Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе освещены теоретические и организационно-правовые основы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии. Рассмотрена сущность и понятие покупателей предприятия, определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, приведена методика внутреннего контроля расчетов.
Во второй главе рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Альянс». На примере хозяйственных операций предприятия отражены основные проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками и их документальное оформление.
В третьей главе на примере ООО «Альянс» проведен анализ расчетов с покупателями и заказчиками. С использованием практического материала предприятия проанализированы основные операции, проводимые в соответствии с утвержденным планом счетов и учетной политики ООО «Альянс», даны рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ 9
1.1 Сущность и понятие покупателей предприятия 9
1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками 16
1.4 Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками 22
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬЯНС» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Альянс» 36
2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и заказчиками
ООО «Альянс» 42
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ ООО «АЛЬЯНС» 48
3.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 48
3.2 Рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности
ООО «Альянс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Вложенные файлы: 1 файл

0499906_D760B_buhgalterskii_uchet_i_analiz_raschetov_s_pokupatelyami_i_zak.docx

— 186.90 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета указанных операций у ООО «Альянс».

Учетная стоимость дебиторской задолженности - 1200 тыс. руб;

- оплачиваемая стоимость - 800 тыс. руб. или 1500 тыс. руб.

Если дебиторская задолженность будет продана по меньшей стоимости, то делаются следующие записи:

Дт  91 Кт 62 - списана дебиторская задолженность по учетной стоимости - 1200 тыс. руб.;

Дт 76 Кт 91 - отражена выручка от продажи права (требования) - 800 тыс. руб.;

Дт 51 Кт 76 - отражено погашение задолженности покупателем - 800 тыс. руб.

При определении организацией выручки для целей налогообложения по оплате в бухгалтерском учете после получения денежных средств также делаются следующие записи на сумму отсроченного НДС:

Дт 76 Кт 68 - 183 тыс. руб.;

Дт 99 Кт 91 - отражен убыток по сделке - 400 тыс. руб.

Если дебиторская задолженность будет продана по большей стоимости, то делаются следующие записи:

Дт 91 Кт 62 - списана дебиторская задолженность по учетной стоимости - 1200 тыс. руб.;

Дт 76 Кт 91 - отражена выручка от продажи права (требования) - 1500 тыс. руб.;

Дт 91 Кт 68 - отражен НДС, начисленный дополнительно с суммы разницы, - 46 тыс. руб.;

Дт 51 Кт 76 - отражены денежные средства, полученные от продажи прав, - 1500 тыс. руб.;

Дт 91 Кт 99 - отражена прибыль по сделке - 254 тыс. руб.

При определении организацией выручки для целей налогообложения по оплате в бухгалтерском учете после получения денежных средств на сумму отсроченного ранее НДС делается запись:

Дт 76 Кт  68 - 183 тыс. руб.

Если организация - кредитор получит в оплату проданных прав имущество, в бухгалтерском учете вместо записей по отражению поступления денежных средств делаются следующие записи:

Дт 07, 08, 10, 19 и др. Кт 60 - отражена стоимость приобретения полученного имущества - 800 тыс. руб. или 1500 тыс. руб.;

Дт 60 Кт 76 - отражен зачет взаимных требований - 800 тыс. руб. или 1500 тыс. руб.

 

2.3 Документальное оформление расчетов  с поставщиками и 

заказчиками ООО «Альянс»

 

Основным документом по расчетным взаимоотношениям с поставщиками является счет-фактура (форма № 914, в редакции постановления Правительства РФ от 26 мая 2009 г. N 451). Ее выписывает поставщик на отпускаемые (отгружаемые) товарно-материальные ценности. В документе заполняются следующие реквизиты: поставщик и его адрес, номер расчетного счета в банке по его местонахождению, дата и др. В нем указывают наименование отгруженных ценностей по их видам, единицу измерения, количество, цену и сумму, а также сумму, на которую отпущено всего товаров. В документе делают ссылку на договор, согласно которому отпущены материальные ценности, указывают номера квитанций и накладных по отпускаемым (отгружаемым) материальным ценностям.

Счета-фактуры поставщиков тщательно проверяют с точки зрения правильности заполнений всех реквизитов, применяемых цен, таксировки, и после проверки соответствия количества поступивших грузов количеству, указанному в счете-фактуре, их принимают к записям в бухгалтерском учете. В случае несоответствия полученных ценностей с данными счета-фактуры составляют коммерческий акт и предъявляют претензию поставщику.

Все расчеты с заготовительными организациями строятся на основании заключаемых с ними договоров - контрактов, где указаны сроки и условия поставки продукции, порядок оплаты и т. д.

Счет-фактура занимает особое место в системе документации организации. С одной стороны, он является дополнительным инструментом контроля за правильностью и своевременностью расчетов бюджетом по налогу на добавочную стоимость. С другой стороны, порядок составления и регистрации счетов-фактур соответствует требованиям, предъявляемым при составлении первичных документов.

Аналогичный порядок распространяется и на счета-фактуры по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ № 914. Допускаемое изменение внешней формы счета-фактуры не должно нарушать последовательности расположения и количества реквизитов, утвержденных этим постановлением: «Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом» (п. 8 постановления). Таким образом, на специфический налоговый документ распространяются требования, предъявляемые к документам, подтверждающим факт деятельности предприятия. Последствия несоблюдения этих требований также уравниваются. Оформление счета-фактуры с нарушением требований расцениваются как отсутствие НДС, оплаченного поставщику (подрядчику).

Из данного положения следует, что счет-фактура выходит за рамки документа, служащего дополнительным элементом контроля за правильностью расчетов с бюджетом по НДС, и поднимается до уровня документа, являющегося основанием для возмещения (принятия к зачет) сумм НДС, указанных в нем.

Таким образом, появляется дополнительное условие для предъявления бюджету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам, к уже определенным инструкцией Госналогслужбы от 11.10.95 № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». В соответствии с п.16, 18 и 19 этой инструкции предъявить бюджету НДС можно при четырех условиях:

  • материальные ценности (работы, услуги) получены от поставщиков и подрядчиков;
  • материальные ценности (работы, услуги) приобретены для производственных целей;
  • погашена кредиторская задолженность перед поставщиками за приобретенные материальные ценности (работы, услуги);
  • НДС выделен отдельной строкой в платежных и первичных документах.

Пятое условие - наличие счета-фактуры - дублирует обязанность налогоплательщика выделять сумму НДС отдельной строкой и первичных документах.

Счет-фактура имеет существенное значение только при предъявлении бюджетных сумм НДС, уплаченных поставщикам (подрядчикам). При начислении бюджету НДС счета-фактуры перестают играть кардинальную роль.

Допускаются некоторые отступления от общего порядка их составления, позволяющие искусственно увязать суммы начисленного НДС в соответствии с Законом РФ от 06.12.91 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и суммы НДС, подлежащие начислению в соответствии с выставленными счетами-фактурами.

Так, получение денежных средств в виде предоплаты в счет предстоящих поставок товаров оформляется поставщиком составлением счетов-фактур и записями в книге продаж (п. 11 постановления Правительства РФ № 914). При отгрузке товаров счет-фактура выставляется повторно.

Использование показателей книги продаж с целью подтверждения правильности начисления в бюджет не представляется возможным без дополнительного контроля:

  • полноты отражения счетов-фактур в книге продаж;
  • обоснованности невключения счетов-фактур в книгу продаж данного отчетного периода;
  • соответствия сумм НДС в книге продаж и сумм НДС в налоговой декларации по расчетам с бюджетом.

Основной целью формирования обобщающей информации по счетам-фактурам, выставленным поставщиками и подрядчиками, являются определение суммы НДС, подлежащей предъявлению бюджету. Для достижения поставленной цели в соответствии с положениями инструкции ГНС РФ от 11.10.95 № 39 об основных условиях предъявления бюджету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам, постановление Правительства № 914 предусмотрен такой порядок ведения книги покупок:

  • счета-фактуры, предъявляемые поставщиком, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и поступления приобретаемых товаров, т.е. на последнюю из дат оплаты или поступления (п. 17 постановления);
  • в случае использования в непроизводственной сфере товара, по которому произведен зачет суммы НДС, в книге покупок делается запись, корректирующая эту сумму налога, с соответствующим уменьшением итоговой суммы налога, принимаемой к зачету в текущем отчетном периоде (п. 18 постановления).

Таким образом, этим постановлением предусмотрена всего одна корректировочная запись в книге покупок. Практика показала, что данной корректировки недостаточно для увязки сумм НДС, отраженных в книге покупок, с суммами НДС, фактически подлежащим предъявлению в бюджет. Таким образом, контроль за достоверностью показателей книги покупок предполагает следующие дополнительные процедуры: документальный анализ обоснованности включения счетов-фактур в книгу покупок; взаимный контроль первичных документов и регистров бухгалтерского учета с записями в книге покупок по исключению сумм НДС по материальным ценностям, не использованным на производственные цели; арифметическая проверка восстановленных сумм НДС по материальным ценностям, на использованным на производственные цели; документальная и арифметическая проверка сумм НДС, предъявляемых по первичным документам и специальным расчетам по нормируемым расходам, затратам на командировки и приобретение материальных ценностей (например, ГСМ) за наличный расчет.

Затраты по ремонту основных средств отражаются соответствующими первичными документами по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные ими работы по капитальному и другим видам ремонта и других расходов.

Затраты по законченному ремонту основных средств подрядным способом отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета расходов по содержанию и эксплуатации оборудования и других основных средств в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов с подрядчиками. Затраты по законченному ремонту основных средств хозяйственным способом отражаются по дебету счетов по учету издержек производства (обращения) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.

Материалы должны передаваться подрядчику по приемо-сдаточному акту или накладной, которые подписываются специально уполномоченным представителем подрядчика, имеющим специальную доверенность.

Документами, служащими основанием для отражения в учете

рассматриваемых операций, будут служить:

  • приемо-сдаточный акт (накладная) на передачу материалов организации - подрядчику;
  • акт на выполненные организацией - подрядчиком ремонтные работы, подтверждающий сам факт проведения ремонта;
  • счет - фактура, выписанный организацией - подрядчиком на выполненные работы, подтверждающий сумму НДС и являющийся основанием для его отнесения на счет 19;
  • платежное поручение (расходный кассовый ордер, авансовый отчет), подтверждающее факт оплаты услуг привлеченной организации и являющееся основанием для принятия к вычету уплаченного НДС.

Выводы: В главе рассмотрены особенности бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «Альянс», из чего следует, что по мере отгрузки товаров и продукции, выполнения работ, оказания услуг и предъявления к оплате расчетных документов при определении выручки от продажи по отгрузке их договорная (продажная) стоимость отражается по кредиту счета 90 в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость продукции, работ, услуг списывается с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 43 «Готовая продукция», а стоимость товаров - со счета 41 «Товары» или 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 90.

Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в ООО «Альянс» ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ ООО «АЛЬЯНС»

 

3.1 Анализ динамики и структуры  дебиторской задолженности

 

Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности проводится на основании данных бухгалтерской отчетности предприятия за 2007-2009 гг., а также данных аналитического учета.

Анализ динамики, структуры дебиторской задолженности проводится  при помощи таблицы 3.1.

Таблица 3.1

Анализ динамики, структуры дебиторской задолженности ООО Альянс» за 2007-2009 гг.

Статьи баланса

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение

2009 г. от

2007 г.

2008 г.

тыс. руб.

Уд.

вес, %

тыс.

руб.

Уд.

вес, %

тыс.

руб.

Уд.

вес, %

тыс.

руб.

тыс.

руб.

Долгосрочная дебиторская задолженность

1091

53,66

1119

50,34

1651

59,73

560,00

532

В том числе покупатели и заказчики

1091

53,66

1119

50,34

1651

59,73

560,00

532

Краткосрочная дебиторская задолженность

942

46,34

1104

49,66

1113

40,27

171,00

9

В том числе покупатели и заказчики

672

33,05

758

34,10

765

27,68

93,00

7

векселя к получению

218

10,72

279

12,55

283

10,24

65,00

4

прочие дебиторы

52

2,56

67

3,01

65

2,35

13,00

-2

Общая сумма дебиторской задолженности

2033

100,00

2223

100,00

2764

100,00

731,00

541

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками