Формы и методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 12:06, доклад

Краткое описание

В данной работе дана классификация форм воспитательной работы.

Вложенные файлы: 1 файл

формы воспитания.ppt

— 6.40 Мб (Скачать файл)

 Форма

 

   внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.

ФУНКЦИИ

 

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ

 

РЕГУЛИРУЮЩАЯ

 

ИНФОРМАТИВНАЯ

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ

 

 Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи.

В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся.

 Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами 

РЕГУЛИРУЮЩАЯ

 

   Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.

Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников.

Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

ИНФОРМАТИВНАЯ

 

   Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Форма воспитательной  работы:

 

    ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.

 

Структура совместного  взаимодействия.

 

 

 

Функция участников

 

 

 

содержание

 

 

порядок

 

 

Методы и приёмы

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

 

УРОВНИ

 

Мероприятие

 

Дело

 

Игра

Мероприятие

 

   это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них.

Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения,

 лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста,

 занятие по технике безопасности,

прогулки, походы и т.д.

Дело

 

    это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.

 

Игра

 

   это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.

 

Пять типов форм воспитательной  работы

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

 

ИГРОВЫЕ

 

ТРУДОВЫЕ

 

ОБРАЗНО-

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

 

СЛОВЕСТНО-

ЛОГИЧЕСКИЕ

 

ТИПЫ

 

Словесно-

логические

Словесно-логические формы.

 

  Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь –обсуждение проблем.

Образно-художественные формы.

 

   Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.

Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.

Трудовые формы внеурочной  работы.

 

   Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними, ухода с памятниками Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник или праздник.

Игровые (досуговые) формы  работы.

 

   Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения.

Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные.

Психологические формы

 

   В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии.

Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Формы:

 

  • Массовые (утренники,школьные вечера,праздники,конкурсы,олимпиады,конференции,субботники)
  • Групповые(урок, лекции ,семинар, экскурсия, кружки, клубы, секции.)
  • Индивидуальные(консультации, доп.занятия,)

Методы воспитания – это способы педагогической работы, с помощью которых осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности.

 

Методы воспитания  - это способы взаимодействия педагога и ребенка, в процессе которого происходит воздействие на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений воспитанника с целью формирования личности.

По характеру воздействия  на учащегося методы воспитания  делят:

 

  • на убеждение, упражнения, поощрение и наказание (Н.И. Волдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев и др.). В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны метода.

 

  • методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения школьников. (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников).

 

  • объяснительно-репродуктивные, проблемно-ситуативные, методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, руководства, самовоспитания (классификация И.С. Марьенко).
  • Классификация методов воспитания И.Г. Щукиной построена на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. Она выделяет три группы методов:

 

  • методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);

 

  • методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

 

-   методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). 

 

  • Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом и хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот, потому что все зависит от профессионализма и таланта композитора.

 

 

 

  • Воздействие педагога, направленное на воспитание ученика, призвано вызвать соответствующее ему действие ученика, способствующее самовоспитанию. Отсюда следует, что методы воспитания бинарные. Бинарные методы воспитания предполагают выделение пар методов «воспитания — самовоспитания».

 

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

 

Сферы личности

 

Методы воспитания

 

 

Формы и приемы

 

Интеллектуальная

 

Убеждение и самоубеждение

 

Рассказ, беседа, разъяснение,  диспут, притча, анализ, инструктаж, дискуссия, доклад, диалог, игра, ассоциация, импровизация, театрализация 

 

(классификация Байбородовой  Л.В. и Рожкова М.И.)

Сферы личности

 

Методы воспитания

 

 

Формы и приемы

 

Эмоциональная

 

Внушение

 

Этическая беседа, рассказ, беседа, разъяснение, притча, игра, настрой.

Речевые: слово, интонация, пауза.  
Неречевые: мимика, жесты, обстановка, художественный  образ

Сферы личности

 

Методы воспитания

 

Формы и приемы

 

Волевая

 

Требование

 

Совет, убеждение, намек, одобрение, выражение  
доверия, приучение, игра, рекомендация, инструктаж

 

 

Упражнение

 

Проблемное задание, поручение

 

Сферы личности

 

Методы воспитания

 

Формы и приемы

 

Мотивационная

 

Стимулирование

 

Поощрение: похвала, одобрение, благодарность, награда.  
Наказание: замечание, мотивированное лишение чего-либо порицание.  
Соревнование

 

Мотивация

 

Совет, доброжелательная  критика, авансирование,  
практическая помощь, показ, просмотр, презентация, анализ, настрой

Сферы личности

 

Методы 

воспитания

 

 

Формы и приемы

 

Саморегуляционная

 

Коррекция поведения

 

Пример: реальный, литературный, идеальный, педагога.  
Самооценка, взаимооценка, самоконтроль, самоанализ, тренинг, взаимообучение, игра

 

Анализ деятельности и  общения

 

КТД, коллективный анализ, рефлексия, презентация

Сферы личности

 

Методы воспитания

 

Формы и приемы

 

Предметно- практическая

 

Метод воспитывающих ситуаций (ситуации свободного выбора)

 

дежурство, поручение, самостоятельная  работа - творческая работа, соревнование, социальные пробы (поход), сочинение, игра 

 

Экзистенциальная

 

Метод дилемм (совместное  обсуждение моральных дилемм: из  двух зол выбрать меньшее)

 

Рефлексия, дискуссия

Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Выбор такой совокупности и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма.

 

Каждый метод реализуется  различно в зависимости от  опыта педагога и его индивидуального  стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют собой конкретное действие педагога. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.

Доминирующие бинарные  методы 

воспитания-самовоспитания:

 

Сущностная сфера

 

Доминирующий  
метод воспитания

 

Метод  
самовоспитания

 

Интеллектуальная

 

Убеждение

 

Самоубеждение

 

Мотивационная

 

Стимулирование

 

Мотивация

 

Эмоциональная 

 

Внушение

 

Самовнушение

 

Волевая 

 

Требование

 

Упражнение

 

Саморегуляции

 

Коррекция

 

Самокоррекция

 

Предметно- практическая 

 

Воспитывающие ситуации

 

Социальные пробы

 

Экзистенциальная

 

Метод дилемм

 

Рефлексия

Воспитание детей - одна  из основных родительских задач, которая, как сложное математическое  уравнение, может иметь множество  решений. Пути и способы решения  этой непростой и весьма ответственной  задачи называются методы воспитания.

 

Выбор применяемых родителями  методов воспитания во многом  зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей, каков уровень их педагогических и психологических знаний, также во многом зависит от того, какие ценности приоритетны для семьи, насколько родители осознают важность процесса воспитания и ту роль, которая на них возложена.


Информация о работе Формы и методы воспитания