Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть целесообразность применения тестовых заданий на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
изучить формы и методы проверки знаний и умений учащихся;
проанализировать классификации тестовых заданий;
рассмотреть возможность использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки знаний и умений по биологии.

Содержание

Ввдение
3
1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
4
2. Виды тестовых заданий.
7
3. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой
проверки.
16
Заключение
20
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) Применение тестовых заданий на уроках биологии.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сочетание  тестовых заданий с традиционными  вопросами позволить повысить достоверность  результатов проверки знаний и умений учащихся, а также выявить их умение логично излагать мысли, аргументировать  факты, прибегать к доказательствам.

По разделу общей биологии рассмотрим примеры тестовых заданий  для проведения 1 варианта зачета по блоку знаний « Клетка - единица строения, жизнедеятельности и размножения организмов» (Приложение 1)

Итоговая (годовая) проверка знаний.

Велика роль нетрадиционных форм и методов проверки не только для тематического контроля знаний и умений учащихся по биологии, но и  для итоговой проверки, в конце  учебного года. Этот контроль предполагает проверку результатов усвоения большего по объему учебного материала, чем в тематической проверке, использования заданий более обобщенного характера. Контролируются знания биологических закономерностей, ведущих понятий, овладение основными видами учебной деятельности.

Для получения объективных  результатов, кроме тестовых заданий, целесообразно включать также в  проверочную работу традиционные задания, требующие свободного ответа.

Рассмотрим пример проверочной  работы для итоговой проверки знаний учащихся по предмету «Общая биология». (Приложение 2)

Таким образом, эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов, а также для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за полугодие, год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, систематическая проверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний и умений учащихся чрезвычайно разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Эффективно применение тестов не только для текущей проверки знаний, но и для проведения тематических зачетов, а также для выявления успешности усвоения знаний и овладения умениями за полугодие, год. Повышению достоверности полученных знаний способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний и умений учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

    1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: «ИРПО», 1995.
    2. Бондарук М.М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах (5-11 классы). – Волгоград: «Учитель», 2005.
    3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: «Просвещение», 1983.
    4. Ерецкий М.И., Полисар Э.Л. разработка и применение тестов успешности обучения. – М.: «Просвещение», 1996.
    5. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. – М.: «КолосС», 2007.
    6. Понаморева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    7. Резникова В.З., Мягкова А.Н. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М.: «Гароарики», 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Проверочная работа для проверки знаний учащихся по разделу общей биологии « Клетка - единица строения, жизнедеятельности и размножения организмов»

Вариант 1.

Основная  часть.

I. Выберите один  правильный ответ:

1. Значительную часть  клетки составляет вода, которая  выполняет функцию:

А. Энергетическую

Б. Информационную

В. Транспортную

Г. Каталитическую

Ответ: В

2. В чем состоит главное  отличие клетки растений от  клетки животных?

А. В наличии у нее  оболочки.

Б. В наличии хлоропластов с хлорофиллом.

В. В наличии митохондрий.

Г. В наличии сложного ядерного аппарата.

Ответ: Б

3. Биополимеры составляют  основу жизни, они входят в  состав всех клеток любого  организма, к ним относятся:

А. Глюкоза, фруктоза

Б. Молекула АТФ

В. Белки, нуклеиновые кислоты

Г. Липиды.

Ответ: В.

4. Молекулы АТФ- основной  источник энергии в клетке, так  как они:

А. Содержат богатые энергией фосфатные связи

Б. Ускоряют химические реакции  в клетке

В. Поглощают энергию солнечного света

Г. Участвуют в реакциях биосинтеза.

Ответ: А.

5. Какова роль хлоропластов  в клетке?

А. В них происходит окисление  органических веществ.

Б. Они участвуют в биосинтезе белка.

В. Они участвуют в передаче наследственной информации.

Г. Они поглощают энергию  света и используют ее на синтез органических веществ.

Ответ: Г.

II. Выберите несколько  правильных ответов:

6. Какие функции выполняет плазматическая мембрана в клетке?

А. Служит матрицей для реакций  биосинтеза белка.

Б. Защищает клетку от механических повреждений.

В. Обеспечивает поступление  веществ в клетку и их выделение  из клетки.

Г. Преобразует энергию  солнечного света.

Д. Участвует в синтезе  молекул АТФ.

Ответ: Б, В, Д.

7. Чем отличаются клетки  прокариот от клеток эукариот?

А. Они более мелкого  размера.

Б. В них практически  отсутствуют органоиды.

В. Состоят из более простых  органических веществ.

Г. Не имеют оформленного ядра.

Ответ: Б, Г.

8. Почему о вирусах  нельзя с полной определенностью  сказать, что это живые организмы?

А. Они не имеют тканей.

Б. У них отсутствуют  хромосомы.

В. Процессы жизнедеятельности  у них проявляются только в  клетках других организмов.

Г. У них нет оформленного ядра.

Д. Они не имеют клеточного строения.

Ответ: В, Д.

III. Заполните таблицы:

9. В одну графу выпишите  буквы, указывающие на строение  и функции митохондрий, в другую  хлоропластов, в третью - рибосом.

А. Состоят из двух неодинаковых по размеру частиц.

Б. Состоят из наружной и  внутренней мембран, внутренняя мембрана имеет много складок.

В. Состоят из наружной и  внутренней мембраны, внутренняя мембрана образует граны.

Г. Располагаются на мембранах  ЭПС или в цитоплазме.

Д.Располагаются в цитоплазме.

Е. На складках располагается  множество ферментов.

Ж. Между двумя частями  органоида располагается и-РНК.

З. Главная функция- синтез АТФ.

И. Происходит синтез белка.

К.Происходит фотосинтез.

Митохондрии

Б, Д, Е, З

Хлоропласты

В, Д, К

Рибосомы

А, Г, Ж, И.


10. В одну графу выпишите  буквы, обозначающие особенности  молекул ДНК, в другую- РНК,  в третью белка.

А. Состоит из большого числа  аминокислот

Б. Состоит из нуклеотидов, содержащих аденин, тимин, гуанин, цитозин.

В. Состоит из нуклеотидов, содержащих из аденин, гуанин, цитозин, урацил.

Г.В состав входит углевод  рибоза

Д. В состав входит углевод  дезоксирибоза.

Е. Аминокислоты соединяются  пептидными связями.

Ж. Молекула представляет собой  одноцепочечную спираль.

З. Характеризуется первичной, вторичной и третичной структурами.

И. Молекула образует двуцепочечную  спираль

К. Цепочки спирали соединены  водородными связями.

Молекула ДНК

Б, Д, И, К.

Молекула РНК

В, Г, Ж

Молекула белка

А, Е, З.


        Дополнительная часть.

11. С помощью букв составьте  ответ на вопрос: Какова последовательность  действий при митозе?

А. Происходит самоудвоение ДНК, синтез белка, образование двух хроматид.

Б. Хроматиды расходятся к полюсам клетки.

В. Хромосомы выстраиваются  в центре клетки.

Г. Хромосомы спирализуются, становятся компактными и заметными  в световой микроскоп.

Д. Нити веретена присоединяются к хроматидам.

Е. Вокруг хромосом образуется ядерная оболочка.

Ж. Цитоплазма делится мембраной  посередине клетки, образуются две  клетки.

Ответ: А, Г, В, Д, Б, Е, Ж.

12. Ответьте на вопросы:

а) В чем проявляется  взаимосвязь процессов митоза, мейоза и оплодотворения?

б) В чем взаимосвязь  энергетического и пластического  обмена веществ?

 

Приложение 2

Проверочная работа для итоговой проверки знаний учащихся по предмету «Общая биология» (10-11 кл.)

Вариант 1

I Выберите один правильный ответ:

1. Какая группа организмов НЕ относится ни к эукариотам, ни к прокариотам:

А. Грибы

Б. Бактерии

В. Вирусы

Г. Сине-зеленые водоросли

Ответ: В

2. Какой углевод находится  в клетках растений:

А. Крахмал

Б. Клетчатка

В. Гликоген

Г. Хитин

Ответ: А

3. Из последовательности  каких кислот состоят белки:

А. Аминокислот

Б. Нуклеиновых кислот

В. Высших жирных кислот

Ответ: А

4. Какую функцию выполняет  хитин

А. Энергетическую

Б. Строительную

В. Защитную

Ответ: В

5. У какой клетки отсутствует  целлюлозная клеточная стенка:

А. У животной

Б. У растительной

Ответ: А

6. В какой части растений  находятся хлоропласты:

А. В цветках

Б. В клубнях

В. В стеблях

Г. В листьях.

Ответ: Г

7. К какому отряду млекопитающих  относится « человек разумный»:

А. Отряд Насекомоядные

Б. Отряд Хищники

В. Отряд Рукокрылые

Г. Отряд Приматы

Ответ: Г

8. Для каких людей характерны  следующие признаки: объем мозга  1600 см, жили в родовой общине, изготовляли  орудие труда, приручали животных  и начали развивать земледелие:

А. Кроманьонцы

Б. Дриопитеки

В. Австралопитеки

Ответ: А

9. Назовите черту отличающую  человекообразных обезьян от  человека:

А. Похожие зубы

Б. Общие болезни

В. Выражены надбровные дуги

Г. Химический состав крови.

Ответ: В

10. К какой человеческой  расе относятся люди со следующими  признаками: «Лицо узкое, широкий  нос, толстые губы»:

А. Монголоидной.

Б. Негроидной

В. Европеоидной.

Ответ: Б

11. Совокупность процессов  развития организма с момента  образования зиготы и до смерти  называется:

А. Гистогенез

Б. Органогенез

В. Гаструляция

Г. Онтогенез

Ответ: Г

12. Как называется период  размножения взрослого организма:

А. Дорепродуктивный

Б. Репродуктивный

В. Пострепродуктивный.

Ответ: Б

13. Как называется процесс  образования половых клеток:

А. Сперматогенез

Б. Овогенез

Информация о работе Формы и методы проверки знаний и умений учащихся