Процедуры несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).
Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1-й вариант.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

В-шестых, кредиторы, чьи требования не были удовлетворены в полном объеме в процессе конкурсного производства, имеют право требования к третьим  лицам, получившим незаконно имущество должника. Данное требование может быть предъявлено в срок, установленный Законом о банкротстве.

Конкурсное производство завершается  после окончания расчетов с кредиторами  и составления отчета конкурсным управляющим. При отсутствии замечаний  по отчету конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсное производство считается  завершенным с момента внесения указанной записи в Единый государственный  реестр юридических лиц.

4.6. Мировое соглашение

Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве.

Сторонами мирового соглашения являются должник, а также конкурсные кредиторы  и уполномоченные органы. Со стороны  должника мировое соглашение подписывается  лицом, принявшим решение о заключении мирового соглашения. От имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов мировое соглашение подписывается представителем собрания кредиторов или уполномоченным на совершение данного действия лицом.

Закон о банкротстве 2002 г. допускает  участие в мировом соглашении третьих лиц. Речь идет о лицах, принимающих на себя часть обязательств должника либо обеспечивающих исполнение этих обязательств. После вступления мирового соглашения в силу такие лица становятся стороной мирового соглашения как гражданско-правового договора.

Содержание мирового соглашения определяется характером тех договоренностей, которые были достигнуты между должником и кредиторами, а в некоторых случаях - и третьими лицами.

Мировое соглашение содержит положения  двух видов. Во-первых, положения, которые  в обязательном порядке должны найти  отражение в мировом соглашении (существенные условия), и положения, которые могут быть включены в соглашение по усмотрению сторон (дополнительные условия). К числу существенных условий относятся следующие: размер, порядок, сроки исполнения обязательств должника и (или) прекращение обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга и т.д. (п.1 ст.156). В дополнительных условиях должна содержаться информация о способах выплаты долга, его реструктуризации или замены на какие-либо другие права.

Для вступления в силу мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным  судом (ст.158). Основным обязательным условием, при соблюдении которого арбитражный  суд утверждает мировое соглашение, является погашение задолженности  по требованиям кредиторов первой и второй очередей.

Закон устанавливает различные  основания отказа в утверждении  мирового соглашения (ст.160). Их можно  разделить на три типа: несоблюдение установленного порядка заключения мирового соглашения, несоответствие мирового соглашения требованиям других законов и иных нормативных актов, нарушение прав третьих лиц.

Законом предусматривается отмена определения об утверждении мирового соглашения. По общему правилу, требования кредиторов, с которыми произведены  расчеты на условиях мирового соглашения, не противоречащих Закону о банкротстве, считаются погашенными. Кредиторы, требования которых были удовлетворены на условиях, предусматривающих их преимущества или ущемление прав и законных интересов других кредиторов, обязаны возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения (ст.163).

Условия мирового соглашения об удовлетворении требований одних кредиторов предпочтительно  перед другими кредиторами являются незаконными.

В этом отношении показателен следующий  пример из судебно-арбитражной практики.

Конкурсный управляющий ОАО "Онегонефть" обратился в Арбитражный суд  Республики Карелия с иском к  ОАО "Сургутнефтегаз" о расторжении  договора купли-продажи Муезерской нефтебазы и договора купли-продажи  Кемской нефтебазы.

До рассмотрения дела по существу стороны достигли мирового соглашения и представили его на утверждение арбитражного суда.

Определением арбитражного суда мировое  соглашение было утверждено, и производство по делу прекращено.

В протесте предлагалось определение отменить и дело передать на новое рассмотрение. Президиум суда счел, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Отказ от исковых требований, включенных в условия мирового соглашения, и  само мировое соглашение предусматривают  удовлетворение требований двух кредиторов ОАО "Онегонефть" - ОАО "Кинекс" и ООО "ПО Киришинефтеоргсинтез". Между тем из приобщенных к материалам дела протоколов собраний кредиторов усматривается, что у должника имеются другие кредиторы, в том числе Пенсионный фонд и Государственная налоговая инспекция, относящиеся по закону к кредиторам предшествующих очередей, а также кредиторы пятой очереди.

Условие мирового соглашения об удовлетворении требований двух кредиторов предпочтительно  перед другими кредиторами не соответствует ст.125 Закона 1998 г.

Следовательно, определение арбитражного суда подлежит отмене как незаконное и необоснованное на основании ст.188 АПК РФ (1995 г.).

Мировое соглашение, утвержденное арбитражным  судом, вступает в силу для должника и конкурсных кредиторов, а также для третьих лиц, участвующих в его заключении, с момента вынесения судом соответствующего определения. Для указанных лиц оно является обязательным, следовательно, односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

4.7. Упрощенные процедуры банкротства

Признаки несостоятельности (банкротства) могут иметь как субъекты, у  которых имеется перспектива  восстановления платежеспособности, так  и субъекты, которые практически  прекратили свою деятельность, находятся в процессе ликвидации, а также те, местонахождение которых неизвестно. В этом случае в целях более быстрого исключения таких субъектов из имущественного оборота применяются упрощенные процедуры банкротства.

Названные процедуры применяются  в отношении ликвидируемого или отсутствующего должника. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Следует заметить, что помимо ликвидационной комиссии (ликвидатора) заявление о  признании ликвидируемого должника банкротом должно быть подано в арбитражный  суд собственником имущества  должника - унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителем должника (п.3 ст.224). При этом кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Особенностью подачи заявления  о признании отсутствующего должника банкротом является то обстоятельство, что оно может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом  независимо от размера кредиторской задолженности. Кроме того, заявление  может быть подано уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур банкротства (п.2 ст.227 Закона).

Наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление при банкротстве  отсутствующего или ликвидируемого должника не применяются.

Законом 1998 г. были предусмотрены также  ускоренные процедуры банкротства, которые могли быть применены  по инициативе кредиторов любой организации-должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве). В тексте Закона термин "ускоренные процедуры" не применялся. Осуществление этих процедур было регламентировано постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства"*(374) и принятыми в соответствии с этим постановлением Методическими рекомендациями по ускоренному порядку применения процедур банкротства от 27 августа 1998 г. N 16-р*(375).

 

2. Процедуры несостоятельности (банкротства)

Важную роль среди общих положений  о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную  законодательством совокупность мер  в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Закон 1992 г. делил процедуры банкротства на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства. Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов "реорганизация" и "ликвидация". Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для юридических лиц и две - для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц - им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, Закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (банкротстве отсутствующего или ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Следует заметить, что действующий  Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру - финансовое оздоровление, которое  позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

4.1. Восстановительные процедуры

Помимо вышеназванных процедур Законом о банкротстве установлена  возможность осуществления мер  по предупреждению банкротства - восстановительные процедуры.

Мероприятия по предупреждению несостоятельности  участника имущественного оборота  не представляют собой самостоятельной  процедуры банкротства*(355), но их своевременное  применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника.

Впервые положения о проведении восстановительных процедур появились  в отношении государственных  предприятий в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур"*(356). В Указе предусматривался административный порядок объявления государственных (а также с долей государства 50 и более процентов) предприятий неплатежеспособными.

В действующем Законе о банкротстве  восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию  и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует  признать, что вряд ли можно считать  достижением законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур в одну группу. Ведь восстановительные процедуры - это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

Характер мероприятий досудебной и судебной санации существенно  различается.

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в  размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом  для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Следует признать, что в целом Закон о банкротстве 2002 г., как и ранее действовавший Закон 1998 г., лишь очертил рамки правового регулирования отношений, связанных с предотвращением банкротства. В частности, в Законе не регламентируется ни порядок проведения санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления соглашения о санации. К тому же Закон никак не ограничивает срока проведения санации и не устанавливает никаких гарантий от возбуждения дела о банкротстве в период ее проведения.

Суть судебной санации (финансового оздоровления и внешнего управления) заключается в проведении восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (ст.2 Закона)*(357).

4.2. Наблюдение

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом 1998 г.

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности  имущества должника, проведения анализа  его финансового состояния, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры банкротства. Американской системой такая процедура не предусмотрена, поскольку в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвидации, либо - реорганизации*(358). Французская же модель имеет продебиторскую направленность, и начало процедур несостоятельности открывается периодом наблюдения, который имеет и второе название - оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия.

По российскому Закону о банкротстве  процедура наблюдения как бы выносится  за рамки процедуры банкротства  как таковой, является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой, сохранить его имущество.

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства)