Процедуры несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).
Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1-й вариант.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Положениями Кодекса США о банкротстве  предусматривается, что денежные средства или переданное имущество взыскиваются с получателя через суд по делам о банкротстве и помещаются в объединенный фонд активов должника (остаточный фонд по делу о банкротстве), который позволяет перераспределять имеющиеся активы.

При этом Кодекс устанавливает, что  сделки, совершенные должником, могут  быть признаны недействительными в следующих случаях:

принятие предприятием решения  о выплате задолженности определенному  кредитору без оплаты другого  кредитора (предоставление приоритетного  статуса);

принуждение со стороны кредитора, осведомленного о шатком финансовом положении должника, выплатить задолженность указанному кредитору;

попытка должника создать дополнительные блага для одного из его должностных  лиц или директоров путем погашения  займа, по которому такое должностное  лицо или директор несет персональную ответственность*(362).

При анализе обозначенных положений  наиболее актуальной является проблема определения приоритетного статуса, оснований и условий его предоставления. Под приоритетностью в данном случае понимают выплату долга одному кредитору с предоставлением ему приоритетного статуса в сравнении с другими кредиторами.

При этом важно иметь в виду, что в условиях нормальной коммерческой деятельности нет такого закона, который  не позволял бы предприятию отдавать предпочтение одному из кредиторов в  сравнении с другими кредиторами.

Вопросы приоритетности приобретают  важность, когда должник подает заявление  о предоставлении ему защиты в  соответствии с законодательством  о банкротстве, в то время как  именно данное законодательство запрещает  предоставление приоритетного статуса, считая его неправомерным.

Кодекс о банкротстве США  определяет приоритетность (предоставление приоритетного статуса) как "трансферт  доли должника в имуществе":

  1. в пользу кредитора или на имя кредитора;
  2. в счет предыдущего долга, причитавшегося с должника до выполнения названного трансферта;
  3. выполненный в условиях неплатежеспособности должника;
  4. выполненный: а) не ранее чем за 90 дней до даты подачи заявления; б) в течение периода от 90 дней до одного года, предшествовавшего дате подачи заявления, если указанный кредитор был вовлечен во внутреннюю деятельность должника;
  5. дающий кредитору возможность получения средств в объеме, превышающем объем средств, которые такой кредитор получил бы в случае ликвидации данной компании.

Закон о банкротстве предусматривает также в качестве мер по восстановлению платежеспособности должника замещение его активов, проводимого путем создания на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ (ст.115).

Замещение активов должника может  быть включено в план внешнего управления в качестве меры по восстановлению платежеспособности только на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок, а также при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

В целях восстановления платежеспособности должника может быть предусмотрено  увеличение уставного капитала должника - акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций на основании ходатайства органа управления должника (ст.114). Дополнительная эмиссия акций должника может проводиться только по закрытой подписке, при этом срок размещения не может превышать трех месяцев. Кроме того, проспектом эмиссии оплата дополнительных обыкновенных акций должна предусматриваться только денежными средствами.

4.5. Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина. Данная процедура в деле о признании должника банкротом не является новой для российского законодательства о несостоятельности. Еще Закон 1992 г. содержал положения, которые регулировали порядок принудительной ликвидации предприятия-должника по решению арбитражного суда.

Основанием открытия конкурсного  производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда.

Срок конкурсного производства не может превышать одного года, однако арбитражный суд вправе продлить его еще на шесть месяцев (п.2 ст.124 Закона).

Закон о банкротстве четко закрепляет правовые последствия открытия конкурсного производства (ст.126), которые в значительной степени изменяют правовое положение должника.

Во-первых, с открытием конкурсного  производства наступает срок исполнения всех денежных обязательств и обязательных платежей*(363). Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по отсроченным обязательным платежам, даже если срок их исполнения еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в срок не менее двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом.

Во-вторых, после открытия конкурсного  производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов  и иных финансовых (экономических) санкций  по всем видам задолженности должника. По мнению отдельных авторов, это  относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций*(364).

В-третьих, сведения о финансовом состоянии  должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны и перечень сведений, ее составляющих, определены ст.139 ГК РФ, постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"*(365), Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"*(366).

В-четвертых, вводятся ограничения  на совершение сделок, связанных с  отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам: все они совершаются исключительно в порядке, установленном гл.VII Закона о банкротстве. Так, ст.132 Закона предусмотрен порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона.

В-пятых, при открытии конкурсного  производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новые аресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия  для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника, а также иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В-седьмых, введение процедуры конкурсного  производства влечет назначение арбитражным  судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом  и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ. Возмещение расходов, связанных с опубликованием таких сведений, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии у должника средств - за счет средств кредитора, обратившегося в суд с заявлением о признании должника банкротом (ст.28).

Наряду с этим некоторые ученые считают, что следовало бы предусмотреть  личные неблагоприятные последствия  для должника, связанные с открытием  конкурсного производства.

Так, по мнению Л. Щенниковой*(367), это касается, в частности, ограничения перемещения должника, а также ограничения действия норм, охраняющих неприкосновенность переписки (предлагается на законодательном уровне закрепить обязанность переадресовки всей корреспонденции, поступающей на имя несостоятельного должника, конкурсному управляющему).

Данное предложение, на наш взгляд, не является бесспорным. Безусловно, при  решении вопроса о целесообразности внесения предлагаемых изменений в  Закон о банкротстве должны быть учтены положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов. Так, ст.23 Конституции РФ закрепляет право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ограничение которого допускается только на основании судебного решения.

Эти конституционные положения  находятся также в полном соответствии со ст.8 Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод, провозглашающей право каждого  на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и  тайну переписки.

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным  судом при принятии решения о  признании должника банкротом и  об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий утверждается в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве.

С момента назначения конкурсного  управляющего к нему переходят все  полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.

Помимо общих для всех арбитражных  управляющих функций, конкурсный управляющий осуществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного производства.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного  производства законодатель наделяет его рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:

  1. правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника;
  2. правомочия по формированию конкурсной массы;
  3. правомочия по распределению конкурсной массы;
  4. иные правомочия при проведении конкурсного производства.

Говоря о первой группе прав, следует  заметить, что с момента назначения арбитражным судом конкурсный управляющий  принимает все полномочия по осуществлению  функций управления предприятием-должником. Конкурсный управляющий становится единственным полномочным представителем всего имущества должника, которое находится на балансе предприятия или у третьих лиц к моменту открытия конкурсного производства. Более того, ранее действовавшие органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего должны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.

Закон 1998 г. закреплял положение, согласно которому конкурсный управляющий принимал "в ведение" имущество должника, в то время как согласно Закону 1992 г. конкурсный управляющий приобретал право распоряжаться имуществом должника, т.е. фактически получал статус своеобразного доверительного собственника имущества должника, получающего данное право не от самого должника, а от арбитражного суда и кредиторов*(368).

Вместе с тем следует отметить, что полномочия конкурсного управляющего всегда шире, чем полномочия органов  управления должника, поскольку конкурсный управляющий не ограничен положениями, которые установлены уставом должника для его руководителей.

Законодатель предоставляет также  конкурсному управляющему право  принять все необходимые меры, вплоть до обращения в арбитражный  суд от имени должника, для защиты его интересов в тех правоотношениях, в которых он является кредитором (конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и т.д.).

Одним из основных этапов конкурсного производства является формирование конкурсной массы.

В связи с этим в группу наиболее важных правомочий конкурсного управляющего включаются права, связанные с формированием  конкурсной массы.

Конкурсную массу составляет все  имущество должника, имеющееся у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства.

Таким образом, конкурсная масса состоит  из двух относительно обособленных частей, в первую из которых включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства.

Следует заметить, что не все имущество  должника включается в конкурсную массу: в нее включается только то имущество, на которое может быть обращено взыскание.

Прежде всего изымается имущество, находящееся в пользовании должника, но не принадлежащее ему:

а) арендованное имущество или находящееся  у должника на ответственном хранении;

б) личное имущество работников предприятия, кроме имущественных вкладов участников юридических лиц.

Из оставшегося имущества исключается  изъятое из оборота имущество, имущественные  права, связанные с личностью  должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Законом о банкротстве (п.2 ст.131).

К последнему Закон относит жилищный фонд социального использования, детские  дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для данного региона (ст.132). В соответствии с Законом 1998 г. они подлежали передаче соответствующему муниципальному образованию. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования объектов в соответствии с их целевым назначением возлагалась на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства)