Реконструкция и реставрация архитектурно-градостроительного наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Памятники истории и культуры, в том числе произведения архитектуры, заслуживают внимания и заботы со стороны общества в силу своих особых исторических, художественных, эстетических и материальных достоинств. Особенного внимания они заслуживают со стороны архитекторов. Архитектор как профессионал обязан в совершенстве знать мировую историю архитектуры, историю архитектуры родной страны и своего города, самые известные памятники архитектуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Rekonstruktsia_I_Restavratsia.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Реконструкция и реставрация архитектурно-градостроительного наследия

(вопросы  к экзамену)

    1. Историзм как ключевой аспект современного профессионального мышления архитектора

Памятники   истории  и культуры, в том числе произведения архитектуры, заслуживают внимания и заботы со стороны общества в силу своих особых исторических, художественных, эстетических и материальных достоинств. Особенного внимания они заслуживают со стороны архитекторов. Архитектор как профессионал обязан в совершенстве знать мировую историю архитектуры, историю архитектуры родной страны и своего города, самые известные памятники архитектуры. Потому что эти памятники обладают огромной ценностью, хранят в себе опыт и достижения прошлых лет и веков. При проектировании новых объектов архитектор обязан учитывать и относиться с должным уважением к памятникам архитектуры и исторической среде города. Не зная своего прошлого, невозможно построить будущее. При реставрации же памятников архитектуры, архитектор, как писал Михайловский, должен быть всегда готов к творчеству, но никогда не переходить эту  грань.

 

    1. Исторический обзор отношения к наследию - от античности до современности

15 в  -  интерес к сооружениям античности

  • Работа над пантеоном
  • Колизей, арх Рафаэль Стер , внешнее кольцо стен Колизея укрепил контрфорсами (2) деревянная конструкция

до 18 в -  не было жестких правил реставрации

проблемы 19в: определение критерия научной обоснованности реставрации (доп подтверждение, фотофиксация); определение степени допустимых дополнений к памятнику (что является целью реставрации)

начало 20в - концепции реставрации: стилистическая реставрация (виоле ле дюк) ; археологическая реставрация.

Афинская  хартия (конгресс союза архитекторов  Ле Корбюзье ): отвергнуто применение старинных стилей (при реставрации) ; разработаны принципы Джованни:

  1. Разделять  памятники на две группы : живые (функционально востребованы) , мертвые (руины, фундамент, стены)
  2. Выделяется 5 видов реставрации (разделили по видам работ) : укрепление(возводит подпорные стены, стяжки), анастилаб (возвращение упавших элементов в их исходное положение, Баланос - Афинский акрополь реставрация) , раскрытие памятника(консервация , археол. объекты), дополнение, обновление( не получило практической разработки).
  3. -1. сохранение элементов имеющих художественных и исторических ценностей

-2 восстановление утраченных элементов возможно если есть достоверные свидетельства о их единстве и образе

-3 любым дополнениям должен придаваться характер  «голой простоты»

1931- первая международная  конференция реставраторов

1964- конгресс реставраторов  «Венецианская хартия» (незыблемость  афинской хартии) – принято по  итогам конгресса: затронул градостроительный  аспект памятника архитектуры  (Исторический город – памятник  архитектуры)

 

    1. Концепция Виоле-ле-Дюка и стилистическая реставрация

       Концепция:  Примерно в середине XIX века, когда стали более углубленно изучать средневековое искусство, на смену "романтическим" пришли реставрации "стилистические". По-прежнему главной задачей считалось целостное восстановление памятника "в стиле" соответствующей эпохи. Но уже более детально и пристально исследуется сам объект, воссоздание проводится на основе полученных материалов, путем "вживания" в образ, "соавторства" с древними мастерами.

Виолле-ле-Дюк хорошо знал древнее зодчество, приступая к реставрации, исследовал и конкретный объект, однако его самоуверенность, упование на логику и интуицию, стремление к "единству стиля" сослужили плохую службу. Он считал, что «Реставрировать здание не значит подновлять его, ремонтировать или перестраивать, это значит - восстанавливать его в законченном виде, который, возможно, никогда реально не существовал». Эта посылка привела к невосполнимым утратам: нередко ради "чистоты стиля" подлинные романские элементы уничтожались и заменялись готическими или наоборот готические – романскими; особенно много вреда принесли менее талантливые ученики и последователи Виолле-ле-Дюка. Такой подход вызывал противодействие противоположного лагеря «консерваторов», возглавляемых Джоном Рёскином, который упрекал Виолле-ле-Дюка в том, что после его реставрации нельзя собрать даже обломков настоящей старины.

Стилистическая  реставрация:  Принцип стилистической реставрации, при котором памятник «рассматривается по состоянию на определенный период времени, и ему возвращаются те формы, которые, с точки зрения архитектора или реставратора, считаются наиболее ценными». По мнению ряда авторов, стилистическая реставрация возможна, но только в том случае, если речь идет о рядовых объектах, не имеющих особой исторической или художественной значимости, но сохранение которых необходимо для ценности самой истории. При стилистической реставрации восстанавливается общее архитектурное решение, а утраченные элементы и детали разрабатываются авторами реставрации в соответствии с худжественными и композиционными приемами архитектурного стиля эпохи.Принцип стилистической реставрации долгие годы определял развитие реставрационного дела в России и Советском Союзе. Отчасти это была вынужденная мера, связанная с необходимостью воссоздания архитектурных памятников и дворцов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. В постиндустриальном обществе реставрация считается вынужденной мерой, когда исчерпаны все возможности консервации памятника архитектуры. Утрата объекта культурного наследия должна быть признана необратимой потерей, которую не могут возместить проекты воссоздания, даже самого детального и научного.

Принципы: 

  • Целостность композиции и единство стилистическое

Замена поврежденных элементов их копиями , маскировка всего нового под подлинное

 

    1. Анализ исторических изменений архитектурно-пространственной организации города

Исторические поселения  легли в основу  размещения в  историческом городе главных сооружений( власть, культ) , жилого расселения, образования  главных и второстепенных  торговых площадей , посадских и ремесленных слобод.  Сложившийся порядок расселения в последующие века привел к созданию градостроительной(исторической) схемы.  В  18 в исторически ценной планировочной структурой становится геометрическая схема русских городов,  нарочитое создание сети спрямленных улиц.  Любая историческая градостроительная  схема составляет критерий градостроительной ценности.

Примеры: трехлучевая планировка Ленинграда.

Существенным фактором градостроительной ценности является степень гармоничности сочетания в архитектурном пространстве объема памятника с его историческим окружением.

    1. Критерии для выявления историко-культурных достопримечательностей города

Оценка  городской  застройки зданий должны быть оценены  по критериям: возраст, стилистическая принадлежность, оценка сохранности первоначальных габаритов( на момент строительства) , выявление регионального своеобразия застройки , выделяются местные композиционные акценты ( при градостроительном анализе,  фиксируются оси связи, ритм ,  определяется композиционная активность , сохранность исторической структуры)

В  рамках выявления  многообразной застройки выявляются: композиционные оси, местные особенности  декоративных мотивов в решении  фасадов, выявление исторической типологии  застройки.

Анализ застройки должен дать определение историко - культурной ценности города и архт. Культурных комплексов города , сооружения делятся на 5 групп:

  1. Памятники архитектуры
  2. Ценная историческая застройка
  3. Нейтрально рядовая застройка .в том числе современная
  4. Здания искажающие   историческую структуру и композицию (характеризуется отсутствие органичной взаимосвязи)

5. Удачно сочетается с историческими сооружениями и ансамблями

 

    1. Критерии при выявлении памятника архитектуры

Вариантные критерии ценности культурного наследия сводятся к следующим шести позициям:

· объект должен представлять собой шедевр творчества,

· иметь ключевое значение для развития того или иного культурного  явления,

· служить выдающимся свидетельством культурной традиции или  типа культуры,

· иллюстрировать собою  важный этап истории народов,

· обладать исключительной репрезентативностью в отношении  той или иной культуры,

· обладать исключительным ассоциативным смыслом в отношении  особо выдающихся личностей, событий, традиций, идей.

Некоторые международные эксперты сводят эти шесть критериев к трем основным позициям. Объект, представляющий ценность наследия, должен: быть шедевром того или иного вида творческой деятельности; наиболее репрезентативным примером и свидетельством конкретного проявления культуры; обладать особой ассоциативной ценностью (мемориальной, сакральной, художественной).

К перечисленным вариантным критериям в качестве обязательных критериев добавляются аутентичность  и, как и в случае с природным  наследием, гарантии охраны. Аутентичность подразумевает подлинность, достоверность объекта в отношении своего места, времени и эпохи.

Для недвижимых памятников истории и культуры необходимо учитывать:

· их исходную предметную ценность согласно избранным критериям,

· значение (федеральное, или общенациональное, и местное, или региональное),

· статус (объект имеет  статус памятника, или относится  к вновь выявленным памятникам, или  вообще не учтен),

· компонентный состав (для  ансамблей и комплексов),

· техническое состояние,

· степень разрушений (если они есть) и возможность  восстановления первоначального облика (инженерная оценка),

· утраченные компоненты и детали,

· прошлое и современное  использование,

· принадлежность,

· наличие и содержание охранных обязательств,

· наличие зон охраны,

· структуру землевладений  на территории памятника и в зонах  его охраны,

· наличие проектной  документации по памятнику и ее достаточность,

· сведения о проведенной  реставрации, реконструкции, консервации, имитации.

 

    1. Критерии при выявлении памятника ландшафтной архитектуры

Вариантные критерии природной ценности объекта включают:

· исключительное значение для иллюстрации важнейших этапов истории развития Земли, в том  числе наблюдаемых геологических  процессов развития ее морфоструктур  или особенностей физико-географического строения,

· исключительное значение для иллюстрации наблюдаемых  эволюционных процессов в экосистемах  и сообществах живых организмов,

· наличие уникальных природных феноменов или территорий особой природной красоты и эстетической ценности,

· наличие ключевых местообитаний  для сохранения биоразнообразия  и особо ценных исчезающих видов.

 

Отметим, что первые два  критерия по существу отражают репрезентативность — историко-географическую и эволюционно-экологическую. Чаще всего при отнесении объектов или территорий к Всемирному природному наследию используются критерии наличия уникальных природных феноменов, ключевых местообитаний и высокий уровень биоразнообразия. Высокая эстетическая ценность считается относительно субъективным критерием, и правомочность его применения многими экспертами ставится под сомнение. Помимо вариантных критериев существует два обязательных критерия — целостность территории и гарантия ее охраны (то есть наличие той или иной формы охраны).

Для недвижимых памятников истории и культуры необходимо учитывать:

· их исходную предметную ценность согласно избранным критериям,

· значение (федеральное, или общенациональное, и местное, или региональное),

· статус (объект имеет  статус памятника, или относится  к вновь выявленным памятникам, или вообще не учтен),

· компонентный состав (для  ансамблей и комплексов),

· техническое состояние,

· степень разрушений (если они есть) и возможность  восстановления первоначального облика (инженерная оценка),

· утраченные компоненты и детали,

· прошлое и современное  использование,

· принадлежность,

· наличие и содержание охранных обязательств,

· наличие зон охраны,

· структуру землевладений  на территории памятника и в зонах  его охраны,

· наличие проектной  документации по памятнику и ее достаточность,

· сведения о проведенной  реставрации, реконструкции, консервации, имитации.

 

Базовые сведения по культурным ландшафтам должны содержать:

· их предметную ценность согласно избранным критериям,

· наличие правовых предписаний, регламентирующих режимы охраны и использования (в том числе устанавливаемых для отдельных компонентов ландшафта — памятников истории и культуры и их зон охраны),

· компонентный состав,

· планировочную структуру,

 перечень нарушений  аутентичности, 

· перечень утрат ключевых элементов,

· прошлое и современное  использование,

· принадлежность недвижимости, земель, ресурсов,

· наличие поддерживающих аутентичность ландшафта видов  деятельности и субъектов деятельности.

 

    1. Критерии при выявлении памятника градостроительного искусства

                      Памятники, градостроительства и архитектуры можно разбить на несколько групп.

Информация о работе Реконструкция и реставрация архитектурно-градостроительного наследия