Процедуры несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).
Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1-й вариант.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Процедуры несостоятельности (банкротства)

Важную роль среди общих положений  о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную  законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Закон 1992 г. делил процедуры банкротства  на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизационные  процедуры включали внешнее управление и санацию, а ликвидационные процедуры предполагались в рамках конкурсного производства.

Закон о банкротстве 1998 г. не употреблял терминов "реорганизация" и "ликвидация". Вместе с тем в законодательстве выделялись четыре процедуры для  юридических лиц и две - для должников-граждан. Общими являлись конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц - им предшествовали наблюдение и внешнее управление. Кроме того, Закон содержал указание на то, что в отношении должника могут применяться и иные процедуры. Речь шла об упрощенных процедурах банкротства (банкротстве отсутствующего или ликвидируемого должника), а также о процедуре добровольного объявления должника о своем банкротстве.

Следует заметить, что действующий  Закон о банкротстве 2002 г. вводит новую реорганизационную процедуру - финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

1.1. Восстановительные процедуры

Помимо вышеназванных процедур Законом о банкротстве установлена  возможность осуществления мер  по предупреждению банкротства - восстановительные  процедуры.       Мероприятия  по предупреждению несостоятельности  участника имущественного оборота  не представляют собой самостоятельной процедуры банкротства, но их своевременное применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положения должника.

Впервые положения о проведении восстановительных процедур появились  в отношении государственных предприятий в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". В Указе предусматривался административный порядок объявления государственных (а также с долей государства 50 и более процентов) предприятий неплатежеспособными.

В действующем Законе о банкротстве  восстановительные процедуры подразделяются на два вида - досудебную санацию  и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать достижением законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур в одну группу. Ведь восстановительные процедуры - это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

Характер мероприятий досудебной и судебной санации существенно  различается.

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в  размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь.

Следует признать, что в целом  Закон о банкротстве 2002 г., как  и ранее действовавший Закон 1998 г., лишь очертил рамки правового  регулирования отношений, связанных с предотвращением банкротства. В частности, в Законе не регламентируется ни порядок проведения санации и привлечения инвесторов, ни порядок оформления соглашения о санации. К тому же Закон никак не ограничивает срока проведения санации и не устанавливает никаких гарантий от возбуждения дела о банкротстве в период ее проведения.

Суть судебной санации (финансового  оздоровления и внешнего управления) заключается в проведении восстановительных  мероприятий под контролем кредиторов и суда в рамках уже возбужденного дела о банкротстве (ст.2 Закона).

1. 2. Наблюдение

Процедура наблюдения впервые была предусмотрена Законом 1998 г. Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст.2 Закона).

Не все государства используют наблюдение в качестве процедуры  банкротства. Американской системой такая  процедура не предусмотрена, поскольку  в отношении должника в соответствии с американским законодательством сразу могут быть открыты либо процедура ликвидации, либо - реорганизации. Французская же модель имеет продебиторскую направленность, и начало процедур несостоятельности открывается периодом наблюдения, который имеет и второе название - оздоровление производства, при открытии которого права кредиторов значительно ослабляются. За счет ущемления этих прав производится попытка реабилитации предприятия.

По российскому Закону о банкротстве  процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой, является, по сути, дополнительной. Ее цель состоит в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Введение такой процедуры позволяет, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой, сохранить его имущество.

Процедура наблюдения вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Представляется, что законодательное закрепление необходимости проверки требований кредитора либо уполномоченного органа в специальном судебном заседании позволит в определенной степени исключить возможность необоснованного ограничения прав должника, которое допускалось ранее действовавшим Законом о банкротстве.

Вместе с тем Законом предусмотрены  некоторые исключения из этого правила. Так, наблюдение не применяется к  должнику, в отношении которого принято  решение о ликвидации (ст.225), к  отсутствующему должнику (ст.228).

Кроме того, Законом установлены некоторые особенности осуществления данной процедуры в отношении отдельных категорий должников, а именно: сельскохозяйственных предприятий, профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, на профессиональных участников рынка ценных бумаг не распространяются ограничения на совершение сделок, предусмотренных Законом, на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по их поручениям и подтвержденные клиентами после возбуждения производства по делу о банкротстве (ст.188 Закона).

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. К их числу  можно отнести:

  1. имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного Законом о банкротстве: с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
  2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве;
  3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с должника. Однако Закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, а также о возмещении морального вреда;
  4. запрещаются удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников, выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
  5. запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
  6. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Поскольку должник ограничивается в распоряжении своими средствами, после введения наблюдения определение  об этом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета (данные о счетах должника предоставляются самим должником либо запрашиваются в налоговых органах), в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

Выполнение основной задачи процедуры  наблюдения - обеспечение сохранности  имущества должника до вынесения  арбитражным судом решения по существу дела возлагается на временного управляющего.

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям - во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Вместе с тем Законом о банкротстве установлены определенные требования к порядку выдвижения кандидатуры временного управляющего и его утверждения. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств (п.1 ст.45 Закона).

Должник и заявитель (представитель  собрания кредиторов) вправе отвести  по одной кандидатуре арбитражных  управляющих, указанных в списке кандидатур. Именно оставшуюся кандидатуру  и утверждает арбитражный суд. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.  В случае непредставления такого списка в срок, установленный Законом, арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в недельный срок обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями.

Следует заметить, что в определении  арбитражного суда об утверждении временного управляющего должен быть указан размер его вознаграждения, установленный арбитражным судом.

Временный управляющий действует  параллельно с руководством должника, которое не отстраняется от выполнения своих обязанностей, поскольку осуществление  рассматриваемой процедуры не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов его управления, которые продолжают осуществлять свои полномочия (с некоторыми ограничениями, установленными Законом о банкротстве).

Вместе с тем временному управляющему предоставлено право в случае необходимости обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (п.1 ст.66).

В целях защиты интересов кредиторов и сохранности имущества должника Закон наделяет временного управляющего широким кругом прав. Так, он вправе предъявлять иски о признании сделок должника недействительными и о применении последствий недействительности ничтожной сделки, обращаться в суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника (не предусмотренных п.2 ст.64 Закона), в том числе о запрете должнику совершать без его согласия любые сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам и т.д.

Временный управляющий имеет также  право получать любую, в том числе  конфиденциальную, информацию о деятельности должника. Данное право обеспечивается в Законе о банкротстве правомочием временного управляющего на обращение с ходатайством в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от выполняемых функций.

Одной из основных обязанностей временного управляющего является проведение анализа финансового состояния должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должен представить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о должнике: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства.

Анализ финансового состояния  должника в различных процедурах банкротства осуществляется при  соблюдении общих методических подходов, хотя выбор конкретных методов в каждом отдельном случае производится с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности должника.   При проведении наблюдения, как правило, осуществляется анализ структуры баланса предприятия-должника, оценка его платежеспособности, а также анализ бухгалтерской отчетности должника.

Система критериев для определения  неудовлетворительной структуры баланса  неплатежеспособных предприятий утверждена постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. "О некоторых мерах  по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".  Важной обязанностью временного управляющего, осуществляемой им на стадии подготовки первого собрания кредиторов, является установление размера требований кредиторов.

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства)