Разработка бизнес-плана проекта ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «Создание предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана создания предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения.
Задачами дипломной работы являются:
изучение теоретических и практических аспектов разработки бизнес-плана;
проведение маркетинговых исследований рынка энергосбережения г. Саров и Нижегородской области;
оценка емкости потенциального рынка;
разработка возможной структуры бизнеса для создаваемой компании;
оценка финансовой реализуемости проекта и его эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_2.doc

— 650.50 Кб (Скачать файл)

Для продвижения услуг необходимо акцентировать внимание на способности выполнить необходимые именно конкретному потребителю задачи, и обеспечить необходимый конкретному потребителю результат.

В рамках проекта планируется провести обучение и проведение пробной работы. Результаты данной работы будут включены в рекламный материал. Данный пример будет хорошим аргументом для потребителей, демонстрирующим наши возможности.

        1. Стандарты услуг

Для услуг в сфере энергосбережения существует ряд стандартов. Наиболее высоки требования к услуге по энергетическому аудиту.

В соответствии с нормативными документами по проведению энергетических обследований предприятий и организаций, энергоаудиторами могут быть лишь юридические лица. Энергоаудиторы должны отвечать специальным требованиям, которые устанавливаются, соответствие им проверяется и документально подтверждается от имени Государства уполномоченными на то органом – Минпромэнерго РФ. Ведёт реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований – некоммерческая организация „Межрегиональная ассоциация «Энергоэффективность и нормирование»“ (МАЭН). Кроме этого свои требования по аккредитации энергоаудиторов предъявляли и предъявляют естественные монополии: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», АК «Транснефть» и др.

В соответствии с «Рекомендациями по проведению энергетических обследований организаций», которые утверждены Минпромэнерго РФ, энергоаудит должен проводиться в соответствии с методической документацией «Системы добровольной сертификации в области рационального использования и сбережения энергоресурсов» (РИЭР). При проведении энергетических обследований предприятий и организаций энергоаудитору необходимо использовать специализированную нормативную и методическую документацию.

Для проведения энергетических обследований предприятий и организаций энергоаудитору необходимо располагать специализированными приборами. Приборная база энергоаудитора должна включать инструментарий для неинвазивного (т.е. без вмешательства в схему и технологический процесс) контроля большинства параметров энергопотребления.

Энергоаудитору необходимо располагать квалифицированным и аттестованным персоналом. Подготовка и аттестация персонала энергоаудиторов проводилась и проводится на различных краткосрочных курсах.

Отсюда вытекает ряд задач, которые необходимо решить до выхода на рынок аудиторских услуг:

  • подготовка и аттестация персонала в качестве энергоаудиторов;
  • приобретение необходимого оборудования;
  • приобретение необходимой нормативной и методологической документации;
  • подготовка и осуществление процедур включения в реестр организаций, занимающихся энергоаудитом.

Реализация мероприятий по энергосбережению, выработанных в результате аудита, предусматривает вмешательства в энергетическую схему и технологический процесс, что требует согласования со сбытовой компанией, потребителем услуги и обязывает выполнить ряд стандартов. Все устанавливаемое оборудование должно соответствовать соответствующим стандартам Российской Федерации. Во-вторых, требование к персоналу – например, работать на электрических сетях может только электрик соответствующей квалификации. Это предполагает наличие в штате компании высококвалифицированных специалистов следующих специальностей: электрик, слесарь – сантехник, специалист по газовому оборудованию.

        1. Оценка доли на рынке

На рынке услуг в сфере энергосбережения Нижегородской области наибольшим спросом пользуется услуга по монтажу энергосберегающего оборудования и пуско-наладочным работам, и составляет примерно 90-95% опрошенных потенциальных потребителей.

Доля услуг по технической оценке возможности внедрения энергосберегающих технологий, энергетическому аудиту, консультированию составляет оставшиеся 10-5 %.

        1. Вероятные реакции относительно новой конкуренции

Можно предположить незначительную реакцию конкурентов и не ожидается проблем для нового бизнеса.

Контакты с конкурентами (см. Приложение 3) показывают, что они пока не видят в нас серьёзного игрока на рынке, так как создаваемая компания никому неизвестна и без опыта работы и, во-вторых, существующий спрос на услуги по энергосбережению превышает их производственные возможности. Также превышение спроса над предложением (ожидаемый объем работ, доступный новой компании) подтверждается нашими переговорами с потенциальными потребителями (см. Приложения 1,2).

        1. Предпосылки для бизнеса

Одной из важных предпосылок можно назвать планируемое в ближайшее время кратное увеличение цен на газ, и как следствие увеличение цен на тепловое отопление, горячее водоснабжение и электроэнергию. Это заставит руководство предприятий и административных территорий пересмотреть свое отношение к энергоэффективности и энергосбережению. Поэтому можно спрогнозировать небольшое увеличение спроса в Нижегородской области на услуги в сфере энергосбережения.

Второй предпосылкой является смена Президента Российской Федерации. Возможно существенное изменение законодательства России в сфере энергоэффективности и энергосбережения, что будет способствовать наличию спроса на рынке услуг в сфере энергосбережения Российской Федерации, в том числе и в Нижегородской области.

        1. Возможность сотрудничества с конкурентами

В процессе переговоров с конкурентами, только представителем регионального центра энергосбережения НИЦЭ-НН было предложено сотрудничество в виде открытия филиала в ЗАТО г. Саров. Однако это предложение было отклонено, так как повлечет ограничение полномочий на начальном этапе развития бизнеса.

Возможно привлечение Снежинского центра энергосбережения и диагностики (ООО «Диагностика и Энергоэффективность») в качестве консультанта при проведении обучения и пробной работы (см. п. 2.3.3.3).

    1. Опрос потенциальных потребителей

Ранее проведенное изучение рынка услуг в сфере энергосбережения в Нижегородской области позволило разработать вопросник для потенциальных потребителей. Были сформированы две группы опрашиваемых потребителей: 49 администраций муниципальных районов и населенных пунктов (см. Приложение 1) и 40 предприятий (см. Приложение 2) Нижегородской области.

Указанным адресатам было разослано письмо (см. Приложение 4) и в дальнейшем был проведен телефонный опрос представителей администраций и предприятий, отвечающих за энергосбережение. В процессе интервьюирования получены следующие результаты:

  • проявили интерес к сотрудничеству - 43 респондента;
  • не проявили интереса к сотрудничеству - 16 респондентов;
  • уже сотрудничают с компаниями городов Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга - 9 респондентов;
  • не определились - 21 респондент.

В процентном отношении результаты опроса приведены на рис. 2.2.

Рис.2.2. Интерес к сотрудничеству

Все опрошенные респонденты имеют различный опыт реализации мероприятий по энергосбережению. Большинство респондентов при реализации мероприятий по энергосбережению обходятся своими силами. Основным фактором, препятствующими развитию и внедрению энергосберегающих технологий, подавляющее количество респондентов считают недостаточное финансирование этой сферы, которое предусмотрено бюджетами соответствующих районов и предприятий. Таким образом, в Нижегородской области мероприятия по энергосбережению реализуются повсеместно, но различными темпами.

Что касается предложенной бизнес модели новой компании, то наибольшим и платежеспособным спросом пользуется услуга по поставке и монтажу энергосберегающего оборудования в комплексе с мероприятиями по проведению энергоаудита, тогда как сам по себе энергоаудит, хоть и вызывает интерес в чистом виде, но вряд ли будет пользоваться массовым спросом в случае предложения этой услуги вне комплекса всех мероприятий по повышению энергоэффективности какого-либо объекта.

Базируясь на данных результатах, новая компания на стартовом этапе будет предлагать следующее:

  1. Проектирование энергосбережения:
  • Энергетические осмотры и аудиты.
  • Техническая оценка возможностей энергосбережения.
  • Анализ экономической целесообразности и осуществимости проекта по энергосбережению.
  • Консультирование по вопросам экономической политики и стратегии с точки зрения энергоэффективности и энергосбережения.

И далее по мере развития бизнеса дополнительно (к услуге 1) будет предлагаться сначала частично и с привлечением субподрядчиков и в перспективе самостоятельно следующее:

  1. Внедрение мероприятий по энергосбережению:
  • Оптимизация системы (центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, охлаждения, кондиционирования и электроснабжения и других) путем сокращения потребления энергии и устранение потерь за счет поставки и монтажа энергосберегающего оборудования и материалов, сервисное обслуживание оборудования (гарантийное и послегарантийное обслуживание, метрологические поверки).

Такой подход, в перспективе, позволит создать наиболее устойчивую бизнес – структуру в области внедрения энергоэффективных технологий, а также снизить риск и повысить конкурентоспособность данного бизнеса, в связи с чем, дальнейшее развитие проекта, направленное на расширение создаваемой компании с целью предоставления дополнительной услуги (Услуги 2) должно стать неотъемлемой частью, вторым существенным шагом при перспективной реализации данного проекта.

Первоначально новой компании целесообразно работать с предприятиями малого и среднего бизнеса, муниципальными бюджетными и жилищно-коммунальными предприятиями. И затем рассмотреть возможность расширения бизнеса на крупные предприятия.

    1. Профиль целевого рынка
      1. Потенциальные заказчики

Основываясь на ранее проведенных исследованиях, осуществлен выбор следующих предпочтительных целевых сегментов рынка для новой компании:

  • бюджетные организации;
  • жилищно-коммунальные предприятия (жилищные районные эксплуатационные предприятия и домоуправляющие компании, водоканалы);
  • предприятия малого и среднего бизнеса;
  • крупные предприятия (в перспективе).

Бюджетными организациями являются органы управления и власти, больницы и поликлиники, лечебно-оздоровительные учреждения, детские дошкольные учреждения, образовательные учреждения, учреждения культуры и отдыха, городское хозяйство и другие. Жилищно-коммунальными предприятиями являются жилищные районные эксплуатационные предприятия и домоуправляющие компании, водоканалы (системы сточных вод, канализации, очистные сооружения, холодное водоснабжение), газовые службы и другие. При принятии решения о покупке услуги, бюджетные организации, как и жилищно-коммунальные предприятия, полностью зависят от выделенных целевых сумм и необходимости освоения выделенных средств в текущем финансовом году.

Предприятия малого и среднего бизнеса характеризуются небольшими проектами, а крупные предприятия – большими объемами работ. Покупка услуги зависит от убежденности руководства предприятием в эффективности и выгодности предлагаемой услуги. Здесь необходимы:

  • убедительная аргументация серьезного снижения затрат на энергоресурсы (причем для крупных предприятий важен масштаб экономии);
  • предложение источника финансирования;
  • показ конечного результата, в том числе не только перечня, что надо сделать, но и как это сделать (перечень материалов, оборудования, фирм поставщиков и на начальном этапе оказывающих услуги по монтажу).

Также на принятие потенциальными заказчиками решения о покупке услуги влияет политика государства в области энергосбережения и соответствующее законодательство. Наиболее важны законодательные акты, определяющие предоставление льгот предприятиям на период реализации мероприятий по энергосбережению и обязательность энергетической сертификации производства (в настоящее время добровольная).

      1. Важные характеристики услуги

Наиболее важна комплексность услуги – проведение энергетического аудита в сочетании с рекомендациями по устранению выявленных недостатков, и в перспективе самостоятельная реализация необходимых мероприятий. Для реализации этого необходима работа в партнерстве с предприятиями разработчиками и изготовителями энергосберегающих материалов, оборудования и технологий.

Важен и индивидуальный подход к решению проблемы каждого потребителя - выполнить необходимые именно конкретному потребителю задачи, и обеспечить необходимый конкретному потребителю результат.

Предоставление услуг в соответствии с действующими стандартами, статус официального энергетического аудитора в основном имеет решающее значение.

Информация о работе Разработка бизнес-плана проекта ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «Создание предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения»