Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе освещены теоретические и организационно-правовые основы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии. Рассмотрена сущность и понятие покупателей предприятия, определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, приведена методика внутреннего контроля расчетов.
Во второй главе рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Альянс». На примере хозяйственных операций предприятия отражены основные проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками и их документальное оформление.
В третьей главе на примере ООО «Альянс» проведен анализ расчетов с покупателями и заказчиками. С использованием практического материала предприятия проанализированы основные операции, проводимые в соответствии с утвержденным планом счетов и учетной политики ООО «Альянс», даны рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ 9
1.1 Сущность и понятие покупателей предприятия 9
1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками 16
1.4 Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками 22
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬЯНС» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Альянс» 36
2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и заказчиками
ООО «Альянс» 42
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ ООО «АЛЬЯНС» 48
3.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 48
3.2 Рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности
ООО «Альянс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Вложенные файлы: 1 файл

0499906_D760B_buhgalterskii_uchet_i_analiz_raschetov_s_pokupatelyami_i_zak.docx

— 186.90 Кб (Скачать файл)

 

 

АННОТАЦИЯ

 

Дипломная работа содержит пояснительную записку (текстовой материал) на 71 листе формата А4, включающую 6 рисунков, 11 таблиц и 48 литературных источника.

Дипломная работа посвящена вопросам учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ПЛАН СЧЕТОВ, ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ, ОТЧЕТНОСТЬ, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ, АКТИВ, ПАССИВ, ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ

Объектом исследования является хозяйственная деятельность в части учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

В первой главе освещены теоретические и организационно-правовые основы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии. Рассмотрена сущность и понятие покупателей предприятия, определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, приведена методика внутреннего контроля расчетов.

Во второй главе  рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Альянс». На примере хозяйственных операций предприятия отражены основные проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками и их документальное оформление.

В третьей главе на примере ООО «Альянс» проведен анализ расчетов с покупателями и заказчиками. С использованием практического материала предприятия проанализированы основные операции, проводимые в соответствии с утвержденным планом счетов и учетной политики ООО «Альянс», даны рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности предприятия.

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ 

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И

ЗАКАЗЧИКАМИ 9

1.1 Сущность и понятие покупателей предприятия 9

1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 11

1.3 Синтетический и аналитический  учет расчетов с покупателями  и 

заказчиками 16

1.4 Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и

заказчиками 22

2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ  С ПОКУПАТЕЛЯМИ И 

ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬЯНС» 29

2.1 Организационно-экономическая характеристика  предприятия 29

2.2 Бухгалтерский учет расчетов  с покупателями и заказчиками 

ООО «Альянс» 36

2.3 Документальное оформление расчетов  с поставщиками и заказчиками

ООО «Альянс» 42

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С  ПОКУПАТЕЛЯМИ И 

ЗАКАЗЧИКАМИ ООО «АЛЬЯНС» 48

3.1 Анализ динамики и структуры  дебиторской задолженности 48

3.2 Рекомендации по оптимизации  дебиторской задолженности 

ООО «Альянс» 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68


 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предприятия постоянно ведут расчеты с покупателями и поставщиками. С поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с подрядчиками за выполненные работы, этапы работ. Задолженность по этим расчетам в процессе финансово - хозяйственной деятельности должна находится в рамках допустимых значений. Сомнительная дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля.

Развитие рыночных отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с дебиторами и кредиторами.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время большое внимание уделяется расчетам с поставщиками и подрядчиками. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространённых видов расчётов как раз и являются расчеты с поставщиками и подрядчиками за сырье, материалы, товары и прочие материальные ценности.

Стабильность экономики невозможна без финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогом выживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивость оказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т.п.

Они могут различаться по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.

Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренние факторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторской задолженностей.

В основе финансовой деятельности коммерческих предприятий лежит постоянный кругооборот денежных средств, авансированных для производства и сбыта продукции. В каждом хозяйственном цикле эти средства должны возобновляться, то есть с прибылью возвращаться предприятию. Дебиторская задолженность является одним из основных источников формирования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда содержит суммы потенциальных выплат, нуждающихся  в бухгалтерском наблюдении и контроле. От состояния расчетов с дебиторами и кредиторами во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность.

Для предприятия очень важно не допустить необоснованного увеличения дебиторов и суммы их долгов, избегать дебиторской задолженности с высокой степенью риска, вовремя выставлять платежные счета, следить за сроками их оплаты и своевременно принимать меры по истребованию просроченной задолженности. В то же время нужно очень внимательно относиться к расчетам с кредиторами, своевременно возвращать им долги, иначе предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, будет иметь штрафные санкции по расчетам с контрагентами, что говорит об актуальности выбранной темы дипломной работы.

Дебиторская и кредиторская задолженность естественное явление для существующей в России системы расчетов между предприятиями.

Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признанию руководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторской задолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенством нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Эти причины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью в России по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведено у нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатных платежей.

Проблема неплатежей одна из острейших проблем периода экономических реформ нашей российской экономики. Руководители и главные бухгалтеры предприятий (организаций) озабочены высоким уровнем дебиторской задолженности и соответствующими потерями. Делаются огромные усилия, принимаются неординарные меры, направленные на погашение неплатежей покупателей и поставщиков. Широкое распространение получил бартер. Но и при этом допускается просроченная задолженность бюджету, поставщикам, другим кредиторам, физическим и юридическим лицам.

Многие предприятия вынуждены компенсировать выведенную из оборота часть средств в виде дебиторской задолженности за счет заемных средств, при этом их значительная часть предоставляется кредитными учреждениями в виде векселей (финансовый вексель), которые наряду с товарными векселями получили широкое распространение в системе расчетов.

В последнее время из-за ряда объективных и субъективных факторов усложнились порядок учета и отражения в отчетности дебиторской задолженности. Более сложным стало налогообложение операций, связанных с учетом дебиторской задолженности.

Целью написания дипломной работы является рассмотрение методики учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:

- раскрыть понятие и сущность расчетов с покупателями и заказчиками.

- рассмотреть особенности организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

- рассмотреть методику внутреннего контроля расчетов с покупателями и заказчиками.

- ознакомится с организацией учета расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Альянс».

- провести  анализ и разработать мероприятия по оптимизации дебиторской задолженности ООО «Альянс».

Объектом исследования является хозяйственная деятельность и организация бухгалтерского учета ООО «Альянс».

Предметом дипломного исследования является организация бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И 

ЗАКАЗЧИКАМИ

 

1.1 Сущность и понятие покупателей предприятия

 

Покупатель – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи приобретает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у поставщика на праве владения, пользования и распоряжения.

Взаимоотношения покупателя и поставщика оформляются договором купли-продажи, а заказчика и подрядчика – договором подряда.

Отличительной особенностью этих договоров является то, что предметом договора купли-продажи является переход права собственности на товарно-материальные ценности, а предметом договора подряда выступают оказанные подрядчиком услуги, которые не имеют материально-вещественной формы.

Условиями договора купли – продажи являются: порядок поставки товаров; ответственность за невыполнения договорных условий, в том числе штрафные санкции; срок действия договора; права и обязанности сторон; реквизиты сторон. Договор считается заключенным, если сторонами достигнуто соглашение по существенным условиям договора. Договора купли-продажи считается согласованным, если позволяет определить наименование и количество товара.

В обязанности продавца по передаче товара входит передать покупателю товар предусмотренный договором купли - продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).

В договоре подряда оговаривается вид, условия выполнения работы сумма вознаграждения, порядок расчетов, штрафных санкций.

При выполнении работ или оказании услуг составляется акт выполненных работ по заказу покупателя.

Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю).

На правовое регулирование расчетов направлен ряд нормативных актов различного уровня.

Прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливающий формы расчетов и правовые основы расчетов, регулирующий договорные основы осуществления безналичных расчетов [1].

Случаи использования иностранной валюты в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов предусмотрены Федеральным законом от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями) [3].

Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 2008г. №176-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о центральном банке Российской Федерации (банке России) и статью 12 федерального закона «О рынке ценных бумаг» [3].

Основания совершения платежа могут быть различны:

  • оплата переданного имущества, выполненных работ, оказанных услуг;
  • безвозмездная передача денежных средств и др.

Положение ЦБ РФ регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки и т. д.

Существует три метода расчетов с поставщиками и подрядчиками:

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками