Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2). Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3). Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

Содержание

Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек
2.1 Организация профилактической работы в школе
2.2 Организация экспериментально - практической работы и её результат
2.2.1 Методы исследования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

кусов.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ОРГАНИЗМ подростков и организация  их ПРОФИЛАКТИКИ в школе

специальность 050720 "Физическая культура"

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тотьма 2008

 

Содержание

 

Введение

Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма  подростков и влияние вредных  привычек на его развитие

1.1 Психофизиологические  особенности развития детского  организма

1.2 История возникновения  вредных привычек

1.3 Влияние вредных привычек  на развитие подростков

1.4 Роль физической культуры  и спорта в формировании здорового  образа жизни

Раздел II. Педагогические возможности  школы в выявлении и профилактике вредных привычек

2.1 Организация профилактической  работы в школе

2.2 Организация экспериментально - практической работы и её  результат

2.2.1 Методы исследования

Заключение

Библиография

Приложения

 
Введение

 

Происходящие демократические  преобразования во всех сферах общества затронули и систему образования, стратегической целью которой является создание оптимальных условий для  полноценного развития личности ребёнка. В последнее время довольно большое  внимание стало уделяться воспитанию личности не только грамотной, но и, прежде всего, здоровой, так как состояние  здоровья учащихся значительно ухудшилось. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные  исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся общеобразовательных школ является слабое здоровье [23,5].

Состояние здоровья подрастающего  поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и  дающий точный прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, её безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие, и морально - нравственный уровень  населения непосредственно зависят  от состояния здоровья детей, подростков, молодёжи.

В связи с этим перед  обществом встала проблема воспитания человека, стремящегося к здоровому  образу жизни, отвергающему курение, алкоголь, наркотики. Поэтому исследование влияния  вредных привычек на организм человека, возможности их профилактики является очень актуальной для современного общества, этим объясняется её выбор  для нашего исследования. Ведущими учёными и педагогами Вологодской  области составлен уникальный библиографический  указатель, который позволит решать вопросы по воспитанию здорового  поколения на более высоком уровне [15].

Проблема исследования заключается  в выявлении причин вредных привычек подростков.

Объект исследования: вредные  привычки подростков.

Предмет исследования: влияние вредных привычек подростков на развитие.

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.

Задачи исследования:

1). Изучить и проанализировать  литературу по затронутой проблеме.

2). Выяснить причины, побуждающие  подростков к злоупотреблению  вредными привычками, рассмотреть  возможности их профилактики.

3). Проанализировать результаты  экспериментально - практической работы  и дать рекомендации по использованию  их в практике работы школы.

Гипотеза исследования:

Если выявить причины  вредных привычек у подростков, то можно будет эффективно организовать профилактическую работу в школе.

Методы исследования:

Изучение литературы отечественных  и зарубежных авторов по данному  вопросу, опыта образовательных  учреждений.

Наблюдение, беседы, анкетирование.

База исследования: МОУ "Великодворская СОШ".

Новизна исследования заключается в изучении данного вопроса в конкретном образовательном учреждении МОУ "Великодворская СОШ", создание рекомендаций по профилактике вредных привычек для названного образовательного учреждения. В этом заключается практическая значимость исследования.

 

Раздел 1. Общая  психофизиологическая характеристика развития организма подростков и  влияние вредных привычек на его  развитие

 

1.1 Психофизиологические  особенности развития детского  организма

 

Как известно в подростковом возрасте идёт активный физический рост организма.

Рост (длина тела) - один из важнейших показателей физического  развития (См.: Приложение №1). Известно, что рост продолжается до 17-19 лет  у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускорения роста  перемежаются с периодами относительного замедления. Так довольно значительное увеличение длины тела наблюдается  в первый год жизни (в среднем  на 25 см), затем в возрасте от 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания (он длится у девочек  с 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет) [22]. Как видно из приложения № 1 изменяются и другие физические показатели. Поэтому важно, чтобы  в период интенсивного физического  развития подростку были чужды вредные  привычки.

Переход к подростковому  возрасту характеризуется глубокими  изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка  начинает быстро перестраиваться и  превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группе сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определённое место во взаимоотношениях со сверстниками. Процесс интеллектуального развития завершается несколько раньше, чем процесс формирования их как личности. В течение трёх - четырёх лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество - это самый  трудный из детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к  обществу. В данном возрасте также  стабилизируются черты характера  и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные  линии этого периода - самопознание, самовыражение, самоутверждение. Поэтому  часто, для того чтобы утвердиться  в среде сверстников, многие подростки  и приобщаются к вредным привычкам. По их мнению, это делает их взрослее в глазах сверстников.

В подростковом возрасте учащиеся стремятся быть похожими на старших, иногда такое желание становится настолько сильным, что подросток  преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как со взрослым человеком. Видя проявление некоторых  качеств у взрослых или у тех, кто его старше, подросток начинает им подражать, это тоже приводит к  приобщению их к вредным привычкам.

Подростку нравится чувствовать  себя взрослым. Это связано и с  физическими изменениями его  организма. Подростки копируют поведение  взрослых, которые пользуются авторитетом  в их кругу. Сюда входит мода в одежде, причёски, украшения, косметика, лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Помимо взрослых образцами для подражания могут быть и старшие сверстники.

Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведёт себя "как настоящий мужчина", обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью в дружбе. У девочек развивается тенденция  подражать тем, кто выглядит "как  настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью  взрослых женщин. Многие мальчики - подростки  внимательно начинают относиться к  занятиям физическими упражнениями, направленных на развитие выносливости, у девочек же преобладает подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приём кокетства.

Таким образом, формирование и развитие самосознания ребёнка. Желательный  образ "Я" у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинствах других людей. К сожалению, в жизни  часто у подростков возникают  ложные представления о том, каким  должен быть "настоящий мужчина" и "настоящая женщина", видят  их в тех, кому присуще увлечение  вредными привычками, начинают слепо  им следовать.

Многие подростки стремятся  заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков. Главным  идеалом для них становится идеал  мужественности. Подростки начинают подражать героям фильмов и прочитанных книг. Но в настоящее время для многих опять же героями становятся отнюдь не идеальные люди. Телевидение способствует формированию у подростков вредных авторитетов: сильный красивый человек красиво "употребляет" алкоголь и курит. И волей - неволей образ такого человека остаётся в памяти подростка.

Многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств  личности. Они увлекаются играми, где  нужна сила и мужество: бокс, борьба, тяжёлая атлетика, хоккей. Став привычными, занятия физической культурой и  спортом в зрелом возрасте превращаются в эффективное средство поддержания  работоспособности и здоровья, а  полезные волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и  закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности.

Таким образом, важно способствовать стремлению у подростков увлечению  здоровым образом жизни, это поможет  противостоять вредным привычкам. Раз у подростков есть стремление выработать у себя полезные качества, важно им помочь в этом.

Также для подростков характерна познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться. Подростки стремятся  заниматься самообразованием. Они выбирают для себя предметы, которые особенно им интересны. Нередко отношение  к тому или иному предмету определяется отношением к учителю. Поэтому именно учителю принадлежит одна из главенствующих ролей в формировании здорового  образа жизни у подростков. Учитель  должен быть образцом поведения для  них.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с  расширением знаний, с формированием  нужных умений и навыков, позволяющих  заниматься интересной работой, самостоятельным  творческим трудом. Учение дополняется  самообразованием. Это стремление у  учащихся также необходимо поддерживать.

Также в подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его  общения, избирательность отношения  к людям, оценки этих людей и самооценку. У старших подростков появляются профессионально ориентированные  мечты.

Задача окружающих подростка  взрослых людей заключается в  том, чтобы помочь обучающемуся разобраться  в истинных ценностях.

В этом возрасте также создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с  взаимоотношениями людей. Подростки  с удовольствием участвуют в  различных совместных школьных делах. Важно, чтобы во всех этих случаях  детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы взрослыми замечались и  поддерживались любые проявления детской  инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки. Наряду с учением  и трудом игра в этом возрасте по - прежнему несёт в себе богатые  возможности для личностного  развития детей. Речь идёт об играх, построенных  по образцу тех, на которых учатся искусству управления взрослые люди. Такие игры нужно включать в учебно - воспитательный процесс.

В связи с этим большая  роль отводится системе воспитательной работы в школе, в классном коллективе.

В подростковом возрасте, по мнению Р.С. Немова, высокого уровня достигают  все без исключения познавательные процессы: механическая память, речь, которая  становится высокоразвитой, мышление представляется во всех видах: наглядно - действенном, наглядно - образном, словесно - логическом. Становится возможным  научение подростка самым различным  видам практической и умственной деятельности [13, 188].

Подростничество имеет множество  характерных для этого возраста противоречий и конфликтов. Так, например, важно, относясь к подростку по - серьёзному, то есть по - взрослому, вместе с тем обращаться с ним как  с ребёнком, который постоянно  нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого "детского" обращения не обнаруживать. Именно правильные взаимоотношения со взрослыми  людьми помогают подростку избежать увлечения вредными привычками.

 

1.2 История возникновения  вредных привычек

 

К самым вредным привычкам  относятся курение, алкоголизм, наркомания. Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни, судьбы. С  ними нужно бороться, хотя это и  нелегко.

Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что  люди знали и использовали психоактивные  химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали  пиво и некоторые другие алкогольные  напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно, виноградное  вино появилось только в 4-3 веках  до н.э. Первое письменное свидетельство  использования интоксикантов - рассказ  о пьянстве Ноя из Книги Бытия. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические  изменения, обычно в религиозных  обрядах или при проведении медицинских  процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. "злака  радости" (опиумного мака). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал  своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры  и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и  использовали эти наркотики для  изменения сознания (в ходе религиозных  обрядов) и при подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки  есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей  эры [23,5].

Слово "алкоголизм" ввёл в обиход шведский врач Гусс в середине XIX века. Но само пьянство существует не одно тысячелетие. Раньше оно не носило характера массового распространения. В Древней Греции употреблялось  только сильно разбавленное вино (в  пропорции три части воды и  одна часть вина). Тот, кто пил  чистое вино, считался пьяницей и подвергался  изгнанию. Это было событием чрезвычайным. В Древнем Риме вино не имели права  пить мужчины моложе 30 лет [14].

Информация о работе Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе