Архитектурные стили

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 15:56, лекция

Краткое описание

Архитектура - особый вид творческой деятельности человека, в результате которой образуется материальная среда.
Архитектура действует на сознание человека НЕОСОЗНАННО, но ПОСТОЯННО. Архитектура и идеология – понятия неразделимые. Архитектура всегда выражала интересы господствующего класса.

Вложенные файлы: 1 файл

архитектура лекция 1.docx

— 847.71 Кб (Скачать файл)

Лекция № 1.

   Архитектура - особый вид творческой деятельности человека, в результате которой образуется материальная среда.

   Архитектура действует на сознание человека НЕОСОЗНАННО, но ПОСТОЯННО. Архитектура и идеология – понятия неразделимые. Архитектура всегда выражала интересы господствующего класса.

   В различные эпохи  в понятие архитектуры вкладывалось  разное значение. Так, например, в  средневековье понятие архитектуры  сузилось до строительства замков  и крепостей. Основным тезисом  этого времени стало высказывание: «Мой дом - моя крепость».

   В период Ренессанса понятие архитектуры расширяется. Новые типы зданий, строительство   городов – все это входит в понятие архитектуры. Основной тезис – «Человек – мера вещей».

 

«Дерево архитектуры»:

6 корней – 6 факторов, от которых зависит зодчество всех без исключения стран и народов. Из них первые три влияют непосредственно на конструкцию. Четвертый и пятый служат мерилом культурного уровня народа. Шестой же охватывает внешние события, которые могут отразиться на жизни и искусстве данного народа.

   Первые известные  человечеству строения относятся  к новому каменному веку – неолиту. Это – памятники мегалитической культуры, т.е. постройки из крупных каменных глыб.

Кромлех

 

 

Кромлех Броугар или Храм Солнца, Оркнейские острова. Изначально имел 60 элементов, но сейчас состоит из 27 скал

Кромлех — древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.

Термин произошел от кельтского (Уэльс): crom (сводчатый) и llech (каменное перекрытие). Это соответствовало дольменоподобным сооружениям. Поэтому в Уэльсе, а также частично по всей Британии, кромлехами называли то, что мы в русской (постсоветской археологической) традиции называем дольменами. А закольцованные каменные структуры в англоязычной традиции называют stone circles. Однако, последнее время даже на Британских островах для «дольменов» стали часто применять термин «дольмен», что создает определенную путаницу. На континентальной Европе больше утвердилось именно приведенное здесь определение «кромлеха». Тем не менее, при чтении нерусскоязычной литературы стоит применять определенную осторожность.

Кромлехи встречаются практически везде. Их назначение не всегда до конца ясно. Среди известных применений — ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом», календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и, возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени.

 

Кромлех Свинсайд, Англия

Камни, составляющие кромлех, могут быть как продолговатыми в стиле менгира, или совершенно бесформенными валунами. Для технологических целей использовались обычно плоские плиты. Форма кромлеха чаще всего круглая или овальная, но встречаются и иные формы, например, в Хакасии (прямоугольные кромлехи) или на Мальте (мегалитические храмы-кромлехи в виде «лепестков»). Камень — не единственный строительный материал для кромлехов. Так, в графстве Норфолк (Англия) в зыбучих песках был обнаружен деревянный кромлех. Впрочем, есть данные, что и при строительстве некоторых знаменитых Английских кромлехов использовалось в первоначальном варианте дерево.

Самым известным кромлехом является Стоунхендж, расположенный неподалеку от города Солсбери в Великобритании.

На территории России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде. Это и отдельные технологические кромлехи-обкладки дольменной культуры Кавказа, и обкладки курганов майкопской культуры, порой внушительные (но слабо сохранившиеся) кромлехи кеми-обинской культуры. На территории Европейской части можно упомянуть и северные жальники, и закольцованные структуры горы Воттоваары (Карелия). В общем, можно сказать, что такой удобный конструктивный элемент как кромлех использовался в России, как и во всем мире, очень разными культурами.

В Армении, в провинции Сюник, находится кромлех Караундж, который на 3500 лет древнее английского Стоунхеджа и на 3000 лет старше египетских пирамид.

Дольмен

Дольме́ны — (от брет. tol — стол и men — камень) древние мегалитические (то есть сложенные из больших камней или каменных плит) рукотворные сооружения определённой формы. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества как современных любителей эзотерики, так и древних людей. В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц. В английском языке является устаревшим, но широко используется во французском и русском языках. В английской археологической литературе термин применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Дольмены расположены большей частью в Западной, Северной и Южной Европе.

 

Современная наука не имеет единого мнения насчёт предназначения дольменов, но существует несколько гипотез:

  • алтари или жертвенники друидов

  • гробницы доисторической эпохи

  • астрономические сооружения

  • жилище для животных или карликов

  • средство для общения на расстоянии

В 1660 году священнослужитель Пикардт из маленького городка Кюфорден, в Дренте, пришел к заключению, что они были построены великанами. Какое-то время спустя местные власти проявили интерес к этим могилам. Из-за того что камни дольменов использовались для укрепления дамб, а также для строительства церквей и домов, 21 июля 1734 года Ландшафтное управление Дренте ввело закон об охране дольменов. Только в 1912 году несколько дольменов были тщательно изучены специалистами. В дольменах были найдены фрагменты керамики, кремневые топоры, наконечники стрел, янтарные бусы, но лишь немного человеческих останков - в песчаной почве они плохо сохранились. Иногда, судя по найденным черепкам, число керамических сосудов доходило до 600. Если предположить, что на каждого умершего приходилось по два-три сосуда с едой, то в некоторых могилах, вероятно, было похоронено довольно много людей. Ученые утверждают, что дольмены были построены из эрратических валунов, перенесенных в течение первобытного ледникового периода из Скандинавии. Утверждается, что строителями были земледельцы, принадлежавшие к так называемой культуре «воронковидных кубков», получившей свое название от найденных характерных воронковидных кубков. Тяжелые глыбы перетаскивались по деревянным валикам с помощью кожаных ремней. Чтобы переместить покровные плиты вверх,делалась насыпь из песка и глины. Однако это гипотезы, и никто точно не знает, как именно это делалось. Дольмены были построены очень давно, поэтому невозможно точно сказать когда, кем, зачем и как это было сделано. Под многими дольменами обнаружены захоронения людей, но как было установлено современными исследованиями, захоронения эти относятся к более поздней эпохе нежели строительство (и возможное использование по назначению). Что говорит о поклонении древних людей данным сооружениям, но не проясняет кем, как и для чего они были построены. Попытки астрономической привязки большинства дольменов тоже пока неудачны.

Устройство дольмена

В простейшем варианте — это один камень, поставленный на несколько других (иногда на один). Камни имеют большой размер и массу. Наиболее популярный вариант — 3 камня, поставленные в форме буквы «П». Стоунхендж построен из множества именно таких элементов.

В самой архитектурно завершённой форме (что присуще кавказским дольменам) дольмен состоит из пяти или шести каменных плит и представляет каменный закрытый ящик: на четырёх плитах, поставленных вертикально, лежит пятая; опционально, шестая плита является днищем. В передней поперечной плите как правило имеется отверстие (круглой (чаще всего), треугольной или квадратной формы, иногда с каменной пробкой), однако его может и не быть. Плиты соединяются в паз, зазоры практически отсутствуют. Боковые стены и крыша могут выступать вперед, образуя портал (вход в дольмен); также они могут быть наклонены.

Дольмен мог устраиваться на поверхности земли и над ним насыпался курган, впоследствии часто опадавший и уничтожавшийся; или на вершине кургана, или, наоборот, он углублялся в землю, устраивался в яме. Иногда дольмены принимали более сложную форму, например, соединялись с более узким коридором из стоящих плит, или устраивались в виде большой прямоугольной камеры, в одной из продольных сторон которой проделывался вход с коридором (так что все сооружение получало вид буквы «Т»), или наконец дольмен превращался в ряд продольных, следовавших одна за другою камер, иногда все более и более расширявшихся и углублявшихся в землю. Материал, из которого складывались дольмены, меняется в зависимости от местности: гранит, песчаник, известняк.

Распространение

Разным регионам присущи разные виды дольменов:

  • Кавказ, Краснодарский край — плиточные, составные, переходные типы, корытообразные, ложнопортальные, монолитные дольмены, а также кромлехи.

  • Дания — дольмены из огромных необработанных валунов, где верхний валун обычно самый большой.

  • Великобритания, Ирландия — дольмены из хорошо обработанных каменных прямоугольных плит без лазов и с количеством стен менее четырёх, менгир.

  • Корея, Северная Америка, Европа — дольмены с несоразмерно большим верхним камнем, относительно нижних. Для Кореи характерны дольмены без отверстий иногда с изогнутой на манер пагод, крышей.

  • Португалия, Испания — дольмены в виде наклонных плоских плит, стоящих по кругу с крышей (антосы).

  • Франция, Германия — галереи из обработанных прямоугольных каменных плит, поставленных вплотную друг к другу.

Также замечено, что дольмены расположены на разломах земной поверхности. Вероятно, это несло какую-то энергетическую или духовную силу.

Дольмены Ирландии

Менгир

 

Большой сломанный менгир, провинция Бретань, Франция. Имел некогда высоту около 20 метров

Менгир (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного либо дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.

Описание

Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами: овальными и прямоугольными «оградами» (кромлехи), полуовалами, линиями, в том числе многокилометровыми, и аллеями.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 местров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн[1]). Форма, как правило, неровная, часто сужающаяся кверху, иногда близкая к прямоугольной.

На наиболее простых и древних объектах нет никаких рисунков, однако со временем на менгирах начинают появляться резные орнаменты, барельефы, а также изображения предметов, условно (так как доподлинно они не идентифицированы) называемых каменными топорами, плугами, пастушьими посохами и ярмами. Некоторые обломки менгиров использовались для постройки погребальных камер, причем были покрыты новыми рисунками поверх старых. Намеренно ли разбивали менгиры для строительства новых сооружений или пользовались ими как подручным материалом, неизвестно[2].

История и назначение

Менгиры фактически первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить их возраст: в основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.

 

Радстонский монолит, самый высокий менгир в Великобритании, вес около 40 тонн

Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего не известно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы[3].

Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров), межевые. Зачастую последующие народы повторно использовали менгиры в своих культовых и иных целях, производя дорисовки, правки, нанося свои надписи и даже меняя общую форму, преобразуя в идолы.

До недавнего времени менгиры относили к культуре колоколовидных кубков, носители которой обитали в Европе в позднем неолите — раннем бронзовом веке. Однако последние исследования бретонских мегалитов свидетельствуют о гораздо более древнем их происхождении. Возможно, строительство менгиров относится к четвертому или пятому тысячелетию до нашей эры[4].

Информация о работе Архитектурные стили