Влияние состава пищи на процесс пищеварения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 16:43, творческая работа

Краткое описание

Привычками называют формы поведения человека, возникающие в процессе обучения и многократного повторения различных жизненных ситуаций, выполняемых автоматически. Сформировавшись, привычка становится характерной особенностью образа жизни человека.
Наряду с необходимыми и полезными привычками, вырабатываемыми в процессе жизнедеятельности, человек приобретает достаточно много вредных привычек, которые разрушают здоровье, укорачивают жизнь человека.
Одна из таких вредных привычек – неправильное питание: не соблюдение режима питания, замена полноценного второго завтрака или обеда перекусами. Многие привыкли начинать свой рабочий день без завтрака.

Содержание

Ведение. Проблема питания в школе
Влияние состава пищи на процесс пищеварения
Сбалансированное питание
Рациональное питание
Болезни органов пищеварения
Организация и ход исследования по проблеме питания
Анализ результатов исследования проблемы питания. Выводы.
Заключение, или варианты решения проблемы
Источники информации

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование питание.docx

— 44.24 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Исследовательская работа

 

Влияние состава пищи на процесс пищеварения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Богородск

2012 год

Содержание

  1. Ведение. Проблема питания в школе                                                                             
  2. Влияние состава пищи на процесс пищеварения                                          
    1. Сбалансированное питание
    1. Рациональное питание
    2. Болезни органов пищеварения
    3. Организация и ход исследования по проблеме питания
    4. Анализ результатов исследования проблемы питания. Выводы.
  1. Заключение, или варианты решения проблемы                                                                                                                     
  1. Источники информации                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение. Проблема питания в школе.

Привычками называют формы поведения человека, возникающие в процессе обучения и многократного повторения различных жизненных ситуаций, выполняемых автоматически. Сформировавшись, привычка становится характерной особенностью образа жизни человека.

Наряду с необходимыми и полезными привычками, вырабатываемыми в процессе жизнедеятельности, человек приобретает достаточно много вредных привычек, которые разрушают здоровье, укорачивают  жизнь человека.

Одна из таких вредных привычек – неправильное питание: не соблюдение режима питания, замена полноценного второго завтрака  или обеда перекусами. Многие привыкли  начинать свой рабочий день без завтрака.

 Формирование этой привычки у большинства людей происходит еще в детстве, в период обучения в школе. Несмотря на предупреждение врачей о вреде неправильного питания, количество людей, любящих побаловаться «вкусненьким» не уменьшается. Проблема неправильного питания  - одна из самых острых и актуальных проблем на сегодняшний момент, в том числе и в нашей школе. В перемену мы часто наблюдаем, как пятиклассники или семиклассники заменяют свой второй завтрак, то есть еду,  пакетиком чипсов, соленых сухариков, запивая съеденное  колой или лимонадом. А обучающиеся 9-х классов,  стоя в коридоре в большую перемену,  перекусывают шоколадками, конфетами, печеньем и вафлями.

Эти наблюдения и подтолкнули нас к исследованию и написанию работы «Влияние состава пищи на процесс пищеварения».

Гипотеза: мы предполагаем, что состав пищевых продуктов, неправильный режим питания, несбалансированное питание могут привести к нарушению процесса пищеварения и возникновению заболеваний пищеварительной системы.

Сформулировали цель:

В результате исследования  проблемы питания школьников выяснить, как влияет  состав пищи на процесс пищеварения.

Определили задачи:

  1. Найти и изучить информацию о составе продуктов питания и влиянии этих ингредиентов на процесс пищеварения;
  2. Составить анкеты для опроса обучающихся школы.
  3. Обобщить полученные результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сбалансированное питание

Сбалансированное питание – рацион, который по структуре и объему удовлетворяет потребности организма в питательных веществах.

Главное правило сбалансированного питания – это соблюдение в рационе пропорций белков, жиров и углеводов. Оно приблизительно составляет 50% углеводов и по 25% белков и жиров. Многие считают, что белков должно быть немного больше, чем жиров (30% и 20%), или углеводов должно быть немножко меньше (не 50%, а 40-45%).

Суточный рацион должен быть таким, чтобы число съеденных калорий равнялось числу затраченных. Еще лучше, если вам удастся расходовать чуть больше, чем вы «съели». Это позволит не только избежать жировых накоплений, но и похудеть. Увы, реализовывать баланс между приходом и расходом калорий нам мешает малоподвижный образ жизни.

Появление широчайшего ассортимента сладостей привело к тому, что «приход» у многих зашкаливает. Шутка ли – 100-граммовая плитка шоколада, которую можно съесть и не заметить всего за полчаса, это порядка 600 ккал. А если это не просто удовольствие, а средство для снятия стресса, подзарядиться перед выполнением сложной работы, если шоколад давно превратился в сладкую зависимость? Словом, диетологи советуют «зависимым» срочно разобраться с шоколадным вопросом. Потому что при обилии сладостей в ежедневном рационе рацион никак нельзя назвать сбалансированным.

То же самое касается и соли. Ее избыток, как известно, повышает артериальное давление, что чревато развитием сердечных заболеваний. Попробуйте уменьшить ее дозу. Если делать это постепенно, изменения будут безболезненны. Старайтесь и здесь принести организму дополнительную пользу – выбирайте йодированную и морскую соль.

Как ни крути, но с годами у каждого человека вырабатывается стойкая система предпочтений. Например, из фруктов вы больше всего любите персики и арбуз, из овощей – кабачки и помидоры, из мяса – курятину, из морепродуктов – креветки, из каш – гречневую. Найдя продукты, которые наиболее полно удовлетворяют вкусовым предпочтениям, человек начинает употреблять только их. Это приводит к однообразию рациона, последствие которого – недобор важнейших питательных компонентов, которых, естественно, в одних продуктах больше, в других меньше.

Получить нужный набор витаминов, микроэлементов и минералов возможно лишь из длинного списка продуктов, а не коротенького, состоящего из ваших любимцев. Вывод очевиден – нужно составлять меню на неделю и на месяц, включая в него как можно больше разнообразных продуктов.

В этом списке не следует забывать о неперевариваемых пищевых волокнах (клетчатке), которые очищают организм и оптимизируют работу желудка. Клетчаткой богаты бобовые, крупы, отруби, продукты из цельного зерна.

Как известно, жиры нужны организму, однако и здесь важен разумный подход. Во-первых, не помешает ограничить их количество. Во-вторых, следует отдавать предпочтение жирам, содержащим жирные кислоты и витамины. Например, рыбий жир содержит незаменимые Омега-3 кислоты. Оливковое, кукурузное и подсолнечное масло богаты витаминами.

 

 

    1. Рациональное питание

Рациональное питание - это физиологически полноценное питание здоровых людей, которое соответствует энергетическим, пластическим, биохимическим потребностям организма. Такой тип питания обеспечивает постоянство внутренней среды организма, поддерживает функциональную активность органов и систем, а так же сопротивляемость их к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Что необходимо для того, чтобы питание было рациональным?

Во-первых, сбалансированное питание - это, в первую очередь, питательные вещества или так называемые нутриенты.

Жиры и углеводы  необходимы в качестве источника энергии для обеспечения процессов, происходящих в организме. Белки, минеральные вещества и вода  необходимы в качестве строительного материала клеток и тканей, для поддержания баланса внутренней среды. Витамины и микроэлементы  необходимы для сбалансированного обмена  веществ в организме.

Во-вторых, необходимо соблюдать режим питания.

В-третьих, необходимо придерживаться такого меню сбалансированного питания, которое подходит по  возрасту, состоянию здоровья и энергетическим потребностям.

Золотое правило для всех - избегать избытка жирного, мучного, жареного и стараться всегда включать в меню сбалансированного питания пищу, богатую белками, клетчаткой, сложными углеводами, а так же свежие фрукты и овощи.

Это правило и лежит в основе построения  Пирамиды питания1 (Приложение 9).

Пирамида питания состоит из пяти секций, в которых представлены различные группы продуктов. Её задача состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько разнообразным должно и может быть сбалансированное питание и насколько широк выбор вариантов. Используя принципы, заложенные в Пирамиде питания, можно максимально разнообразить рацион, при этом существенно повысив количество необходимых питательных веществ и снизив количество поступающих в организм калорий, а также контролировать потребление жиров, особенно насыщенных.

 

 

    1. Болезни органов пищеварения.

Ученые установили, что неправильное питание нарушает функции пищеварительной системы человека, что в итоге приводит к заболеваниям. Результаты исследования ученых мы обобщили в таблицу.

 

 

 

Таблица 1

Причины и профилактика болезней органов пищеварения.

Болезнь

Причина

Симптомы

Профилактика

Гастрит

Раздражения слизистой оболочки желудка грубой, острой, слишком горячей или холодной пищей

  • Боль в животе, тошнота, изжога, рвота, повышенное слюноотделение, запор или диарея, общая слабость, головная боль, повышение температуры, тахикардия.

Не пить воду во время еды; никогда не употреблять после приема пищи десерты, фрукты, сладости, выпечку. 2

Язвенная болезнь желудка

Употребление острой и грубой пищи, курение, психоэмоциональные перегрузки (недостаточные отдых и сон, стрессы), физическое перенапряжение.

Боль в животе, рвота, изжога, тошнота, запоры.

Спать 6–8 часов, отказаться от жирной, копченой, жареной пищи, принимать протертую легкоусвояемую пищу, не принимать очень горячую или холодную пищу, избегать эмоциональные перегрузки, не курить.

Изжога

Приём некачественной пищи, острых блюд, пряностей, сладостей.

 

Ограничить употребление приправы, фаст-фуда, исключить жевательные резинки и конфеты с ментолом, газированные напитки, кофе, шоколад.

Язва двенадцати-

перстной кишки

Бактерия Helicobacter pylori (HP). В процессе своей жизнедеятельности она вырабатывает вещества, повреждающие слизистую оболочку двенадцатиперстной кишки, и аммиак, увеличивающий выработку соляной кислоты в организме.

Боль в верхней части живота, чувство голода через несколько часов после еды, вздутие живота, тошнота, 
метеоризм. 

Соблюдение здорового образа жизни и регулярное и правильное питание, отказ от курения, обязательны выезды на курорты, где занимаются лечением желудочно-кишечных заболеваний. 

Дуоденит

Прием жирной или острой пищи, употребление алкоголя, глистные инвазии или инвазии простейшими.

Боль в эпигастрии, тошнота, иногда рвота, чувство переполнения желудка, тухлая отрыжка.

Полноценное питание, ограничение острой и раздражающей пищи, алкоголя, своевременное выявление и лечение заболеваний органов пищеварения, паразитарных заболеваний.

Кариес

Разрушение эмали, плохая гигиена полости рта, недостаточное количество белков, витаминов, минеральных солей, фтора, употребление сладкого.

На поверхности зубов - белые или темные пятна, боли при действии механических и температурных раздражителей, эмаль шероховатая.

Правильное питание, гигиенический уход за полостью рта, регулярное посещение стоматолога.


               

 

  1. Организация и ход исследования по проблеме питания

В ходе исследования нам предстояло проверить выводы ученых и найти способ решения проблемы на уровне школы.

Мы выбрали следующие методы исследования:

  1. наблюдение;
  2. опрос классных руководителей;
  3. анкетирование обучающихся 5-х, 7-х и 9-х классов;
  4. анализ статистических данных из регистратуры детской поликлиники.

Разработанная нами анкета (Приложение 2) должна была помочь обобщить данные по вопросу питания школьников параллелей 5-х, 7-х и 9-х классов. Данные анкет сведены нами в таблицу (Приложение 3) и представлены диаграммами (Приложение 4,5,6)

Из диаграмм следует:

  • 80% обучающихся 5-х, 7-х и 9-х классов употребляют первое блюдо на обед;
  • 70% обучающихся 5-х и 9-х классов употребляют второе блюдо на обед;
  • Более 90% обучающихся 5-х и 7-х классов и 60% обучающихся 9-х классов употребляют третье блюдо на обед;
  • 7-е и 9-е классы часто едят на обед  в качестве второго блюда жареное мясо, рыбу, котлеты и даже жареные гарниры (картофель);
  • Только 50% обучающихся 7-х классов и около 40% обучающихся 9-х классов употребляют второе блюдо в отварном виде;
  • Около 70% обучающихся 7-х и 9-х классов часто употребляют сладости;
  • Около 70%  обучающихся 5-х и 7-х классов и 36% обучающихся 9-х едят всухомятку;
  • Более 60% обучающихся 5-х и 9-х классов и 30% обучающихся 7-х классов любят пищу острую со специями;
  • 55% обучающихся 5-х классов и 13% обучающихся 7-х классов испытывают изжогу после употребления пищи.

Мы провели наблюдение и выявили, что обучающихся 5-х, 7-х и 9-х классов     во время перемены  в качестве второго завтрака  чаще всего  употребляют:

    • чипсы Lays;
    • шоколадные батончики Twix, Kit Kat, Snickers.

Изучили  состав данных продуктов и влияние их составляющих на органы пищеварительной системы (Приложение 7).

 

 

    1. Анализ результатов исследования проблемы питания. Выводы.

По результатам анкетирования:

  1. Большинство обучающихся исследуемых нами классов питаются полноценно в обед в плане количества блюд, но любят жареную пищу и пищу с большим количеством специй в качестве второго блюда.
  2. Большинство обучающихся особенно 5-х и 7-х классов любят питаться всухомятку. Все анкетируемые обучающиеся часто употребляют в пищу сладости.
  3. Обучающихся 5-х и 7-х классов испытывают изжогу после употребления пищи.

Информация о работе Влияние состава пищи на процесс пищеварения