Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе освещены теоретические и организационно-правовые основы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии. Рассмотрена сущность и понятие покупателей предприятия, определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, приведена методика внутреннего контроля расчетов.
Во второй главе рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Альянс». На примере хозяйственных операций предприятия отражены основные проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками и их документальное оформление.
В третьей главе на примере ООО «Альянс» проведен анализ расчетов с покупателями и заказчиками. С использованием практического материала предприятия проанализированы основные операции, проводимые в соответствии с утвержденным планом счетов и учетной политики ООО «Альянс», даны рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ 9
1.1 Сущность и понятие покупателей предприятия 9
1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками 16
1.4 Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками 22
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬЯНС» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Альянс» 36
2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и заказчиками
ООО «Альянс» 42
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ ООО «АЛЬЯНС» 48
3.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 48
3.2 Рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности
ООО «Альянс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Вложенные файлы: 1 файл

0499906_D760B_buhgalterskii_uchet_i_analiz_raschetov_s_pokupatelyami_i_zak.docx

— 186.90 Кб (Скачать файл)

- наименование документа;

- дату составления документа;

- наименование организации, от имени которой составлен документ;

- содержание хозяйственной операции;

- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

- наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

- личные подписи указанных лиц.

Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, а также на магнитных дисках, дискетах и иных машинных носителях.

Хозяйственные операции  отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Учетные документы хранятся на предприятии в электронной форме в течение пяти лет.

Инвентаризация материалов, товарных запасов и расчетов проводится на начало каждого квартала, а также в случаях, предусмотренных законодательством. Инвентаризация необходима для того, чтобы вовремя выявить ошибки в учете и проверить сохранность материалов, товарных запасов у материально-ответственных лиц. Фактическое наличие материалов, товарных запасов сверяется с данными бухгалтерского учета по документам, которые числятся в бухгалтерии.

Инвентаризация основных средств проводится один раз в три года по каждому инвентарному объекту.

При инвентаризации денежных средств подсчитывается их фактическое наличие в кассе, полученная сумма сверяется с данными учета.

Организация использует в учете метод начисления доходов, а расходы учитываются в том отчетном периоде, в котором они возникли. Расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (ст.272 НК РФ).

Для осуществления деятельности на балансе ООО «Альянс» имеются: здания, оборудование, вычислительная техника, производственный и хозяйственный инвентарь. Объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и другие издания списываются на затраты производства по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Затраты по ремонту основных средств включаются в себестоимость продукции отчетного периода.

Амортизация основных средств в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом.

Нематериальные активы в бухгалтерском и налоговом учете амортизируются линейным методом. Амортизация нематериальных активов в бухгалтерском учете отражается на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в бухгалтерском учете путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (счет 04 «Нематериальные активы»).

В бухгалтерском и налоговом учете материально-производственные запасы списываются по средней себестоимости. Фактическая стоимость приобретенных материалов в бухгалтерском учете отражается на счете 10 «Материалы».

Фактическая себестоимость реализованных товаров оценивается по средней стоимости.

Установлен лимит единовременного списания на расходы предприятия стоимости малоценного имущества 20 000 руб.

ООО «Альянс» резервов для целей налогообложения не создает.

Общехозяйственные расходы сразу списываются в дебет счета 20 «Основное производство»

В налоговом учете кредиты и займы считаются сопоставимыми так как:

- выданы  в одной валюте;

- должны  быть погашены в одинаковые  сроки;

- аналогичны  по обеспечению под залог оборотных  или необоротных средств;

- сопоставимы  по объему (отклонение не должно  превышать 20% от среднего объема  заемных средств, полученных в  течение месяца).

Резерв по сомнительным долгам не создается в бухгалтерском и налоговом учете.

Налоговая база по НДС определяется по «отгрузке». Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя из фактически уплаченного налога за прошлый квартал.

Основные экономические показатели деятельности предприятия за 2006 – 2008 гг. представлены в таблице 2.1

Таблица 2.1

Основные экономические показатели деятельности, тыс. руб.

Показатель

.2006 г

2007 г

2008 г

Выручка от реализации

54830

81204

79301

Себестоимость

53937

78251

76128

Валовая прибыль

893

2953

3173

Чистая прибыль

212

154

142


 

Из таблицы 2.1 видно, что выручка предприятия за 3 года увеличилась в 1,5 раза, а чистая прибыль уменьшилась на 30%, что свидетельствует о том, что на  ООО «Альянс» необходимо снижать уровень затрат, структура затрат представлена на рис. 2.2.

 

Рис. 2.2 Классификация затрат предприятия

 

В целом на предприятии наблюдается устойчивая динамика наращивания объемов производства, расширение номенклатуры производимого товара и сегмента присутствия на рынке (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Объем производства предприятия

 

Финансовый кризис конца 2008 года коснулся всех сфер производства, ООО «Альянс» не является исключением из общего правила. Спад в производственной мебельной отрасли коснулся и предприятия, что привело к снижению объемов производства и перевод персонала на шестичасовую рабочую неделю. На данный момент предприятие разрабатывает новую стратегию поведения на рынке.

 

2.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Альянс»

 

Учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги ООО «Альянс» ведет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

ООО «Альянс» 20.12.2008 отгрузило покупателю 2500 ед. товара по цене 200 руб. (закупочная стоимость - 150 руб.). Общая сумма по договору составила 500 000 руб. Налог на добавленную стоимость по ставке 18% составил 90 000 руб. 29.12.2008 покупатель оплатил товары. Право собственности на товар переходит в момент передачи товара продавцом покупателю. Обязательства перед бюджетом возникают по мере погашения задолженности покупателем.

Системой скидок, предоставляемых покупателю, предусмотрено, что при отгрузке покупателю более 1000 ед. одноименного товара предоставляется скидка в размере 10% путем снижения отпускной цены товара. При оплате покупателем товара в течение 10 дней предоставляется скидка в размере10 %.

Предоставленная скидка по товару составит:

2 500 · 200 · 10% = 50 000 руб.

Стоимость товара по договору с учетом скидки:

2 500 · 200 - 50 000 = 450 000 руб.

НДС:

450 000 · 20% = 81 000 руб.

Всего с НДС:

450 000 + 81 000 = 531 000 руб.

Сумма скидки за досрочную оплату:

450 000 · 10% = 45 000 руб.

Сумма скидки по НДС:

81 000 * 10% = 8 100 руб.

Итого общая сумма скидки 53 100 руб.

Закупочная стоимость реализованного товара составляет:

2 500 · 150 = 375 000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

20.12.2008

Дебет 62 Кредит 90.1 - 531 000 руб. - отгружен товар покупателю;

20.12.2008

Дебет 90.3 Кредит 76 - 81 000 руб. - учтен НДС, подлежащий оплате покупателем;

29.12.2008

Дебет 51 Кредит 62 - 477 900 руб. - оплачен покупателем товар;

29.12.2008

Дебет 62 Кредит 90.1 - (53 100) руб. - учтены предоставленные по сроку платежа скидки (сторно);

29.12.2009

Дебет 90.3 Кредит 76 - (8 100) руб. - учтена скидка в части НДС (сторно);

31.12.2008

Дебет 90.2 Кредит 41 - 375 000 руб. - списаны реализованные товары;

31.12.2008

Дебет 90.9 Кредит 99 - 39 000 руб. - определен финансовый результат от реализации товаров.

Согласно пункту 6.2. ПБУ 9/99 при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, дебиторская задолженность принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме по договору.

При получении претензии об уплате стоимости некачественной продукции (товара), выполненных работ, оказанных услуг или снижении цены договора предприятие либо соглашается с требованиями покупателя (заказчика), либо разрешает спор в судебном порядке. В первом случае при согласии с требованиями покупателя (заказчика) на счетах бухгалтерского учета должна быть произведена запись, уменьшающая сумму дебиторской задолженности покупателя. Такая запись должна быть осуществлена методом сторно ранее произведенной записи по увеличению дебиторской задолженности покупателя (заказчика):

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи».

В 2008 году ООО «Альянс» заказала строительство офиса фирме ООО «Ремстрой». Стоимость строительства 3 000 000 руб. Строительство должно быть выполнено в три этапа. Стоимость каждого этапа оценивается в 1 000 000 руб. До начала работ фирмой ООО «Альянс» был выплачен аванс в 600 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Альянс» была сделана запись:

Дебет 60 Кредит 51 - 600 000 руб. - выплачен подрядчику аванс;

В бухгалтерском учете ООО «Ремстрой» была сделана запись:

Дебет 51 Кредит 62- 600 000 руб. - зачислен полученный аванс;

После сдачи первого этапа бухгалтерские записи ООО «Альянс» будут выглядеть так:

Дебет 60 Кредит 51 - 600 000 руб.

Дебет 60 Кредит 51 - 800 000 руб.

- оплачен  сданный подрядчиком этап. Стоимость  работ 1 000 000 руб., но 20% этой стоимости  погашается в счет ранее выданного  аванса (600 000 : 3 = 200 000 руб.), т.е. объем  ранее выполненных работ составил 1 000 000 руб., но сумма счета, выставленного  к оплате, уменьшается на 200 000 руб.

После сдачи первого этапа бухгалтерские записи ООО «Ремстрой» будут выглядеть так:

Дебет 51 Кредит 62 - 600 000 руб.;

Дебет 51 Кредит 62 - 800 000 руб.- зачислен платеж за выполненный и сданный этап.

При организации бухгалтерского учета задолженности перед покупателями и заказчиками по авансам полученным необходимо учитывать два важных момента: во-первых, поступление какого имущества может рассматриваться в качестве авансов и во-вторых, в какой оценке должны быть отражены указанные обязательства в балансе.

По итогам финансово-хозяйственной деятельности 2008 года ООО «Альянс» решило продать (переуступить право получения) дебиторскую задолженность третьим лицам (переход прав кредитора к другому лицу установлен ст.ст.382 - 390 ГК РФ). В соответствии с данными нормами, в частности, следует, что:

- право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (ст.328 ГК РФ). В данном случае права требования, являясь частью имущества организации, могут быть объектом купли - продажи (ст.132 ГК РФ). Таким образом, организация может переуступить право требования своей дебиторской задолженности, учтенной в зависимости от порядка расчетов и ее видов на счетах 45 «Товары отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», другой организации или физическому лицу;

- для перехода права требования дебиторской задолженности к другому лицу не требуется согласия должника, если иное не предусмотрено договором купли - продажи, заключенным между организацией - кредитором (у которой учитывается дебиторская задолженность) и организацией - покупателем продукции, работ и услуг (дебитором по первоначальной сделке).

В соответствии с налоговым законодательством у организации, продающей права (требования):

- налогом на прибыль облагается разница между оценкой передаваемой дебиторской задолженности согласно договору передачи права и ее учетной стоимостью;

- налогом на добавленную стоимость облагается сумма денежных средств, полученная сверх стоимости дебиторской задолженности в ее первоначальной оценке. При этом учитывается, что денежные средства, поступившие в пределах суммы, причитающейся по первоначальному договору купли - продажи объекта сделки (т.е. дебиторской задолженности), были обложены НДС при отражении выручки в момент реализации объекта сделки. В связи с этим в данном случае вся сумма поступлений классифицируется как выручка от продажи права.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками