Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2). Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3). Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

Содержание

Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек
2.1 Организация профилактической работы в школе
2.2 Организация экспериментально - практической работы и её результат
2.2.1 Методы исследования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

кусов.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

Вопреки этим сомнениям, социокультурная  модель не теряет своего влияния в  Соединенных Штатах [24]. В настоящее  время это едва ли не самая преобладающая  стратегия. Она применяется и  имеет большую сферу деятельности. Примерами ее служат рекламные и  образовательные подходы к проблеме вождения в нетрезвом виде.

Социокультурная модель применяется  для решения проблем, связанных  со злоупотреблением алкоголем, но также  является краеугольным камнем в предотвращении многих проблем, связанных с употреблением  наркотиков. Как было отмечено выше, примером последнего может служить  кампания "Просто скажи: "Нет", которая призывает всех, в особенности  молодых, отказаться от предложения  попробовать наркотики. Другим примером рекламной кампании такого типа является Партнерство по Спасению Америки  от Наркотиков [24]. Эта кампания, сфокусированная  на марихуане, кокаине и крэке, пытается снизить социальную приемлемость употребления наркотиков у молодежи и предупреждает  тех, кто уже употребляет их или  только собирается попробовать, об опасностях, связанных с употреблением. Главным  образом эта кампания проводится на телевидении. Однако к настоящему времени, их эффективность документально  не подтверждена. Кроме того, эффективность  этой кампании может быть снижена  за счет того, что она направлена на молодежь среднего и верхнего социальных классов, которые меньше подвергнуты  этой опасности. Единственным основным отличием в применении социокультурной  модели к злоупотреблению наркотиками, по сравнению со злоупотреблением алкоголем, является то, что в первом случае делается попытка сделать нормой отсутствие употребления вообще, а  во втором - сформировать разумные нормы  употребления.

Второй главной моделью  профилактики является популяризация  потребительского подхода. Эта модель преимущественно изучалась в  контексте предотвращения и снижения употребления алкоголя, хотя в последние  годы она стала распространяться и на другие наркотические средства. Эта модель основана на статистическом изучении употребления алкоголя в различных  культурах. Первой работой в этой области стало исследование французского математика Салли Лидермана в 50-х  годах [24]. Вид модели сильно изменился  в течение последующего ряда лет  под влиянием международных исследований.

Выделяют три основные положения этой модели. Первое заключается  в том, что процент сильно пьющих людей от данного населения прямо  зависит от среднего уровня потребления  алкоголя в данном обществе. Поэтому  число алкоголиков растет в обществе, где растет употребление алкоголя. В связи с этой зависимостью можно  предсказать, что снижение потребления алкоголя в данной культуре будет сопровождаться снижением числа хронически больных алкоголиков.

Второе положение заключается  в том, что увеличение сильного потребления  алкоголя повышает вероятность возникновения  связанных с ним негативных последствий  в духовной, физической и социальной сферах. Следовательно, как только среднее  потребление алкоголя в обществе возрастает, возрастает количество алкоголиков, и, соответственно, можно ожидать  рост таких неблагоприятных последствий.

Суть третьего утверждения  в том, что общество должно пытаться уменьшить негативные последствия  употребления алкоголя ограничением его  доступности. Утверждается, что ограничение  доступности алкоголя, особенно путем  поднятия стоимости спиртных напитков, снизит потребление алкоголя, и, соответственно, связанные с ним последствия. Другие пути - сокращение рабочего дня  баров и забегаловок с алкогольными напитками, контроль над розничной  продажей алкоголя, поднятие возрастного  ценза для приобретающих спиртные напитки.

Хотя эта модель подробно рассматривает пути предотвращения, она также подвергается критике. Существует мнение, согласно которому эта модель целиком описательная и не раскрывает глубинных причин - почему люди пьют или как среда, в которой существует человек, влияет на его отношение к спиртному. Проблема была рассмотрена более  подробно, и было замечено, что модель должна быть усовершенствована путем  введения таких социокультурных  переменных, как окружающая среда. Также  существует критика того, что "нормальные" пьющие в социальной группе могут  по-другому реагировать на усилия, направленные на снижение доступности  алкоголя, чем хронические алкоголики. Критика опять основана на том, что  социокультурные и психологические  переменные не включены в потребительскую  модель. К примеру, различия между  умеренно пьющими и алкоголиками могут стать решающими в попытках предсказать поведение. Так, реакция  алкоголиков на повышение цен  на алкоголь и другие меры, направленные на снижение употребление алкоголя, менее  предсказуема. В связи с этим, могут быть ситуации, в которых  подобные меры окажутся безрезультатными. Если, к примеру, цена на алкоголь вырастет очень сильно, то результат этого  тут же проявится в росте домашнего  производства и разлива спиртных напитков и загадочном имидже, окружающем употребление алкоголя. Как видно  из выше сказанного, задача снижения среднего уровня употреблениям алкоголя очень  сложна.

Третья модель (запрещающая) очень проста сама по себе. Она занимает моральную позицию в решении  проблем использования различных  веществ. Ее суть в том, что если нет  употребления вещества, то, следовательно, и нет самой проблемы. Если человек  употребляет какое-либо вещество, то это видится не как общественная проблема, а продукт какого-то изъяна человеческого характера. Раз так, то цели запрещающей модели заключаются

в запрещении доступности

в воздержании от использования.

Запрещающая модель применяется  как к алкоголю, так и к наркотикам. Наиболее известное воплощение этой модели к алкоголю на практике - сухой  закон в США в 1921 - 1932 годах [24]. Тем не менее, эта модель более  применима в отношении злоупотребления  наркотиками. В течение десятилетий  существовал строгий запрет на употребление наркотиков, главным образом, марихуаны  и героина, а позднее и кокаина. Запрещающая модель в 30-х, 40-х годах в Америке очень сильно проявлялась в фильмах, газетах, журнальных статьях, направленных на массовую аудиторию [24]. Сенсационные истории о всплеске преступлений, вызванных марихуаной, стали известны благодаря газетным публикациям и фильмам тех лет "Сумасшедшая сигарета с марихуаной", "Убийца молодости", "Марихуана: травка с корнями в аду". Тогда, как и сейчас, "ключ" к таким компаниям заключался в том, что "хорошие" люди не употребляют наркотики.

Хотя запрещающая модель остается популярной, она не внесла значительного вклада в предотвращение проблем, связанных с употреблением  наркотиков. Хорошо известно, что Сухой  Закон не привел к желаемым результатам, и проблемы употребления других наркотиков также продолжаются. Может быть, главным недостатком этого подхода  является то, что в его рамках пытаются решить сложную проблему простыми методами.

Среди самых последних  методов запрещающего подхода злоупотребления  наркотиками хорошо известна политика "нулевой толерантности", применяемая  некоторыми штатами и федеральными агентствами. Ее суть заключается в  выработке нулевой терпимости к  любому наркотику в любом количестве, в любом месте, в любое время. Цель этой политики - в атаке на спрос  на наркотики и таким образом  сделать наркоманов ответственными за их роль в распространении наркотиков.

В рамках этой политики, которая  активно освещалась в средствах  массовой информации в конце 80-х, начале 90-х годов, машины, суда, роскошные  яхты изымались из частной собственности, если в них находили хотя бы малую  дозу наркотика. На протяжении только одного месяца береговая охрана конфисковала 27 судов. Одна яхта, "Королевский  корабль" была конфискована, когда  охрана обнаружила несколько семян  и стебель марихуаны в туалетном  столике и в мусорном ящике. На другой яхте инспекторы береговой охраны нашли одну двадцать восьмую часть  унции марихуаны. Эти две яхты были возвращены их владельцам после  уплаты штрафов и стоимости конфискованного  имущества. Это только два наиболее известных случаев. Конфисковались также более мелкие предметы собственности, такие как машины и багаж, и  многие из таких случаев до сих  пор встречаются в юридической  практике [24].

Некоторые официальные лица считали, что принцип нулевой  толерантности должен быть расширен. Эдвин Миз III, министр юстиции  в кабинете Рональда Рейгана, призывал подвергнуть тесту на наркотики  всех рабочих и служащих в стране, при этом положительные тесты  означали бы немедленное увольнение. Согласно Мизу, политика нулевой терпимости в тестировании - это "абсолютная необходимость" в решении проблемы злоупотребления наркотиками [24]. Сторонники соблюдения законности же заметили, что  конституционные вопросы, касающиеся такого тестирования, особенно предложенного  правительством, очевидно, помешают его  широкому распространению.

Выработка национальной политики, например, политики нулевой толерантности - это, конечно, функция главных официальных  лиц правительства.

Методы профилактики применяются  в разных областях движения против наркотиков:

тенденция включить семью (особенно родителей) в движение против наркотиков;

развитие способности  сопротивляться, в особенности разработка стратегий, используемых для избежания  давления употребить наркотик;

развитие программ в дополнение к более широким общественным движениям.

К примеру, школьная программа  борьбы с наркотиками может служить  дополнением к сообщениям, распространяемым через средства массовой информации;

выявление социальных групп, склонных к употреблению алкоголя и  других наркотиков и разработка программ специально для них;

повышенное внимание к  наркотикам, употребление которых является прямым путем к употреблению других наркотиков. Пока большинство программ борется с незаконными наркотиками, некоторые программы фокусируют свое внимание на предотвращении начала использования табака, алкоголя и, в  частности, марихуаны. Они рассматриваются  как "промежуточные" наркотические  средства, от которых переходят к  употреблению "тяжелых" наркотиков, таких как кокаин, героин и LSD;

возрастающее внимание к  программам, призванным минимизировать риск и негативные последствия от уже начавшегося употребления наркотиков. Эти программы не разрешают употребление наркотиков, а ищут возможности минимизировать негативные последствия, связанные  с их употреблением, для человека и для общества.

Наиболее распространенными  инструментами борьбы с наркотиками  могут стать образование и  усилия средств массовой информации. Традиционно эти программы рассчитаны на подростков и молодых людей - две  наиболее явные группы риска. В последнее  время делаются усилия распространить их влияние и на детей.

Школьная система является идеальным звеном для проведения образовательной работы относительно употребления веществ. Многие считают  необходимым включить в школьный курс тем по употреблению алкоголя и других наркотиков, применению таких  программ препятствует часто недостаточная  подготовка учителей в области материалов, касающихся алкоголя и других наркотиков. Тем не менее, в последние годы произошло много изменений и  разрабатываются соответствующие  школьные программы, которые и вводятся в школьный курс обучения.

Что происходит, когда вводятся курсы по изучению действия алкоголя и наркотиков?

Результаты различны. Главный  результат заключается в том, что общий уровень знаний об алкоголе и наркотиках повысился. Тем не менее, не произошло заметных изменений  в употреблении веществ. На самом  деле, в некоторых случаях было установлено, что образовательная  программа в краткосрочном аспекте  увеличила употребление наркотиков студентами! Так или иначе, нужно  с осторожностью относиться к  этим данным, до тех пор пока не будут  проведены более систематизированные  исследования действия образовательных  программ, особенно исследования долгосрочных аспектов их влияния. Хотя расширение знания об алкоголе и наркотиках не следует рассматривать только как  путь к модификации их использования.

Одним из факторов, который  влияет на такое развитие дел, является возраст, в котором начинается изучение наркотических средств. Как результат  данных, показывающих, что маленькие  дети уже начали формировать свои понятия об интоксикации, культуре питья и последствиях алкоголизма, больше внимание стало уделяться  образовательным материалам для  детей начальной школы. Подготовка материалов для такого уровня развития, скорее всего, более эффективна, чем  попытки изменить более прочно укоренившиеся  представления о наркотиках в  старших классах.

Образовательные программы  должны дополняться средствами массовой информации, телевидение, радио, газеты, журналы, фильмы должны нести соответствующую  информацию.

Много современных программ и особенно те, которые проводятся среди молодежи, содержат в себе так называемый эмоциональный компонент. Он включает в себя прояснение ценностей  и принятие решения. Прояснение ценностей  включает в себя самопознание, выработку  жизненных ценностей и определение  путей их реализации. Эти программы  раскрывают студенту стратегию, позволяющую  делать выбор в жизни и применять  эту технику конкретно к ситуациям  с алкоголем и другими наркотиками. Главная цель программы заключается  в том, что обучающиеся должны осознать свои чувства по поводу наркотиков и выработать свое отношение к  ним для того, чтобы в ситуациях, связанных с наркотиками, вести  себя в соответствии со своими индивидуальными  ценностями.

Логика применения эмоционального или чувственного подхода состоит  в том, что мысли, чувства, отношение  и ценности, касающиеся алкоголя и  других наркотиков, могут быть такими же важными в конкретной ситуации, как знания, а может быть даже самыми важными. До сих пор неизвестно, в какой степени данные программы  оказывают благоприятное воздействие.

Информация о работе Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе