Разработка бизнес-плана проекта ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «Создание предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 10:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка бизнес-плана создания предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения.
Задачами дипломной работы являются:
изучение теоретических и практических аспектов разработки бизнес-плана;
проведение маркетинговых исследований рынка энергосбережения г. Саров и Нижегородской области;
оценка емкости потенциального рынка;
разработка возможной структуры бизнеса для создаваемой компании;
оценка финансовой реализуемости проекта и его эффективности.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_2.doc

— 650.50 Кб (Скачать файл)

В методики ЮНИДО дается описание структуры бизнес-плана; говорится о том, как и что нужно писать в каждом разделе бизнес-плана; приводятся примеры написания бизнес-планов.

И всё же, необходимо подчеркнуть, что не существует стандарта на разработку бизнес-плана. Следовательно, структура бизнес-плана и его разделы могут меняться в зависимости от основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований потенциального инвестора.

Развернутая структура бизнес-плана содержит следующие разделы:

      1. Общие сведения

Общие сведения содержат данные об основных реквизитах предприятия-инициатора инвестиционного проекта (включая адреса, телефоны, факсы, фамилию, имя и отчество руководителя предприятия и исполнителя проекта), его месторасположении, отраслевой принадлежности, сфере и организационно-правовой форме деятельности. В этом же начальном разделе указываются общие и конкретные цели инвестиционного проекта, технико-экономический уровень намечаемых к производству продукции или услуг, их конкурентоспособность и возможность сбыта и продажи, общие параметры инвестиционных  затрат и их окупаемости, другие основные данные, отражающие суть проекта и его результатов.

Цель проекта должна иметь количественную определенность, т.е. в этом разделе должны быть конкретные данные об увеличении объема производства или об объеме выпуска качественно новой продукции и т.д. При этом предусматриваемые конкретные цели могут разбиваться на составляющие их подцели, устанавливаться последовательность и конкретные сроки их достижения.

Важной составляющей указанного раздела являются данные о технико-экономическом уровне создаваемого предприятия, производства, предлагаемой к выпуску продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В него включают также сведения о структуре капитала предприятия, финансовой устойчивости, методах управления и т.д., обеспечивающих его устойчивое положение на рынке продукции и услуг.

Меморандум конфиденциальности включается в общие сведения с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Бизнес-планы могут иметь и грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей.

      1. Резюме

Основными составляющими раздела обычно являются:

  • обоснованное изложение преимуществ объекта инвестирования в сравнении с достигнутым уровнем производства и выпускаемой продукции (услуг) на других существующих или находящихся в стадии строительства, реконструкции, технического перевооружения аналогичного направления и профиля предприятиях, производствах;
  • данные  потребности в финансовых и других ресурсах для реализации инвестиционного проекта;
  • экономические, социальные, экологические и финансовые результаты, которые ожидается получить в результате реализации проекта (валовая и чистая прибыль, рентабельность капитала, срок окупаемости инвестиций, увеличение числа рабочих мест и улучшение качества трудовой жизни работающих, уменьшение вредных выбросов в воздушный и водный бассейны, и т.д.);
  • данные об объемах намечаемой к выпуску продукции (услуг), объемах продаж, затратах на производство, сбыт и т.п.
      1. Описание отрасли, в рамках которой осуществляются инвестиции

Описание предприятия и отрасли, как правило, содержит подразделы:

  • анализ текущего состояния и перспектив развития производства намечаемой к выпуску продукции в отрасли;
  • данные об объемах производства, реализации продукции (услуг) в отрасли, доле намечаемого объема производства в общем объеме производства отрасли;
  • географическое положение и состояние отраслевого рынка (с указанием перечня и характеристикой потенциальных покупателей, их возможностей, фактического объема продаж, объема неудовлетворенного спроса, тенденций развития рынка).
      1. Сущность инвестиционного проекта

Этот раздел включает в себя:

  • описание продукции (работ, услуг), подлежащей производству и реализации в результате осуществления инвестиционного проекта: ее функциональное назначение, для каких целей предназначена, свойства (в том числе специфические, определяющие достоинства продукции), технологичность в производстве, универсальность, соответствие стандартам, стоимость и др.;
  • изложение стадий развития проекта – идея, эскизный проект, рабочий проект, опытная партия продукции, серийное производство, организация гарантийного и послегарантийного обслуживания;
  • данные об условиях экспорта продукции, включающие оценку ее конкурентоспособности на внешнем рынке, цен реализации по данным маркетинга, патентной чистоте, а также решения по организации сбыта, созданию дилерской сети и т.д.;
  • изложение отличий намечаемой к выпуску продукции (услуг) от аналогичной отечественной и импортной продукции;
  • аргументацию, обосновывающую успешное осуществление инвестиционного проекта.
      1. Оценка рынков сбыта и конкурентов

 По каждому виду намечаемой  к выпуску продукции в рамках  оценки ее конкурентоспособности в бизнес-плане отражаются:

  • качество, технико-экономические показатели продукции, престиж торговой марки, уровень послепродажного обслуживания, уровень упаковки, гарантийный срок службы, уникальность, многоплановость использования, надежность, патентная чистота;
  • цена реализации продукции, скидки с цены при различных условиях поставки, формы платежей за нее, в том числе на условиях кредита, лизинга и т.д.;
  • формы сбыта (прямая доставка, через торговых представителей, оптовых посредников, дилеров и др.), системы доставки и складирования;
  • система продвижения продукции на рынки (прямая продажа производителем, демонстрационная торговля, показ образцов на выставках и ярмарках, стимулирование покупателей и т.д.);
  • система продвижения продукции по каналам сбыта (продажа на конкурсной основе, стимулирование посредников ценами и условиями продаж, телевизионный маркетинг, реклама через средства массовой и производственной информации).

Раздел оценки рынков сбыта и конкурентов в соответствии с изложенным выше содержит следующие сведения:

  • об основных потребителях (покупателях) намечаемой к выпуску продукции, в том числе единичных самостоятельных, их географическом размещении;
  • по объему и ценам продаж, перспективам расширения и сбыта продукции;
  • по размерам, уровню и тенденциям развития рынков сбыта с отражением трудности проникновения на рынки;
  • о путях выхода на внешние рынки, экспортном потенциале или его увеличении в связи с реализацией инвестиционного проекта;
  • о стратегии сбыта, продвижения продукции на рынки, включая расчет и обоснование цен реализации, ценовой политики, организацию рекламы, сервисного обслуживания, меры по стимулированию сбыта;
  • о потенциальных и действующих конкурентах, их доли на рынках, финансовом положении, уровне применяемой ими технологии, имидже и авторитете.
      1. План маркетинга

Раздел содержит: описание рынков, их основных сегментов; перечень потребителей продукции, основных конкурирующих фирм; анализ возможных осложнений при сбыте продукции из-за конкуренции, действия, обеспечивающие их устранение (обеспечение конкурентного преимущества); определение стратегии маркетинга – программы деятельности по всем направлениям и позициям маркетинговых исследований, по целевым рынкам; меры по контролю маркетинговых исследований.

В случаях, когда инвестиционным проектом предусматривается производство не одного, а нескольких видов продукции, их ассортиментных групп, в связи с чем предстоит работа на нескольких рынках и их сегментах, то возможно составление планов маркетинга по каждому виду или ассортиментной группе и даже позиции номенклатурного ряда продукции.

В плане маркетинга целесообразно также прорабатывать вопросы ценообразования. Исследовать следующие проблемы: какие цены на продукцию установить исходя из рыночной конъюнктуры; обеспечат ли они возмещение издержек производства и получение требуемой нормы рентабельности на вложенный капитал; в какой мере устанавливаемые цены отражают спрос на продукцию и конкуренцию на рынке; какие возможные меры необходимо предпринять в случае, если конкуренты снизят свои цены; какой должна быть общая стратегия  при установлении цен и т.п.

В плане маркетинга важно также разработать схемы и формы сбыта продукции (со склада производителя, с промежуточных территориальных складов и баз, через посредников, оптом, в розницу), определить вид применяемого транспорта, емкость складов, требуемые запасы на складах в зависимости от вида транспорта, а также методы стимулирования продаж, организацию предпродажного и послепродажного обслуживания и др.

 План маркетинга, в общем виде, включает в себя:

  • мероприятия по максимальному удовлетворению требований потребителей продукции в процессе осуществления инвестиционного проекта;
  • оценку возможности просчетов и ошибок и их «стоимости» при различных прогнозируемых вариантах осуществления проекта;
  • данные, характеризующие маркетинговую среду реализации проекта, и информацию о возможных маркетинговых посредниках;
  • мероприятия по организации рекламы и данные о затратах на нее;
  • перечень конкретных покупателей продукции;
  • методы стимулирования продаж;
  • организация предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания.

 

      1. Инвестиционный план

Инвестиционный план представляет собой, по сути, план реализации важнейших этапов осуществления инвестиционного проекта во времени от начала его реализации до выпуска продукции и вывода предприятия, производства, технологической линии на расчетную величину использования производственной мощности.

      1. Календарный план

В календарном плане осуществления инвестиционного проекта, связанного с новым строительством или реконструкцией, техническим перевооружением зданий, сооружений, производством необходимых строительных и монтажных работ, установкой оборудования отражаются следующие данные:

  • перечень этапов предпроизводственной фазы;
  • сроки проведения работ по этапам, в том числе отвода или аренды земельного участка, проведения изыскательских и проектных работ, выполнения строительных и монтажных работ, пусконаладочных работ; 
  • перечень потребного технологического и другого оборудования, технологической оснастки, инструмента, в том числе индивидуального изготовления, специальных материалов, сроки их приобретения и поставки;
  • программа работ по подготовке кадров;
  • прогнозируемые затраты по предпроизводственной фазе;
  • план вывода предприятия, производства на проектную и расчетную мощности;
  • потенциальные источники и условия привлечения капиталов.
      1. Производственный план

Производственный план включает в себя следующие подразделы:

  • основные требования к технологии и организации производственного процесса;
  • применяемая техника и технология производства продукции (описывается какая техника и технология планируются к применению, их доступность для использования на данном объекте инвестирования, определяется необходимость и размеры затрат на приобретение новых технологий, патентов, лицензий на право производства продукции по ним);
  • объем производства и производственная база (расчеты производственной или проектной мощности по годам, объемов выпуска продукции, обеспеченности для этого имеющимся в наличии оборудованием, возможностей увеличения выпуска продукции;
  • потребность в сырье, материалах и энергии (объемы потребности в сырье, материалах, комплектующих изделиях, топливе и энергии всех видов, по временным периодам осуществления инвестиционного проекта и их расчетная стоимость);
  • обеспечение выпуска и прогнозируемые затраты на производство продукции, услуг (дается принципиальная схема обеспечения   производства ресурсами, источники их получения в разрезе поставщиков и во времени, приводятся перспективные мероприятия по совершенствованию продукции, улучшению ее качества и свойств, техники, технологии и организации производства );
  • трудовые ресурсы (приводятся данные о наличии и потребности в рабочих кадрах, источники и формы привлечения их, подготовка и повышение квалификации работающих, затраты на обучение и подготовку кадров);
  • издержки производства (даются расчеты постоянных и переменных издержек, с распределением по статьям, включаемым в эти издержки, приводятся обосновывающие расчеты с указанием примененных норм затрат и цен потребляемых  ресурсов);
  • экологическая безопасность (излагаются мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, отражаются затраты на их осуществление и их эффективность).

 

      1. Организационный план

Организационный план представляет собой описание принятой концепции, формы и структуры управления реализацией инвестиционного проекта. Он обычно состоит из следующих подразделов:

  • организационная структура управления проектом (структурная схема, состав подразделений и их функции, организация взаимосвязи и координации, распределение обязанностей между отделами и исполнителями);
  • требования к управленческому персоналу и сведения о нем (по специальностям, возрасту, стажу работы, образованию, владение акциями предприятия и т.д.);
  • система материального стимулирования и поощрения руководителей и специалистов.

Информация о работе Разработка бизнес-плана проекта ФГУП РФЯЦ-ВНИИЭФ «Создание предприятия по оказанию услуг в области энергосбережения»