Формы и методы проверки знаний и умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть целесообразность применения тестовых заданий на уроках биологии.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
изучить формы и методы проверки знаний и умений учащихся;
проанализировать классификации тестовых заданий;
рассмотреть возможность использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки знаний и умений по биологии.

Содержание

Ввдение
3
1. Формы и методы проверки знаний и умений учащихся
4
2. Виды тестовых заданий.
7
3. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой
проверки.
16
Заключение
20
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) Применение тестовых заданий на уроках биологии.docx

— 60.52 Кб (Скачать файл)

Б. Состоят из одной клетки.

В. Не содержат хлоропластов.

Г. Не имеют оформленного ядра.

Ответ: В.

Тесты с выбором нескольких правильных ответов.

Характер мыслительной деятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В  этом случае общее число ответов  увеличивается до пяти- семи, число  же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного  типа побуждают учеников к аналитической  мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение  знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для  проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным  материалом. Обычно такие задания  не требуют выстраивания ответов  в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.

Рассмотрим примеры подобных заданий.

1. Какого значение клеточного  обмета веществ?

А. Способствует размножению  организмов.

Б. Обеспечивает организм энергией.

В. Обеспечивает передачу наследственной информации.

Г. Снабжает клетку строительным материалом.

Д. Способствует повышению  уровня организации организма.

Ответ: Б, Г

2. Какова роль листа  в жизни растения?

А. Осуществляет поглощение воды и минеральных солей.

Б. В нем происходит фотосинтез.

В. Выполняет опорную функцию.

Г. Выполняет функцию испарения  воды.

Д. Используется животными  для питания.

Е. Может выполнять функцию  размножения.

Ответ: Б, Г, Е

 Тестовые задания с  частицей «НЕ».

Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова  «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При  выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание  в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания  могут даваться только после неоднократных  упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или  выделить шрифтом. Однако составить  задания с отрицанием «НЕ» очень  сложно, так как требует подобрать  три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют  учащихся на другой, более сложный  характер умственной деятельности и  чаще всего превышают уровень  обязательного усвоения.

Рассмотрим примеры подобных заданий.

1. Какую функцию НЕ  выполняет стебель?

А. Передвижение органических веществ.

Б. Передвижение минеральных  веществ.

В.Опорную.

Г. Поглощение воды и минеральных  солей.

Ответ: Г.

2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ  отнести к растениям?

А. Размножаются с помощью  спор.

Б. Состоят из одной клетки.

В. Не содержат хлоропластов.

Г. Не имеют оформленного ядра.

Ответ: В.

 Тестовые задания с  использованием рисунков.

Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания  с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними, проверяют сформированности умения наблюдать. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Чаще всего они ориентируют на выбор одного правильного ответа.

Например:

Рассмотрите рисунок и  перечислите атавизмы.

 

Ответ: Б.Д.

Тестовые задания на классификацию  объектов и процессов.

Задания, в которых даются только правильные ответы, а от ученика  требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу, относят к разряду сложных. Однако после многократных упражнений их можно использовать и для контроля знаний на базовом уровне. Подобные задания хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп[5]. Рассмотрим примеры:

1. Из приведенных ниже  выберите признаки, характеризующие  фотосинтез и дыхание. Внесите  в таблицу буквы, обозначающие  признаки этих процессов.

А. Происходит во всех клетках.

Б. Протекает только на свету.

В. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.

Г. Поглощается кислород, выделяется углекислый газ.

Д. Происходит в клетках  с хлоропластами.

Е. Протекает на свету  и в темноте.

Ж. Органические вещества образуются

З. Органические вещества расщепляются до минеральных.

Тестовые задания на определение  последовательности событий.

Выполнение заданий повышенной сложности требует сложной мыслительной деятельности. И поэтому они могут  даваться для проверки знаний только сильным учащимся и интересующимися, этим предметом. Например, задания, в  которых предлагается определить, какое  явление или процесс следует  за имеющимся в задании или  предшествует ему.

1.В процессе исторического  развития животных земноводные  появились на Земле после:

А. Птиц

Б. Пресмыкающихся

В. Рыб

Г. Млекопитающих.

Ответ: В.

Задание на определение последовательности событий усложняется, если учащимся предлагается составить отчет из приведенных элементов, определить порядок изложения. Эти задания  чаще всего превышают базовый, обязательный для всех учащихся уровень, их выполнение требует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определения  их последовательности, конструирования  ответа в целом. Учащимся дается четыре или более правильных элементов  ответа на вопрос, а они должны сконструировать  из них один ответ.

Приведем пример:

1. Из предложенных элементов  с помощью букв составьте ответ  на вопрос: как формируется приспособленность  к среде обитания?

А. Благодаря неоднородности особей в популяции происходит борьба за существование.

Б. Благодаря наследственной изменчивости и размножению популяция  неоднородна.

В. В неоднородной популяции  действует естественный отбор.

Г. Без наследственной изменчивости не может идти отбор.

Д. В популяции выживают и оставляют потомство особи  с наследственными изменениями, полезными в конкретных условиях.

Ответ: Б, А, В, Г, Д.

Может быть использован и  другой вариант тестовых заданий  на определение последовательности событий. Учащимся предлагается несколько  ответов с заданной последовательностью  явлений и предлагается определить правильную.

Например, нужно найти  ответ на вопрос:

1. Назовите основные стадии  эволюции человека.

А. Древний человек- древнейший человек- ископаемый человек современного типа.

Б. Человек умелый- древний  человек- древнейший человек- ископаемый человек современного типа.

В. Древнейший человек- древний  человек- ископаемый человек современного типа.

Г. Древнейший человек-австралопитек- древний человек- ископаемый человек  современного типа.

Ответ: В.

2.Определите правильно  составленную цепь питания.

А. Плотва- цапля- окунь - водоросли

Б. Цапля - водоросли - окунь- плотва

В. Водоросли - плотва- окунь- цапля

Г. Водоросли - окунь- плотва- цапля.

Ответ: В.

 Тестовые задания повышенной  сложности (тесты 3 уровня).

Задания этого вида начинаются следующим образом: Каковы основные различия между...; приведите различия; укажите отличительные особенности.

Например:

О чем свидетельствуют  различия в строении человека и животных?

Каково значение кислорода  в жизни организма

Какую функцию выполняет  цитоплазма в клетке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Использование тестовых заданий для текущей и итоговой проверки

Особенности текущей проверки с использованием тестовых заданий.

Разнообразные тестовые задания  могут успешно применяться как  в целях текущей проверки, так  и итоговой проверки знаний и умений учащихся. Для текущей проверки используются все виды тестовых заданий. Они находят  применение на разных этапах урока: проверки и закрепления знаний, изучения нового материала (в последнем случае тестовые задания носят обучающий характер).

Учитывая недостатки применения тестовых заданий, целесообразно использовать их в сочетании с традиционными  формами проверки знаний. Желательно проверять усвоение одного или того же понятия, как с помощью тестов, так и вопросов и заданий со свободным ответом.

Например, для проверки усвоения знаний о роли цитоплазмы в клетке модно применить следующее тестовое задание:

1.Цитоплазма в клетке…

А. Защищает содержимое клетки от механических повреждений.

Б. Поглощает световую энергию.

В. Осуществляет связь между  частями клетки.

Г. Обеспечивает деление  клетки.

Ответ: В.

Наряду с тестовыми  заданиями знания о цитоплазме проверяются  также с помощью обычных вопросов. Ученику предлагается рассмотреть  изображение клетки на рисунке и  рассказать о месте в ней цитоплазмы и ее функциях.

Реализации дифференцированного  подхода на уроке способствует применение всего разнообразия тестовых заданий. Для проверки знаний учащихся на обязательном для всех уровне чаще всего используются задания с выбором одного правильного  ответа, в то время как задания, требующие конструирования ответа из ряда элементов, выявления последовательности процесса и т.п., предлагаются для интересующихся биологией учащихся. При выставлении отметки учитывается степень сложности задания.

В последние годы тестовые задания широко применяются на уроках биологии для текущей проверки знаний учащихся. При этом тестовый контроль дополняется традиционными формами  и методами проверки, что повышает объективность оценки результатов  обучения[7].

Тематическая проверка знаний.

В меньшей степени нетрадиционные формы и методы проверки применяются  для итогового контроля. Учитель  не доверяет им, считая, что они не могут дать объективной картины  состояния знаний учащихся. Однако подобное мнение нельзя назвать правильным. Дело в том, что тестовый контроль занимает меньше времени, позволяет  проверить большой объем знаний у всех учащихся одновременно. Тестовый итоговый контроль целесообразно проводить  по завершении изучения крупной темы или ряда тем, в конце полугодия  и даже года.

Для проведения тематического  контроля знаний и умений готовятся  тесты, состоящие из большого числа  заданий (15-20) и традиционных вопросов. На проведение подобного зачета выделяется целый урок. Чтобы не допустить  списывания ответов, подготавливаются обычно четыре варианта тестовых заданий. При этом тесты в вариантах  должны быть равноценными, идентичными.

Целесообразно в тест, включать разнообразные по форме задания, а не только с выбором одного ответа. Это обусловлено тем, что к  моменту проведения зачета учащиеся уже должны овладеть умением работать с различными заданиями. В тоже время  для итоговой проверки следует использовать задания, требующие более обобщенного  ответа, в меньшей степени ориентировать  на проверку отдельных фактов, деталей.

Однако не все виды тестовых заданий можно использовать для  итоговой проверки знаний и умений. В меньшей степени для этой цели подходят различного рода диктанты, работа с таблицами, задания с пропусками отдельных терминов.

Тесты должны быть составлены таким образом, чтобы иметь возможность  реализовать дифференцированный подход при проверке знаний. Для этой цели составляются задания различной  степени сложности: одна группа заданий - на обязательном для усвоения всеми  учащимися уровне, а другая- на повышенном уровне. Например, тест содержит 20 заданий, из которых 15 составлены для всех и  соответствуют обязательному уровню, а 5 даны на повышенном уровне и предлагаются для выполнения учащимся, интересующимся биологией.

Известно, что с помощью  тестов нельзя проверить все виды знаний и особенно умений. Поэтому  целесообразно для итоговой проверки использовать тестовые задания в  сочетании с традиционными вопросами  и заданиями, требующими свободного, традиционного ответа. Можно предложить учащимся 15 тестовых заданий и 5 заданий  со свободным ответом. При этом все 5 заданий можно составить на повышенном уровне сложности. Но можно дать на повышенном уровне сложности 2-3 тестовых задания и 2-3 традиционных вопроса[4].

Информация о работе Формы и методы проверки знаний и умений учащихся