции - сторно.

Документы о взыскании сумм недостач и потерь, № ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно - материальных ценностей»

62-1

76-2

Отражена взысканная покупателем сумма недостач и потерь.

Бухгалтерская справка.

62-1

91-1

Отражена задолженность покупателей за проданные: 
-объекты основных средств,

-нематериальные активы,

Договор купли-продажи, № 1-Т «Товарно-транспортная накладная», акты приема-передачи незавершенного строительства, оборудования, ценных бумаг.

   

-объекты незавершенного строительства  и оборудование, 
-материалы, 
-ценные бумаги и другие финансовые вложения.

 

 

50, 51

62-1

Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков.

Выписка банка по расчетному счету, № КО-1 «Приходный кассовый ордер», чек ККМ.


 

На субсчете «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии длительных хозяйственных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу.

На субсчете «Векселя полученные» учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями. Затем по этому субсчету отдельной проводкой отражается разница между суммой, указанной в векселе, выданном организацией-покупателем и суммой ранее учтенной дебиторской задолженности. На данном субсчете также отражаются суммы задолженности покупателей, зачтенные в погашение долгов перед поставщиками посредством передачи векселя (индоссирования).

Бухгалтерские проводки по субсчету «Векселя полученные» представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Бухгалтерские записи по субсчету 62.3 «Векселя полученные»

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

62-3

62-1

Получен вексель в обеспечение задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию.

Вексель полученный

62-3

91-1

Отражена сумма превышения номинальной стоимости векселя над договорной стоимостью продажи

Бухгалтерская справка

60

62-3

Отражено исполнение обязательств организации зачетом встречных требований (индоссирование)

Акт о прекращении встречных требований.

60

62-3

Отражено исполнение обязательств организации зачетом встречных требований (индоссирование)

Акт о прекращении встречных требований.

50, 51

91-1

Включена в состав прочих доходов сумма поступивших процентов по векселю

Выписка банка по расчетному счету, №КО-1 «Приходный кассовый ордер», чек ККМ.

50,51

62-3

Покупатель погасил вексель

Выписка банка по расчетному счету, №КО-1 «Приходный кассовый ордер», чек ККМ.


 

На субсчете «Авансы полученные» осуществляется учет предварительной оплаты (аванса) за продукцию, товары, работы, услуги. По кредиту этого субсчета отражается поступившая сумма аванса или предварительной оплаты, а по дебету - оплата отгруженных продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг. По данному субсчету может отражаться подлежащий уплате в бюджет НДС.

Сумма НДС, уплаченная в бюджет с полученного аванса может быть принята к вычету в следующих случаях:

  • активы, под которые был получен аванс, проданы (признана выручка от продажи);
  • договор, в счет оплаты которого был получен аванс, расторгнут, и аванс возвращен покупателю.

Отражение бухгалтерских записей по учету авансовых платежей можно увидеть в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Бухгалтерские записи по субсчету 62.4 «Авансы полученные»

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

50, 51

62-4

Поступили авансовые платежи в счет предстоящей поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг)

Выписка банка по расчетному счету, №КО-1 «Приходный кассовый ордер», чек ККМ.

62-4

68

Начислен НДС с авансовых платежей.

Бухгалтерская справка-расчет

62-4

62-1

Зачтен авансовый платеж в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Бухгалтерская справка.

68

62-4

НДС с авансовых платежей предъявлен к вычету

Бухгалтерская справка.

62-4

50, 51

Возвращены авансы покупателям и заказчикам при нарушении условий договора поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг)

Выписка банка по расчетному счету, № КО-2 «Расходный кассовый ордер».


 

На субсчете «Расчеты по банковским чекам» осуществляется учет движения полученных чеков организацией-чекодержателем. Для обеспечения аналитического учета к данному субсчету рекомендуется открывать три аналитических счета:

  • «Расчеты по чекам, срок оплаты которых не наступил»;
  • «Расчеты по чекам, не оплаченным в срок»;
  • «Расчеты, переданные на инкассо».

В настоящее время срок предъявления чека к оплате устанавливает банк-плательщик самостоятельно внутрибанковскими правилами проведения операций с чеками [2].

Чек может быть представлен к оплате путем непосредственного предъявления банку-плательщику или путем предъявления чека на инкассо.

Записи, которые будут сделаны по учету расчетов банковскими чеками представлены в таблице 1.4.

На субсчете «Расчеты по бартерным сделкам» осуществляется учет товарообменных операций, т.е. по договору мены. Согласно данному договору стороны обменивают один товар на другой. Каждая из сторон является продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.

Таблица 1.4

Бухгалтерские записи по субсчету 64.5 «Расчеты по банковским чекам»

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных

операций

Первичные документы

62-1

90-1

Отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию

Договор купли-продажи, № 1-Т «Товарно-транспортная накладная».

62-5

62-1

Получен чек от покупателя

Банковский чек

51

62-5

Зачислены на расчетный счет денежные средства по предъявленному чеку

Выписка банка по расчетному счету, № КО-1 «Приходный кассовый ордер», чек ККМ.


 

Согласно бухгалтерскому стандарту, выручка от реализации товаров по договору мены отражается в учете исходя из стоимости вновь полученных товаров. При этом стоимость полученных товаров определяется по ценам, по которым организация обычно приобретает такие или аналогичные товары.

Бухгалтерские записи по субсчету 62.6 «Расчеты по бартерным сделкам» с перечнем документов, на основании которых они делаются, представлены в таблице 1.5.

 

 

 

Таблица 1.5

Бухгалтерские записи по субсчету 62.6 «Расчеты по бартерным сделкам»

Дебет

Кредит

Содержание хозяйственных операций

Первичные документы

62-6

90-1

Отражена выручка от реализации имущества, определенная исходя из стоимости ценностей, полученных в обмен.

Договор мены, № 1-Т «Товарно-транспортная накладная».

60

62-6

Зачтены обязательства по договору мены

Бухгалтерская справка, акт о прекращении встречных требований.

91-2

62-6

Списана разница между стоимостью отгруженной продукции и стоимостью полученного имущества.

Бухгалтерская справка

62-6

91-1

Отражена разница между стоимостью полученного имущества и стоимостью отгруженной продукции.

Бухгалтерская справка


 

Величина оплаты по договору мены (задолженность перед контрагентом, отражаемая по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками») определяется исходя из рыночной стоимости переданных ценностей. Для отражения в учете товарообменных операций необходимо правильно определить: выручку от реализации товара по договору мены; стоимость полученного по договору мены имущества и величину оплаты по договору мены [13].

 

1.4 Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и

заказчиками

 

Учет расчетов с поставщиками и покупателями и формирование внутреннего контроля имеют жизненно важное значение для любого предприятия, активно работающего в условиях рыночной экономики. Предприятия постоянно ведут расчеты с поставщиками и покупателями. С поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с покупателями - за купленные ими товары; с заказчиками - за выполненные работы и оказанные услуги. Задолженность по этим расчетам в процессе финансово - хозяйственной деятельности должна находится в рамках допустимых значений.

Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия. При значительном отвлечении средств предприятия из оборота, появляется невозможность гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого необходимо проводить мониторинг и внутренний аудит расчетов.

Для проведения внутреннего контроля используются данные бухгалтерского учета и отчетности, поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и учетных регистрах. Необходимость внутреннего контроля связана, прежде всего, с увеличением объектов и данных в бухгалтерском учете предприятия. По мере роста масштаба деятельности предприятия и расширения аппарата управления возникают проблемы, связанные с обменом информацией, затрудняется контроль за различными подразделениями предприятия со стороны центрального руководства, что повышает риск ошибок и злоупотреблений персонала. Основными функциями внутреннего контроля являются: осуществление проверок звеньев управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Кроме того, в компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их проведением.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками