Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2). Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3). Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

Содержание

Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек
2.1 Организация профилактической работы в школе
2.2 Организация экспериментально - практической работы и её результат
2.2.1 Методы исследования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

кусов.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

В последние годы значительно  возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив употреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению.

Под развитием альтернатив  употребления наркотиков понимается вовлечение в различные продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки во время каникул). В теории эта  стратегия кажется разумной, но на практике она не показала конкретной пользы в отношении злоупотребления  веществами.

С другой стороны, тренировка умения сопротивляться представляется более перспективной. Это обучение включает в себя комбинацию следующих  информационных и поведенческих  стратегий:

Развитие умения решать проблемы и принимать решения;

Развитие умения распознавать межличностные и массовые (реклама  алкоголя и сигарет) формы агитации, а также умения сопротивляться им;

Увеличение самосознания и самоуважения;

Обучение искусству справляться  с беспокойством и стрессом без  использования наркотиков;

Улучшение межличностных  качеств, таких как умение завести  разговор;

Развитие твердости, умения выражать неудовольствие и злость, а также умения сообщать о своих  потребностях;

Развитие представления  о воздействии наркотиков на здоровье;

Обычно в ходе этих программ участников обучают распознавать социальное влияние, ведущее к употреблению наркотиков, а также сопротивляться этим влияниям. К примеру, их учат отказываться от предложений попробовать наркотик, когда оно исходит от сверстников. Часто программы включают умение сопротивляться влиянию лидеров  в группе.

Анализируя результаты развития умения сопротивляться отмечают положительные  изменения, особенно в отношении  курения.

В школе молодёжь не только учится, но и обретает навыки общения  со взрослыми и сверстниками, но и практически на всю жизнь  вырабатывает отношение ко многим жизненным  ценностям. Таким образом, школа  является важнейшим этапом, когда  можно и нужно воспитывать  правильное отношение к здоровому  образу жизни [1, 3].

Школа является идеальным  местом, где длительное время можно  давать необходимые знания и вырабатывать навыки здорового образа жизни. Школа  должна помочь обучающимся в противостоянии вредным привычкам.

Остановимся на возможности  профилактики курения в школе.

Прежде всего, этому может  способствовать следующая программа, предложенная Александровым А.А., состоящая  из нескольких этапов.

На первом этапе обучения важно выработать навык использования  той информации, которую вольно или  невольно получает каждый человек, живущий  в обществе. Нужно говорить учащимся о риске, связанным с табакокурением, важно, чтобы учащийся осознал ценность хорошего здоровья. Учитель может  проводить групповые дискуссии  и консультации. В тоже время одного только знания недостаточно, чтобы  привести к изменению поведения  и отказу от этой вредной привычки. Известно, что более 90% школьников 9-10 лет не только знают, но и горячо осуждают курение [1,4]. Тем не менее, став подростками, многие из них начинают курить. При проведении бесед важно  принимать во внимание возрастно-психологические  особенности ребёнка и то, какая  группа является для него референтной. Так, в младшем школьном возрасте это родители, а в подростковом - сверстники.

На втором этапе важным становится выработка изменения  к своему здоровью и к вредным  привычкам. Здесь очень важно  правильно подготовить ребёнка  к принятию решения на основе всеобъемлющей  информации. Он должен решить:

является ли эта привычка к курению серьёзным риском для  здоровья;

может ли курение сказаться  на его здоровье;

что он приобретает, решив  не курить;

что он потеряет, если не будет  курить.

Важной частью обучения навыкам  здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения. Важно на этом этапе использовать положительные социальные ролевые  модели, так как для подростка  на этом этапе свойственно найти  пример для подражания.

На третьем этапе обучения важным становится приучать ребёнка  свободно принимать решение. Ребёнок  должен сделать выбор в пользу здорового образа жизни самостоятельно, а учитель в этом должен ему  помочь. Нужно научить ребёнка  правильно оценивать поступающую  информацию. Он должен уметь сознательно  делать выбор в конкретной ситуации, взвешивать все за и против. Большую  помощь на этом этапе имеют ролевые  игры. Например, моделирование ситуации, когда подростку предлагают закурить взрослые или сверстники.

На четвёртом этапе, когда  школьник уже принял решение не курить, важную роль имеет поддержка близких, в том числе родителей и  учителей.

Известно, что риск курения  возрастает, если курят родители. А  когда школа активно поддерживает антикурильные мероприятия, включая  отказ от курения среди учителей, частота курения среди школьников снижается [1,5].

Данная программа предполагает проведение мероприятий, как с учениками, так и их родителями, в ходе которых  формируется представление об основных системах организма и их функционировании, разъясняется полезное влияние физических упражнений и закаливания на организм человека и вредное влияние на организм курения [1,10]. Планирование уроков по профилактике курения (См.: Приложение №2).

Существуют и широко внедряются программы и по профилактике подростковой наркомании. Например: "Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению  наркомании" Белогурова С.Б. и Климович В.Ю. [20] (См. Приложение №3).

Формирование навыков  здорового образа жизни можно  проводить интегрировано через  различные предметы (биология, ОБЖ, экология, география, химия, литература, музыка, физическая культура, изобразительное  искусство, история, обществознание, и  т.д.) в течение учебного года с  использованием разных форм урока (ролевые  игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок  к здоровью. Кроме названной выше программы существует для подростков профилактические программы: Полезные навыки” “Полезный выбор", которые  направлены на овладение учащимися  объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности. Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления психоактивных  веществ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение их употребления. В программах тесно  переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской  профилактики. Неотъемлемой частью системы  формирования ценностного отношения  к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, так как данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания. Нужно проводить мероприятия  с использованием разных форм: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы", деловая игра-конференция, брейн-ринг, мероприятия с привлечением различных специалистов. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная  работа, реализуемая через уроки  и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования). Всё это должно привести к снижению числа злоупотребляющих вредными привычками. Также необходимы мониторинги по выявлению учащихся “группы риска" и с аддиктивным  поведением, а также методы избирательной  профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группами учащихся, что даёт позитивный результат.

Пропаганда здорового  образа жизни, формирование валеологической  грамотности может осуществляться в школе через родительские лектории, радиопередачи, выпуск бюллетеней, стенгазет, проведение Декады здоровья, чествование  спортсменов, участие в акциях "Всемирный  день борьбы со СПИДом", "Всемирный  день борьбы с наркоманией", "Всемирный  день здоровья"

 

2.2 Организация  экспериментально - практической работы  и её результат

 

2.2.1 Методы исследования

В процессе написания дипломной  работы для решения поставленных задач мы использовали следующие  методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документов, педагогическое тестирование.

Метод анализа  литературных источников. При написании дипломной работы нами было проанализировано 28 литературных источника, выпущенных с 1986 по 2006 гг. При анализе литературы внимание уделялось вопросам влияния вредных привычек на организм подростков и организации их профилактики в школе. Особое внимание мы уделили значимости занятий физической культурой в профилактике курения подростков.

Метод изучения документов. В процессе написания дипломной работы были изучены показатели здоровья учащихся, проанализированы пропуски учащимися занятий в школе, показатели сдачи нормативов на уроках физкультуры, проведён их сравнительный анализ.

Педагогическое  тестировании. С целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, было среди учащихся среднего и старшего звена проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых.

Первый тест ставил перед  собой следующие цели:

выявить количество курящих  учащихся;

определить возраст, с  которого учащиеся начали курить;

причины начала курения;

ощущения после курения;

знания о влияния курения  на здоровье учащихся;

выявить отношение к курению  в семьях.

Также мы ставили целью  узнать, кто проводит или проводил с учащимися беседы о вреде  курения.

Всего учащихся приняло участие  в ответах на вопросы - 38. Это ученики  с 6 - 11 классы.

Анкета приведена в  приложении № 4.

В ходе ответа на первый вопрос были получены следующие данные:

 

Класс

Не курю

Курю от случая к случаю

Курю регулярно

6

4

1

1

7

5

2

1

8

8

 

2

9

3

1

1

10

4

 

1

11

3

 

1


 

Таким образом, не курят - 27 человек  из опрошенных, курят от случая к  случаю - 4, регулярно - 7. Процент регулярно  курящих учащихся составляет от количества опрошенных 18,4%, процент курящих  от случая к случаю - 10%.

Данные показатели являются достаточно большими для школы. Довольно большой процент курящихся в 6,7 классах.

Пробовал ли курить? - таким  был следующий вопрос.

 

Класс

Нет

Пробовал и не стал продолжать

Пробовал и стал продолжать

6

3

2

1

7

3

2

3

8

8

 

2

9

2

1

2

10

4

 

1

11

3

 

1

Всего

12

5

11


 

Пробовали и не стали продолжать курить 5 учащихся, пробовали и стали  продолжать курить 11 учащихся.

Мы выяснили, с какого возраста обучающиеся начали курить.

Класс

Возраст

6

1класс - 1

4 класс - 1

с 4 лет - 1

7

1 класс - 2

4 класс - 2

6 класс - 1

8

С начальных классов - 2

9

8 класс - 1

1 класс - 1

Когда родился - 1

10

С 5 класса

11

С начальных классов - 1


 

Как показали данные ответов  на вопрос, подавляющее большинство  школьников впервые знакомятся с  сигаретой в 1-2 классах. Самым страшным является то, что и курить они  начинают с младшего школьного возраста. Ответы на данный вопрос в МОУ "Великодворская СОШ" соответствуют исследованиям  в целом по стране.

Также мы постарались выяснить причины начала курения. Ответы были даны следующие:

 

Класс

Подражание взрослым

Хотел стать своим в  кампании

Сигареты часто рекламируют

Это модно

Из интереса

Предложили друзья е

6

     

1

   

7

     

1

2

 

8

     

2

   

9

     

1

1

1

10

     

1

   

11

     

1

   

Итого

     

7

3

1


 

Таким образом, учащиеся, среди  которых проводилось тестирование, курят, в большинстве своём, так  как считают, что это модно  и из интереса.

Ответы учащихся подтверждают выводы учёных о том, что в более  старшем возрасте число курящих  школьников начинает расти, и причины  этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание старшим  товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все" в  курящей компании. Как видим, среди  исследуемой группы учащихся ответы: подражание взрослым и хотел стать  своим в кампании - не встретились.

Причиной курения подростков стали следующие: это модно; из интереса; предложили друзья. Как видим, учащимся трудно противостоять убеждениям друзей, трудно сказать "Нет". Важно учащимся быть, как им кажется, такими, как  все, поэтому они и начинают курить. Эти результаты совпадают с исследованиями Ягодинского В.Н., считающего, что  большинство учащихся начинают курить, подражая другим, из-за желания казаться взрослыми, узнать неизвестное [28,17].

Также весомый вклад в  то, что подростки начинают курить, в целом по стране вносит реклама  табачных изделий в средствах  массовой информации. В исследуемой  группе учащихся такого ответа не встретилось. Но, мы считаем, что чрезвычайно важно  исключить табакокурение из реклам и действий героев кино - и телефильмов  и театральных пьес.

Мы также выяснили ощущения исследуемых детей после курения. Ответы были получены такие:

 

Ответы

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

кашель

1

1

1

1

   

першит в горле

           

усталость, сонливость

 

2

       

головная боль

2

1

       

неприятный вкус во рту

   

1

 

1

1

чаще

болею

           

другое

           

Кашель, усталость, головная боль, неприятный вкус во рту возникают  после курения у курящих учащихся. Головная боль названа учащимися  только средних классов. У некоторых  встретилось несколько ответов  на данный вопрос.

Как влияет курение на твою учёбу? - был следующий вопрос.

Информация о работе Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе