Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2). Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3). Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

Содержание

Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек
2.1 Организация профилактической работы в школе
2.2 Организация экспериментально - практической работы и её результат
2.2.1 Методы исследования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

кусов.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

 

Класс

Ухудшилась память

Трудно включиться в работу

Трудно сосредоточиться

Другое

6

 

1

 

1

7

   

1

2

8

   

2

 

9

1

   

1

10

     

1

11

     

1


 

Учащиеся отмечают, что  после курения трудно включится  в работу и сосредоточиться на работу. Некоторые учащиеся ссылаются  на другие причины, не называя их.

Мы также постарались  выявить влияние курения на внешний  вид обучающихся.

 

Класс

Запах табака от одежды

Запах изо рта

Бледность лица

Жёлтые зубы

6

2

1

   

7

2

2

   

8

1

1

   

9

1

 

1

 

10

1

1

   

11

 

1

   

 

Влияние курения на свой внешний вид учащиеся видят в  запахе от одежды, запахе изо рта, в  бледности лица.

Курят ли в твоей семье? - данный вопрос был задан не случайно, так как мы знаем, что в семьях, где родители курят, факт, что и  дети будут курить велик.

 

Класс

Да

Нет

Иногда

6

2

4

 

7

6

2

 

8

6

3

1

9

2

2

1

10

1

3

1

11

2

2

 

Всего

19

16

3


 

В 19 случаях в семьях опрошенных курят постоянно, в трёх иногда. Причиной курения подростков в ряде случаев  является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда  сами родители курят. В нашем случае родители курящих детей также  в большинстве своём курят.

Мы попытались выяснить, кто проводил с детьми профилактическую работу.

 

Класс

Друзья

Семья

Учителя

Никто

6

 

3

3

 

7

 

3

2

4

8

 

5

2

3

9

1

3

3

1

10

 

4

 

1

11

   

4

 

 

В 18 анкетах дан ответ, что с учащимися о вреде  курения беседуют в семьях, в 14 - учителя, в 10 анкетах на данный вопрос дети ответили, что с ними не беседует никто. В 1 анкете был ответ на данный вопрос, что с ними о вреде курения  беседуют друзья. В одном классе все учащиеся ответили на данный вопрос, что беседы учителями с ними о  вреде курения не проводились.

Нравится ли тебе курящая  компания? - интересно было узнать ответ  на данный вопрос учащихся.

Класс

Да

Нет

Безразлично

6

 

5

1

7

 

2

6

8

 

5

5

9

 

1

3

10

 

4

1

11

 

2

2


 

К курящим компаниям 19 человек  из опрошенных относятся безразлично, 16 эти компании не нравятся.2 из опрошенных на данный вопрос не ответили. Сложившаяся  система школьного образования  не формирует должной мотивации  к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что  курить, пить и употреблять наркотики  вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Ответы на данный вопрос говорят о том, что школьники  безразличны к тому, что в окружении  их много курящих, следовательно, они  могут число курящих увеличить.

Таким образом, мы выявили  количество курящих учащихся, определили возраст, с которого учащиеся начали курить, причины начала курения, ощущения после курения, знания учащихся о  влияния курения на их здоровье, отношение к курению в семьях. Мы пришли к выводу, что недостаточная  работа по профилактике курения проводится в данном учебном заведении.

Опрос показал, что впервые  знакомятся с сигаретой учащиеся в первом - втором классах, но, поняв, что курение оставляет неприятные ощущения, большинство оставляют  сигареты, а возвращаются к данной пагубной привычке в среднем школьном возрасте. Причинами курения подростков чаще становится подражание взрослым, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожими, желание казаться взрослыми, желание быть как все в курящей  компании. Раннее обращение к курению  вызвано интересами учащихся попробовать  неизведанное, то, что делают многие взрослые. Наши данные совпали с  данными социологического опроса, проведённого в МОУ "Тотемская СОШ №2". [21]

На вопросы второго  теста (См. приложение № 5) отвечали ученики, которые курят. Он ставил перед собой  следующие цели:

выявить отношение к курению  в семьях;

желание учащихся бросить  курить.

1. Знают ли родители, что  вы курите? а) да; б) нет; в)  догадываются.

 

Класс

Да

Нет

Догадываются

6

 

2

1

7

2

 

1

8

2

   

9

2

   

10

1

   

11

1

   

 

Как видим, большинство родителей (8 - 67%) знают, что их дети курят, не знают  о пагубном увлечении детей - 2 - 16,5%, догадываются - 2 - 16,5%,. Интересно было слушать в устной беседе с учащимися, что родители некоторых учащихся даже разрешают курить им, не скрываясь  от них, считая, что пусть лучше  курят открыто, чем скрываются.

2. Как родители реагируют  на курение? а) ругают; б) убеждают  бросить курить; в) родителям безразлично. 

 

Класс

Ругают

Убеждают бросить курить

Родителям безразлично

6

1

2

 

7

1

1

1

8

   

2

9

 

2

 

10

   

1

11

 

1

 

 

Как видим, 50%) родителей убеждают детей бросить курить, но настораживает, что есть такие семьи, которые  к этой вредной привычке относятся  безразлично - 33%.

3. Пробовали ли вы бросить  курить? а) да; б) нет

 

Класс

Да

Нет

6

3

 

7

2

 

8

1

1

9

1

1

10

1

 

11

 

1


 

Как видим, большинство учащихся пробовали бросить курить - 75%. К  сожалению, у них это не получилось.

4. Хотели бы вы бросить  курить? а) да; б) нет. 

 

Класс

Да

Нет

6

3

 

7

1

1

8

1

1

9

2

 

10

1

 

11

1

 

 

Как видим, у большинства  учащихся (83%) есть желание навсегда избавиться от данной пагубной привычки. Стоит только им в этом помочь.

Раннее курение не может  не сказаться на состоянии подростка  на уроках физкультуры или при  занятиях спортом, на его спортивных результатах.

С целью показа вреда, который  наносит курение на организм подростка, нами было проведено несколько классных часов, на которых было показано пагубное воздействие на организм подростков курения.

Например, в 10 классе учащимся был показан на примерах вред, наносимый  курением на здоровье ребёнка. (См. приложение № 6).

После данной беседы учащимся было предложено высказать своё отношение  к курению. В беседе они показали, что впервые слышат приведённые  примеры, тот, кто курит, отметили в  своих выступлениях, что не задумываются о вреде, приносимом сигаретами, высказали  желание отказаться от этой пагубной привычки.

В 9 классе была проведена  индивидуальная беседа с курящими детьми, которая помогла ответить на вопрос, что мешает им бросить курить. (См. приложение № 7).

По результатам теста  получилось, что один ученик относится  к первой группе, он легко может  отказаться от курения, другой ко второй, ему отказаться от курения труднее. Первый ученик после бесед действительно  попробовал не курить.

В целях профилактики курения  были проведёны классные часы для  учащихся 6-11 класса. (См. приложение № 8).

Также в процессе работы были проанализированы результаты сдачи  физических норм учащимися, которые  курят и которые не курят.д.анный  анализ показал, что у тех, кто  не курит, они выше. На это акцентировалось  внимание на уроках физической культуры, проводимых нами.

Данные беседы способствовали у ребят формированию желания  бросить курить, так как многие из них хотели бы иметь высокие  результаты.

С результатами анкетирования  учащихся школы педагогический коллектив  был ознакомлен на семинаре. Надеемся, что результаты анкетирования помогут  спланировать профилактическую работу в данном учебном заведении.

 

Заключение

 

В ходе данной работы выяснены причины, толкающие подростков на злоупотребление  вредными привычками, проанализирован  вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. Также мы остановились на изучении вопросах профилактики вредных  привычек в России и развитых странах  мира. Важно на современном этапе  развития общества формировать у  учащихся здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни  формируется всеми сторонами  и проявлениями общества, связан с  личностно-мотивационным воплощением  индивидом своих социальных, психологических  и физиологических возможностей и способностей.

От того, насколько успешно  удается сформировать и закрепить  в сознании принципы и навыки здорового  образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся  деятельность, препятствующая раскрытию  потенциала личности. По современным  представлениям в понятие здорового  образа жизни входят следующие составляющие:

отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных  напитков и наркотических веществ);

оптимальный двигательный режим;

рациональное питание;

закаливание;

личная гигиена;

положительные эмоции.

Сложившаяся система школьного  образования не формирует должной  мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство  людей знают, что курить, пить и  употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут  малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к  увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими  последствиями. Трудности современной  жизни оставляют весьма мало места  для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания" взрослых людей о  здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Одной  из составляющих здорового образа жизни  является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.

Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой  в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что  курение сопровождается неприятными  ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к  табаку больше не тянуться, во 2-6 классах  курят считанные единицы. А вот  в более старшем возрасте число  курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям  социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в  том числе и родителям), желание  казаться взрослым, независимым, желание  “быть как все" в курящей  компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий  запрет родителей, особенно в тех  случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что  подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах  массовой информации. Чрезвычайно важно  исключить также табакокурение  из действий героев кино - и телефильмов  и театральных пьес. Очень важно  вести борьбу с курением среди  родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае школьники не должны его видеть курящим).

Информация о работе Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе