Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2). Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3). Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

Содержание

Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек
2.1 Организация профилактической работы в школе
2.2 Организация экспериментально - практической работы и её результат
2.2.1 Методы исследования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

кусов.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

В стране все более обостряется  проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих  подростков. Достаточно сказать, что  сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или  иные признаки болезней, связанных  с курением.

В последние годы вместе с положительными изменениями в  экономике наблюдаются и некоторые  обнадеживающие моменты в физкультурно-спортивном движении.

Появились новые формы  физкультурно-оздоровительной работы с рыночными механизмами развития. Началось приращение спортивных сооружений, в том числе физкультурно-спортивной инфраструктуры дворового плана; увеличивается  финансирование; принимаются территориальные  законы и программы физического  оздоровления населения.

Речь идет о необходимости  коренного изменения социального  статуса физической культуры и спорта как одной из составляющих национальной идеи, формирующей здоровый образ  жизни людей и престиж Российского  государства. Государство должно относиться к развитию физической культуры и  спорта как к общегражданской  деятельности, обеспечивающей и безопасность страны, и жизнеспособность ее населения. Как носитель общественных интересов, государство должно сформировать общенациональную модель физкультурно-спортивного движения и пробудить у граждан России новую движущую силу - стремление к  здоровому образу и высокому качеству жизни.

Общенациональная модель физкультурно-спортивного движения как важная составляющая здорового  образа жизни должна решать следующие  задачи:

охранение и укрепление физического  и психического здоровья людей;

формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей учащейся молодежи;

воспитание подрастающего  поколения, способного противостоять  таким негативным явлениям, как наркомания, пьянство, табакокурение, асоциальное  поведение и т.д.;

консолидация общества, укрепление единства и сплоченности нации;

развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих  полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в  рамках единой государственной системы;

доступность всех слоев населения  к занятиям физической культурой  и спортом;

непрерывность и преемственность  процесса физического воспитания на всех этапах жизнедеятельности человека;

воспроизводство здорового  населения;

обеспечение возможности  человека в полном объеме осваивать  образовательные программы на всех этапах обучения;

Недостатки физического  воспитания и развития спорта среди  подростков, детей и молодежи объясняются  комплексом нерешенных вопросов, среди  которых слаборазвитая материально-техническая  база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной  работы, особенно среди дошкольников; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического  воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

Вместе с тем фундамент  здоровья и положительного отношения  к физической культуре закладывается  в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость  заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

повышение ответственности  родителей за здоровье детей;

поиск и рациональное использование  целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;

совершенствование программно-методического  и организационного обеспечения  физического воспитания в учебных  заведениях;

внедрение новых эффективных  форм организации занятий;

создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров  и тренажеров для занятий физической культурой;

массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

создание при образовательных  учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения.

Физическое воспитание должно реализовываться через урочные  формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии  здоровья; через физкультурно-оздоровительные  мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому дошкольнику, учащемуся и студенту двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой  детей и молодежи особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями.

По экспертным оценкам, физическая культура и спорт дают возможность  уменьшить заболеваемость детей, подростков и молодежи на 10-15%, что может сэкономить из бюджета 2,1 млрд. рублей в год, а  сокращение преступности среди молодых  людей на 10% может снизить расходы  на их содержание в исправительно-трудовых учреждениях на 700 млн. рублей в год.

Включенность человека в  активные занятия физической культурой  и спортом на протяжении всей жизни  во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни, из всего комплекса предлагаемых мер в качестве приоритетного  направления необходимо выделить целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни.

Таким образом, необходимо усилить  роль физической культуры в жизни  детей, что повлияет на профилактику у них вредных привычек, в том  числе курения.

 

Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении  и профилактике вредных привычек

 

2.1 Организация  профилактической работы в школе

 

По мнению Левина Б.М., в  последнее время наркомания и  алкоголизм молодеют [6,78].

Для начала профилактики важно  знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причины, которые связаны  с психологией подростка:

Кризис взросления [25,27]. Ребёнок  начинает чувствовать себя взрослым.

Кризис идентичности [22,28]. Он проявляется в чувстве неполноценности  и тоскливом настроении.

Кризис авторитетов [25,29]. Проявляется он в стремлении понять и принять мир взрослых, а не слепо подчиняться ему. Данный кризис проявляется в протесте против семьи  и школы.

Для того чтобы проводить  профилактическую работу в школе, нужно  знать основные направления профилактической работы в стране и в мире.

Профилактика в широком  смысле имеет отношение к избежанию  или облегчению проблем, связанных  с употреблением вещества. Благодаря  этому нестрогому определению попытки  профилактики могут иметь различные  цели. Например, цель усилий, направленных на предотвращение использования нелегальных  наркотиков, - остановить случаи их употребления. Так или иначе, дополнительной целью  такой деятельности может быть сведение к минимуму эффектов использования  незаконных наркотиков, которое имеет  место. Раз так, то подходы, выбранные  для осуществления намеченных целей, могут быть различны, поэтому, говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся  употребление, отрицательное влияние  на общество, проблемы со здоровьем, или  что-то еще.

Профилактика злоупотребления  веществом традиционно разделяется  на три этапа.

Первый - первичная профилактика, которой свойственно избежание  злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких  проблем. В основе этого подхода  лежит принцип "Просто скажи: "Нет!", когда, предлагается наркотик.

Вторичная профилактика имеет  дело с уже начавшимся злоупотреблением. Этот тип профилактики аналогичен раннему  лечению, когда проблемы с наркотиками  только всплыли на поверхность. Вторичная  профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребление веществ. В некоторых  частях США так поступают с  малолетними правонарушителями, задержанными за хранение наркотиков [24]. В обоих  случаях делается акцент на уничтожение  проблемы в зародыше. Главным в  таких усилиях является раннее выявление  подобных проблем.

Третья форма профилактики, которая называется третичной, заключается  в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и  уже полностью зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении  употребления наркотиков и избежании  дальнейших ухудшений в организме  человека. Третичная профилактика и  лечение наркомании совпадают, но о  профилактике обычно говорят, когда  инцидент случается впервые, а о  лечении, когда случаются рецидивы.

В результате множества дебатов  и некоторых научных исследований сформировалось несколько основных моделей профилактики. В основе каждой лежит своя философия, определяющая применение подхода, рекомендованного для предотвращения проблемы злоупотребления  различными веществами.

Социокультурный аспект понимания  злоупотребления заключается в  том, что социальные нормы прямо  влияют на употребление или злоупотребление  психоактивными веществами. Эта модель в основном использовалась в усилиях, направленных на предотвращение употребления алкоголя. В этом случае модель состоит  из трех основных компонентов [24]:

подчеркивание культурных нормативов;

необходимость включить принятие алкоголя в социально значимую деятельность;

фокусирование внимания на развитии культуры употребления алкоголя.

Основные усилия этой модели направлены на изменение отношения  к принятию алкоголя в рамках культуры.

Один из самых значительных защитников социокультурного подхода. Руперт Вилкинсон полагает, что на употребление алкоголя можно воздействовать мерами четко спланированной политики. Вилкинсон замечает, что существуют примеры употребления алкоголя, которые  не связаны ни с какими проблемами, и что эти примеры могут  быть использованы в качестве ориентиров для укоренения подобной культуры питья [24].

Во время своей плодотворной работы в 1970 году, Вилкинсон определил  пять предложений для изменения  культуры употребления алкоголя. Первое предполагает создание в обществе низкого  уровня эмоциональности, связанной  с алкогольными напитками, и одновременное  внесение ясности в противоречивые представления, касающиеся употребления алкоголя. Эмоциональность, окружающая алкоголь, согласно Вилкинсону, создает  давление на человека, а также среду, в которой обсуждение и изменение  культуры принятия спиртных напитков просто невозможны. Более продуманный  и слаженный подход увеличит пользу путем разъяснения противоречий и обеспечит большую ясность  относительно норм питья [24].

Второй основой социокультурной  модели Вилкинсона является то, что  должна быть проведена четкая грань  между нормальным употреблением  алкогольных напитков и пьянством. Задача заключается в том, чтобы  четко определить, что является приемлемым употреблением спиртных напитков, а  что - пьянством. К сожалению, прийти к такой ясности далеко непросто [24].

Третий принцип Вилкинсона: после того как достигнута определенность по поводу того, где начинается пьянство, на него нужно наложить строгий запрет [24].

Четвертый, центральный принцип - это то, что употребление алкоголя должно быть интегрировано в социальный контекст в широком смысле этого  слова. Иначе говоря, употребление алкоголя не должно быть смыслом жизни или  отдельно взятой вечеринки, а вместо этого должно стать просто дополнением  к другим видам деятельности.

Вилкинсон делает вывод, что  общество может позволить употреблять  алкоголь только тогда, когда это  сопровождается употреблением пищи [24]. Он считает, что когда имеется  закуска, употребление алкоголя перестает  быть единственным смыслом деятельности. Более того, пища замедляет усвоение алкоголя и потенциально способствует уменьшению опьянения.

Все вместе эти принципы создают представление о приемлемом и неприемлемом употреблении алкоголя и, таким образом, формируют желаемый образец ответственного поведения. Такой образец необходимо затем  укоренить в обычной семейной жизни и другой социальной активности. Примечательно, что целью социокультурного подхода является не прекращение  употребления алкоголя вообще, а изменение  социальных норм, касающихся этого  употребления. Таким образом, его  стратегия не сосредоточена на запрещении, и многие полагают, что главной  ошибкой этого подхода является то, что он поддерживает употребление алкоголя.

Основная критика этого  подхода состоит в том, что  он не может получить широкого применения. Во многих странах, одновременно существуют различные виды культур и субкультур, поэтому обычаи и ценности, принятые в одной из них могут не подходить  или отторгаться другой. Второе направление  критики состоит в том, что  социокультурный подход, делая акцент на умеренном употреблении, не принимает  в расчет того, какое удовольствие доставляет некоторым чрезмерное употребление алкоголя. Третье сомнение заключается  в том, что изменение отношения  приведет к желаемым изменениям в  поведении. В заключении, обращают внимание на то, что социокультурный подход не принимает в расчет физиологические  проблемы, связанные с употреблением  алкоголя (рак, болезни печени и желудка). Поэтому многие полагают, что введение социокультурной модели вызовет  преобладание именно физиологических  проблем, даже если социальные проблемы и будут устранены, просто благодаря  широко распространенному употреблению алкоголя.

Информация о работе Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе