Реконструкция и реставрация архитектурно-градостроительного наследия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Памятники истории и культуры, в том числе произведения архитектуры, заслуживают внимания и заботы со стороны общества в силу своих особых исторических, художественных, эстетических и материальных достоинств. Особенного внимания они заслуживают со стороны архитекторов. Архитектор как профессионал обязан в совершенстве знать мировую историю архитектуры, историю архитектуры родной страны и своего города, самые известные памятники архитектуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Rekonstruktsia_I_Restavratsia.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

1) Памятники градостроительного  искусства – это исторические  города и их части, остатки  древней планировки, имеющие градостроительную ценность. В список исторических городов Российской Федерации внесены Архангельск, Каргополь и Сольвычегодск. К историческим городам, конечно, следует отнести Холмогоры, Шенкурск, Мезень, Пинегу, Вельск и некоторые другие поселения посадского типа.

 

2) Памятники жилой архитектуры – это городские и сельские дома и связанные с ними хозяйственные постройки, усадьбы и т.д. Можно выстроить длинный список таких памятников – от древних крестьянских изб кошелем и изб-пятистенок до многоэтажных каменных зданий современных городов.

3) Памятники гражданской  общественной архитектуры, например, Гостиный двор в Архангельске.

4) Памятники культовой  архитектуры: монастыри, церкви, часовни, мавзолеи, кладбища, дорожные  и «береговые» обетные кресты  и т.д. Не следует забывать, что на определенных этапах исторического развития, монастыри и церкви играли прогрессивную роль, например, в развитии экономики края, в укреплении централизованного Русского государства, в развитии отечественной культуры. В первую очередь это относится к монастырям-крепостям XV–XVI вв. – Соловецкому, Николо-Карельскому, Антониево-Сийскому и т.д. Вместе с тем, монастыри и церкви владели землями, являлись духовными феодалами по отношению к северным крестьянам и миссионерами по отношению к ненцам, саамам, коми и другим северным народам. Одновременно монастыри и церкви были местами тюрем и ссылок врагов самодержавия и православной церкви.

 

Архитектурно градостроительная  составляющая – доминирующие сооружения и застройка, крупные городские  общественные производства и окружающий ландшафт . 

  1. Выявление- историч.  Территориальных зон города
  2. Анализ уличнодорожной сети и планировочных связей
  3. Исследования системы доминант и ансамблей

Определение характера  рядовой застройки.

    1. Предпроектные исследования в зоне исторической застройки

1-констатирующая часть

2- регламентирующая часть

Результат: 1- Историко архитектурный опорный план 2- проект зон охраны объектов культурного наследия (  1и 2  выполняется до разработки ген плана города)

Историко архитектурный  опорный план – сумма данных дошедших до нас и требующих сохранения элементов историко культурного наследия -  раскрывает формирование города -  даст проектировщику вжиться в среду в которой он работает, продолжит естественное формирование района.

Основные принципы работы над историко-архитектурным опорным планом города:

  1. Истор. Архит. План разрабатывается на всю территорию охватываемой проектировщика исторического города + пригородные усадьбы(исторические села,  городища, другие объекты располагавшиеся ранее в пригороде, а теперь вошедшие в границы города)
  2. Цель-  выявить и зафиксировать объективно существующую картину историко архитектурных ценностей города.

К ним относятся:  элементы городской морфологии  имеющие  историко культурное значение,

Структурные и пространственные закономерности в построении города или района определяющие эстетические свойства.

 

Композиционный анализ:

      • Необходимо рассматривать архитектурно градостроительные закономерности города.
      • Проанализировать систему доминант
      • Выявить историческую планировочную структуру
      • Рассмотреть состав рядовой застройки исторической части города
      • Выявить общественные характеристики городского ландшафта

 

Историко архитектурный  опорный план должен содержать:

  • Состав документации : выписки из исторических актов ,книг о планировке города и др. документов содержащих их свидетельство в определенное время, ;  аналитические схемы раскрывающие процесс формирования планировки застройки, композиции города , ; изобразительные материалы характеризующие облик города в целом и отд  документов ее застройки в определенный исторический период (картинки, фото)
  • Характеристика существующего положения (топографические планы с нанесенными на них сведениями об историко культурными ценностями города) , материалы фотофиксации, изучение публикаций , архивных материалов , графические источники

 

Для воссоздания планировки на определенные этапы его формирования применяют «Метод обратного пути» (есть текущее состояние города с  отмеченными трансформациями исторической застройки на топографической карте)

Для корректировки всего  плана важны ландшафтные ориентиры  и планировочные анамали  противоречащие своими общей планировочной логике города на данном этапе формирования к ним относятся: кривой переулок на общей регулярной сетке, дом стоящий  не на красной линии

 

    1. Графическое воссоздание планировки и застройки на основные этапы его формирования

 

В целях достаточно достоверного восстановления планировки городов важно правильно  решить две основные задачи: во-первых, хронологически “расслоить” планировку, определив время возникновения ее отдельных частей; во-вторых, реконструировать утраченные элементы по сохранившимся “аномалиям”3, к которым прежде всего следует отнести неоправданные на первый взгляд изломы и обрывы трасс, а также другие неожиданные изменения рисунка плана. Решение этих задач и реконструкция первоначальных планов создали основу для классификации древних городских структур с выделением ряда наиболее характерных типов их планировки. При этом следует подчеркнуть, что закономерности формирования планировки выявлены в наиболее общем виде и хронологически укрупненно, т. е. для всего периода Х—XVII вв.

 

Древнерусский город слагался в  основном из трех элементов: крепости, торга, посада. Эта трехчастность  структуры особенно характерна для  небольших городов, которых было большинство, а также для раннего этапа существования крупного города.

По характеру плана русские  города, как и крепости, можно  подразделить на четыре типа: круглые, полукруглые, сегментные и секторные. Города круглого типа были относительно мало распространены, поскольку возводились обычно на ровной местности и требовали больших материальных и трудовых затрат. Посад в городах этого типа равномерно развивался во всех направлениях. Примерами могут служить Дмитров, Юрьев-Польский и др. На плане Дмитрова особенно хорошо видно, что торг — это планировочный центр города, к которому стягиваются все основные улицы посада. В то же время кремль, около которого находился торг, был центром объемной композиции. Такое сосуществование планировочного и объемного центров друг около друга характерно в целом для древнерусских городов.

 

Конец 1940-х - начало 1950-х годов были связаны с проектированием восстановления разрушенных городов - Волгограда, Гавра, Варшавы, Гданьска, Севастополя, Дрездена, Киева, Минска и др. населенных мест. С середины 1950-х гг. превалирует задача развития массового жилищного строительства.

Проекты восстановления центров исторических городов в значительной степени  сохраняли старую уличную сеть, корректируя  там, где это оказывалось возможным, ее пропускную транспортную способность.

Но архитектурные формы застройки  при восстановлении городов были различны: в Волгограде (арх. В. Симбирцев) - неоклассицизм («сталинский ампир» по не канонизированной терминологии), в Гавре (арх. О. Перре и его ученики - Одижье, Турнан, Ланье и др.) - модернизм, в Гданьске (арх. Я. Боровский, 3. Жулавский, В. Долинский) - тщательная реставрация и воспроизведение исторического облика разрушенной застройки (северный ренессанс и барокко).

С точки зрения развития идей модернизма на новом историческом этапе наибольший интерес представляет опыт реконструкции центра Гавра (Havre), реализованный под руководством Огюста Перре (Auguste Perret) (1874-1854) - ветерана модернизма и «поэта железобетона», архитектурное творчество которого помогло Ле Корбюзье в 1920-е годы сформировать концептуальную платформу Современного движения.

Гавр - ведущий порт Франции на Северной Атлантике подвергся во время  Второй мировой войны разрушительным авианалётам армии союзников  по антигитлеровской коалиции. В результате центр города был практически уничтожен: было разрушено более 10 тыс. зданий. Архитекторам предстояло запроектировать новый центр города на территории свыше 150 га, решить утилитарные задачи расселения всех бывших жителей и домовладельцев центра (50 тыс. человек), и пропуска мощных транспортных потоков при соблюдении современных требований к инсоляции и аэрации зданий и застройки. В то же время надлежало сформировать достойный эстетический облик главного северного порта страны.

Проект реконструкции сохранил, но упорядочил историческую уличную  сеть и традиционную для Франции  регулярную систему застройки. Проект предусмотрел формирование новой центральной  площади Ратуши (почти равной по размерам площади Согласия в Париже) и соединение её с набережной Ла Манша 800-метровой прямой магистралью - авеню Фош. Ширина магистрали при реконструкции увеличена до 80 метров, а высота застройки до семи этажей, что придало главной магистрали города соответствующий градостроительный масштаб. Выход авеню Фош к набережной фланкируют два 17- этажных здания башенного типа, получивших имя «Ворота океана». Под углом к авеню Фош О. Перре создал новую застройку приморского бульвара Франциска I, сохранив её регулярный характер, но придав новое «косое» размещение домам, по отношению к оси бульвара, что защитило их среду от неблагоприятных океанских ветров. В застройку бульвара вкомпоновано 106- метровое здание храма Св. Жозефа( L'йglise St Joseph ) (арх. Перре и Одижье), ставшего своеобразным маяком для океанских судов.

Застройка Гавра - первый в мировой  практике пример решения крупной  архитектурно- градостроительной задачи в наиболее экономически эффективной  современной строительной технике. Все жилые и общественные сооружения центра Гавра были возведены в единой каркасно-панельной строительной системе из сборных железобетонных изделий.

В целях композиционной организации  ансамбля застройки и с учётом требований эффективности заводского производства сборных изделий Перре  избрал единый конструктивно- планировочный и пространственный модуль (6,24 х 6,24м), которому подчинил не только координационные размеры зданий, но и пространственные параметры - ширину улиц, магистралей и проездов.

 

    1. Анализ архитектурно-пространственной организации города на основных этапах его формирования

Архитектурно –пространственный  организация города –это его территориальная диформация (зонирование) , система сооружений доминант , уличная сеть, визуальное содержание взаимодействия  всех его градообразующих составляющих .

Архитектурно-градообразующая составляющая – это доминирование сооружение и  застройка , крупные городские общественные пространства окружающие природный ландшафт.

Анализ архитектурного пространства организации включает:

  1. Выявление исторических, территориальных зон города
  2. Анализ уличной дорожной сети и планировочные связи
  3. Исследование системы доминант и ансамблей
  4. Определение характера каждой застройки

 

Исторические территориально пространственные зоны города – это  обособленные или четко выделенные территориальные единицы.

Визуальный образ кадой  зоны:

  1. Характером выделяющей ее границы
  2. Господством типовой застройки
  3. Ландшафтными особенностями места
  4. Наличием главного сооружения или ансамбля- символа места
  5. Выделением структурных узлов города

 

    1. Выявление исторических территориально-пространственных зон города

Зонирование зависит  от ландшафта территории . Визуальный образ зон определяется: характером выделяющим ее границе, господственным типом застройки, ландшафтными особенностями  места, наличием главных сооружений или ансамбля –символом зоны,  выделением структурных узлов города.

В уличной сети должны быть рассмотрены и выделены: общегородские  коммуникации обеспечивающие связь  города с объектами центра, а так  же второстепенные улицы и переулки; границы распространения планировочного принципа; градостроительные приемы взаимосвязи основных улиц с центром  и основных зон.  ;  приемы взаимосвязи оси и второстепенных улиц; связи планировочных приемов со стереотипами; Городские вертикали(храмы, оборонные сооружения) сооружения выделяющимися размерами и социальной ролью(дворы, особняки, усадьбы) ( комплекс –соборная площадь, площадь советов, доминанты работают на район . улицу, площадь)

 

    1. Анализ уличной сети и планировочных связей на основных этапах формирования города

Информация о работе Реконструкция и реставрация архитектурно-градостроительного наследия