Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 17:23, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе освещены теоретические и организационно-правовые основы организации бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками на предприятии. Рассмотрена сущность и понятие покупателей предприятия, определен порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками, приведена методика внутреннего контроля расчетов.
Во второй главе рассмотрен бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Альянс». На примере хозяйственных операций предприятия отражены основные проводки по учету расчетов с покупателями и заказчиками и их документальное оформление.
В третьей главе на примере ООО «Альянс» проведен анализ расчетов с покупателями и заказчиками. С использованием практического материала предприятия проанализированы основные операции, проводимые в соответствии с утвержденным планом счетов и учетной политики ООО «Альянс», даны рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ 9
1.1 Сущность и понятие покупателей предприятия 9
1.2 Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками 11
1.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и
заказчиками 16
1.4 Методика внутреннего контроля расчетов с покупателями и
заказчиками 22
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЛЬЯНС» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «Альянс» 36
2.3 Документальное оформление расчетов с поставщиками и заказчиками
ООО «Альянс» 42
3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И
ЗАКАЗЧИКАМИ ООО «АЛЬЯНС» 48
3.1 Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 48
3.2 Рекомендации по оптимизации дебиторской задолженности
ООО «Альянс» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68

Вложенные файлы: 1 файл

0499906_D760B_buhgalterskii_uchet_i_analiz_raschetov_s_pokupatelyami_i_zak.docx

— 186.90 Кб (Скачать файл)

Δ Р = 9781 · (18,47/15,41) – 9781 = 1942,23 тыс. руб.

Следовательно, как показывают произведенные расчеты, на предприятии ООО «Альянс» проведение мероприятий по эффективному использованию оборотных средств (а именно, снижение уровня запасов до оптимального уровня, своевременное взыскание дебиторской задолженности и проведение мероприятий по снижению уровня задолженности в будущем), приводит к повышению прибыли предприятия почти в два раза (за счет увеличения коэффициента оборачиваемости и уменьшения периода оборачиваемости оборотных средств), а как следствие повышения эффективности использования оборотных средств улучшение финансового состояния предприятия и повышение деловой активности предприятия.

Применительно к российским условиям, ведущие специалисты в области управления финансами предлагают следующие мероприятия по совершенствованию системы управления дебиторской задолженностью:

  • исключение из числа партнеров предприятий с высокой степенью риска (при рассмотрении партнеров ООО «Альянс» одним из таких является ООО «Стройиндустрия»;
  • периодический пересмотр предельной суммы кредита;
  • использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами;
  • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  • определение возможной суммы оборотных активов, отвлекаемых в дебиторскую задолженность по товарному кредиту, а также по выданным авансам;
  • формирование условий обеспечения взыскания задолженности;
  • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами;
  • использование современных форм рефинансирования задолженности;
  • диверсификация клиентов с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.

В основе формирования стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:

1. Определение  системы характеристик, оценивающих  кредитоспособность отдельных групп покупателей. По товарному (коммерческому) кредиту такая оценка осуществляется обычно по следующим критериям:

- объем  хозяйственных операций с покупателями  и стабильность их осуществления;

- репутация  покупателя в деловом мире;

- платежеспособность  покупателя;

- результативность  хозяйственной деятельности покупателя;

- состояние  конъюнктуры товарного рынка, на  котором покупатель осуществляет свою операционную деятельность;

- объем  и состав чистых активов, которые  могут составлять обеспечение  кредита при неплатежеспособности  покупателя и возбуждении дела  о его банкротстве.

2. Формирование  и экспертиза информационной  базы проведения кредитоспособности покупателей имеет целью обеспечить достоверность проведения такой оценки.  Информационная база, используемая для этих целей, состоит из сведений, предоставляемых непосредственно покупателем (их перечень дифференцируется в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам и т.п.). Экспертиза полученной информации осуществляется путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента (по потребительскому кредиту) с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

3. Группировка  покупателей продукции по уровню  кредитоспособности основывается  на результатах ее оценки и  предусматривает обычно выделение  следующих их категорий:

- покупатели, которым кредит может быть  предоставлен в максимальном объеме, т.е. на уровне установленного кредитного лимита (группа «первоклассных заемщиков»);

- покупатели, которым кредит может быть  предоставлен в ограниченном  объеме, определяемом уровнем допустимого  риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит может быть  предоставлен в ограниченном  объеме, определяемом уровнем допустимого  риска невозврата долга;

- покупатели, которым кредит не предоставляется (при недопустимом уровне риска  невозврата долга, определяемом  типом избранной кредитной политики).

4. Дифференциация  кредитных условий в соответствии  с уровнем кредитоспособности покупателей, наряду с размером кредитного лимита, может осуществляться по таким параметрам как срок предоставления кредита; необходимость страхования кредита за счет покупателей; формы штрафных санкций и т.п.

Формирование процедуры инкассации задолженности предусматривает сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту;  условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери.

Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимо оценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способность компании противостоять этим потерям и стоимость страхования.

Возможно перепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет к чистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрыта конфиденциальная информация.

Финансовое состояние предприятия не может быть хорошим, если покупатели его продукции (работ, услуг) своевременно не расплачиваются с ним. Очевидно, должна быть повышена ответственность предприятий - покупателей за нарушение платежной дисциплины.

Так как ООО «Альянс» является поставщиком услуг для многих предприятий г. Усолье-Сибирское, одной из применяемых форм оплаты с ними является вексельная форма расчетов, использование которой может служить инструментом для оздоровления финансового состояния предприятия и повышения качества дебиторской задолженности.

 Это  обуславливается тем, что векселя  являются ценными бумагами, удостоверяющих  безусловное обязательство векселедателей  уплатить, по наступлении срока, определенную сумму векселедержателям, т.е. владельцам векселей. Эмиссия векселей может осуществляться как банками, так и предприятиями. Если банки эмитируют векселя для расчетов и обеспечивают ими предприятия в качестве платежного средства, они, по существу, увеличивают денежную массу, приспосабливая ее размеры к нуждам предприятий. Дополнительно выпущенная в форме банковских векселей денежная масса должна покрыть первичные неплатежи и по цепочке погасить все последующие неплатежи. В результате в балансах первичных неплательщиков, имеющих кредитовое сальдо по неплатежам, кредиторская задолженность предприятиям-контрагентам будет заменена кредиторской задолженностью банку, предоставившему вексельный кредит. Вместе с тем здесь возникает ряд проблем. Векселя значительно легче поддаются подделке, чем денежные знаки. Кроме того, нет гарантии, что полученный вексельный кредит будет сразу же использован предприятием для погашения задолженности. Наконец, замена взаимной задолженности векселями повысит ее ликвидность, а значит и скорость ее обращения. Это, очевидно, будет стимулировать инфляцию.

Если же векселя эмитируются предприятиями, то, кроме возможности их подделки и влияния на инфляцию, возникает также следующая проблема. Далеко не всегда переводные векселя предприятий-должников могут свободно обращаться на рынке ценных бумаг и следовательно использоваться как средство платежа при расчетах с предприятиями-кредиторами. Фактически так функционировать могут лишь векселя доходных, финансово устойчивых предприятий, способных погашать задолженность. Векселя же малорентабельных и убыточных предприятий, как правило, не будут приниматься ни банками, ни предприятиями-кредиторами. Поэтому такие векселя только частично могут содействовать укреплению платежеспособности предприятий. Следует также иметь в виду, что ликвидация неплатежей при помощи векселей - весьма длительный процесс.

Действенным средством укрепления финансового состояния предприятий и снижения неплатежей служат зачеты взаимных требований (клиринг). Предприятия, имеющие большую дебиторскую задолженность, не погашенную в срок, прекращают поставки продукции, требуя предварительной оплаты. Одновременно в составе образовавшихся неплатежей остаются нереализованными доходы, часть которых подлежит перечислению в бюджет. Взаимные неплатежи замедляют оборачиваемость средств в расчетах и ведут к увеличению кредитной эмиссии. Проблемы соблюдения сроков платежей, состоятельности плательщика, ликвидности его активов становятся весьма актуальными. Поэтому возрастает роль механизма погашения взаимных неплатежей путем зачета. В настоящее время предусматривается переоформление просроченной кредиторской задолженности предприятий и организаций всех форм собственности срочными долговыми обязательствами. Это позволяет учесть по каждому участнику зачета сумму его просроченной задолженности поставщикам, а также величину просроченной дебиторской задолженности, которая числится за его покупателями. Поскольку платежный оборот включает платежи за сырье, материалы и произведенную из них готовую продукцию, постольку суммы платежей различных предприятий, как правило, не совпадают. Поэтому зачет не может быть стопроцентным. Межотраслевой зачет взаимных требований, по существу, содержит два зачета: зачет взаимной задолженности предприятий и зачет взаимных требований банков. В процессе межотраслевого зачета долговые обязательства предприятий приобретают форму обязательств коммерческих банков и частично Центрального банка (в размере незавершенных межбанковских расчетов по зачету). Конечными плательщиками и получателями средств по результатам зачета являются не предприятия-участники зачета, а коммерческие банки и Центральный банк. Зачет осуществляется двумя способами платежа: передачей кредитных обязательств и собственно зачетом взаимных требований. Межотраслевой зачет начинается с распоряжения Центрального банка коммерческим банкам об оплате на определенных условиях с лицевых счетов по зачету расчетных документов плательщиков с зачислением сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Платежным средством, за счет которого производится оплата, являются долговые обязательства предприятий, преобразованные в обязательства коммерческих банков и Центрального банка. В процессе зачета эти обязательства переходят со счета на счет, осуществляют передачу долгов, и частично остаются в виде незачтенных дебетовых и кредитовых сальдо. В идеале кредитовые сальдо должны направляться на погашение дебетовых сальдо. Однако на практике этого не бывает, так как зачетные операции отразились в дебетовых и кредитовых оборотах лицевых счетов по зачету еще до подведения его итога и, с другой стороны, между предприятиями, имеющими дебетовые и кредитовые сальдо, как правило, нет прямых хозяйственных связей. Поэтому дебетовые сальдо должны погашаться с расчетных счетов плательщиков, а кредитовые сальдо зачисляются на расчетные счета получателей средств по зачету. В результате дебетовые и кредитовые сальдо взаимно погашаются.

Вместе с тем на практике это затрудняется тем, что не всегда на счетах плательщиков имеются средства для погашения их дебетовых сальдо. Дебетовые сальдо лицевых счетов по зачету образуются несмотря на то, что зачет производится в пределах сумм, причитающихся предприятиям. Очевидно, все поступления средств предприятиям целесообразно направлять на погашение дебетовых сальдо по зачету. Зачет не только погашает взаимную задолженность, но и повышает ликвидность незачтенных долгов. Поэтому кредитовые сальдо по зачету до момента их перечисления на расчетные счета получателей средств могут находиться в обращении. Следовало бы разрешить предприятиям производить платежи с лицевых счетов по зачету в пределах кредитовых сальдо при условии зачисления сумм на лицевые счета по зачету получателей средств. Следует иметь в виду, что исходя из своих кредитовых сальдо, предприятия могут выписывать коммерческие векселя для расчетов с поставщиками. Конечно, после осуществления зачета неплатежи возобновляются, так как не устранены причины, порождающие их. Однако суммы неплатежей и их длительность сокращаются (до образования новой цепочки неплатежей). Как представляется, целесообразно проводить зачеты взаимных требований в условиях нашей экономики два раза в год. Это будет ускорять оборачиваемость оборотных средств и увеличит поступления в доход бюджета.

Положительным моментом в деятельности ООО «Альянс» является создание в 2009 г. отдела по работе с клиентами. Работники данного отдела (менеджеры) отвечают за своевременность выполнения договоров, осуществляют поиск потенциальных потребителей  услуг предприятия. Так же в обязанность менеджеров по работе с клиентами входит своевременное уведомление покупателей и заказчиков – должников об имеющейся у них задолженности (по данным предоставленными работниками бухгалтерии) путем выставления требований об оплате.

Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии ООО «Альянс» необходимо реализовать такие мероприятия как:

1. Осуществление  контроля за состоянием расчетов  с покупателями и соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, так как значительное повышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации, вызывает необходимость в привлечении дополнительных дорогостоящих источников финансирования.

2. Расширение  круга потребителей продукции  организации с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями.

3. Использование  системы скидок при долгосрочной  оплате.

Выводы: В процессе анализа дебиторской задолженности ООО «Альянс» было выявлено, что общая сумма дебиторской задолженности увеличилась на 731 тыс. руб. в 2009 г. по сравнению с 2007 г. и увеличение в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составило 541 тыс. руб. Долгосрочная дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей и заказчиков и имеет тенденцию к увеличению. Краткосрочная дебиторская задолженность состоит в основном из задолженности покупателей и заказчиков и векселей к получению, причем такое соотношение сохраняется на протяжении всего исследуемого периода.

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками