Влияния стресса на образовательный процесс студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:10, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить стресс и его влияние на образовательный процесс студента.
Задачи исследования:
1. Изучить основные понятия проблемы стресса и его влияния на образовательный процесс студента.
2. Исследовать влияние стресса на образовательный процесс студента.
3. Обобщить и проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................2
Глава 1. Изучение проблемы........................................................................................................2
Глава 2. Социологический опрос.................................................................................................4
Заключение...................................................................................................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

vlianie_stressa_na_obrazovatelnyy_protsess_stud(1)лорпав.docx

— 162.19 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.........................................................................................................................................2

Глава 1. Изучение проблемы........................................................................................................2

Глава 2. Социологический опрос.................................................................................................4

Заключение...................................................................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сократ: «Нет телесной болезни, отдельно от души»

Введение

 

Данная работа посвящена влиянию стресса на образовательный процесс студента.

Актуальность исследования:

Слишком часто студенческая жизнь  ассоциируется со студенческими  обществами, различными мероприятиями  и весельем. Она кажется беззаботной  и легкой для многих студентов. Для  других, однако, это всего лишь очередное  изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым  людям; но они могут быть и уже  взрослыми, тогда на них и так  уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими  годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это  стресс для многих студентов. 
Слово "стресс", также как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови, даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке жизненного уклада? Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - "вот это и есть стресс".  
Таким образом, проблема стресса и его влияние на образовательный процесс студента, является актуальной.  
Цель исследования: изучить стресс и его влияние на образовательный процесс студента.  
Задачи исследования:  
1. Изучить основные понятия проблемы стресса и его влияния на образовательный процесс студента.  
2. Исследовать влияние стресса на образовательный процесс студента.  
3. Обобщить и проанализировать результаты исследования.  
Объект исследования: студенты первого курса ВУЗа. 
Предмет исследования: отношение студента к стрессу.

Новизна: подробное исследование в данной группе проводиться впервые

Гипотеза: стресс влияет на образовательный процесс студента. 

 

                              Глава 1. Изучение проблемы.

 

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса - стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, - многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.  

Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

 

Эмоциональное напряжение у студентов  начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

 

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов  и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

 

Интенсивность и напряженность  современной жизни провоцирует  на психологическом уровне возникновение  негативных эмоциональных переживаний  и стрессовых реакций, способных  привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

 

Для современного студента, как и  для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Глава 2. Социологический опрос.

 

Цель исследования: изучить стресс и его влияние на образовательный процесс студента.

Метод исследования: опрос участников исследования об их отношении к стрессу.

 

                                           Анкета.

Вопросы, используемые в опросе по исследованию уровня влияния стресса на образовательный процесс студента.

 

1. Ваш пол?

А) женский

Б) мужской

2. Часто ли вы подвергаетесь  стрессу?

А) да

Б) нет

В) не очень

Г) затрудняюсь ответить

3. В каких вузах по вашему мнению, студенты подвергаются стрессу?

А) мегаполис

Б) деревня

В) не большой город

Г) без разницы

4. Влияет ли ваше стрессовое  состояние на окружающих?

А) да

Б) нет

В) только на близких 

Г) другое

5. Что помогает вам выйти из  стрессовой ситуации?

А) алкоголь

Б) общение с близкими

В) отдых

Г) другое

6. Принимаете ли вы антидепрессанты? 

А) да

Б) нет

В) иногда

Г) я против антидепрессантов

7. Вы испытываете стресс перед  экзаменом?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

8. По какой причине вы чаще  всего подвергаетесь стрессу?

А) конфликт с преподавателем

Б) отчисление одногруппников

В) необходимость выбирать между  учебой и личной жизнью

Г) работа и учеба 

9. Трудно ли вам сосредоточиться  на лекции если вы в стрессовом состоянии?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

10. Часто ли вы выходите на  прогулку?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

11. Как вы расслабляйтесь?

А) спорт

Б) общение 

В) алкоголь

Г) другое

12. Как часто вы подвергаетесь  стрессу?

А) часто

Б) иногда

В) никогда

13. Как стресс сказывается на желание учиться?

А) положительно

Б) отрицательно

В) не знаю

14. Может ли стрессовая ситуация  привести к необдуманным поступкам?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Результаты исследования:

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобные опросы проводились неоднократно в разных странах.

По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый третий студент хотя бы раз в неделю по окончании трудового дня испытывает стресс, а 13% - почти каждый день.  
 
Несмотря на то, что стресс постоянно испытывают около трети россиян, только 2% опрошенных обращаются за помощью к специалистам. "Если возникает какая-то стрессовая ситуация, то человек бежит не к врачу, а к родственникам и друзьям или лечит стресс привычным народным способом - алкоголем. На Западе к этому другое отношение. Там не принято "вешать" свои проблемы на близких",- говорит Алексей Магалиф, главный врач Клиники психологической адаптации.  
 
 
Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что наиболее распространенные способы снятия стресса у россиян - это телевизор и музыка. К ним прибегают 46% и 43% опрошенных соответственно. 19% находит утешение в алкоголе, 16% - в еде, 15% - принимают медикаменты, 12% - занимаются спортом, а 9% - сексом. Лишь 2% респондентов, испытывая стресс, используют технику расслабления (йогу или медитацию) или берут отпуск.  
 
 
Специалисты делят методы борьбы со стрессом на "экологические" и "неэкологические". К первым относятся пешие прогулки, общение с друзьями, горячая ванна или душ и т.д., а ко вторым - употребление алкоголя, наркотиков, курение, переедание. Неэкологичные методы могут помочь снять напряжение, но могут обернуться новыми проблемами - болезнями, лишним весом или выработкой зависимости.  
 
 
Психотерапевты убеждены, что можно использовать стресс во благо, нужно лишь научиться управлять его энергией. По мнению Алексея Магалифа, если человек психологически устойчив и привык правильно оценивать критические ситуации, то для него любой кризис - это своеобразный допинг, который позволит проанализировать свои слабые стороны и найти возможности для движения вперед. 

 

 

 

 

 

 

Вывод: В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, это составило(41%) которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

 

 
Рекомендации: В наше стрессовое время залог успеха и здоровья только один - заставить себя найти равновесие между учебой, отдыхом, личным временем и общением с близкими и друзьями.

 

 

Заключение: Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого  студента. Реакция на стресс, как  и начало трудового дня, режим  питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с  окружающими, являются составными частями  образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто  и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алиев X. Защита от стресса. - М., 1996.  
2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. (Современное образование) 
3. 2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.  
4. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО "Лейла", 1994. - 384 с. 

5. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981. 

6. http://pg-anti.narod.ru/stress.html

7. http://www.mosmedclinic.ru/news/4685

8. социологический опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Влияния стресса на образовательный процесс студента