Процедуры несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:11, контрольная работа

Краткое описание

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).
Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1-й вариант.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, сведения о финансовом состоянии  должника прекращают относиться к категории  сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Понятие коммерческой тайны  и перечень сведений, ее составляющих, определены ст.139 ГК РФ, постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"*(365), Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера"*(366).

В-четвертых, вводятся ограничения  на совершение сделок, связанных с  отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества  в пользование третьим лицам: все они совершаются исключительно  в порядке, установленном гл.VII Закона о банкротстве. Так, ст.132 Закона предусмотрен порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимых для региона.

В-пятых, при открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению его имуществом. Например, меры по обеспечению требований кредиторов действуют до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. В данной ситуации арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе наложить новые аресты на имущество должника, а также ввести иные ограничения по распоряжению его имуществом.

В-шестых, открытие конкурсного производства влечет определенные правовые последствия для руководителя должника: с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства руководитель должника, а также иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, за исключением полномочий принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника. В связи с открытием конкурсного производства прекращаются и полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия.

В-седьмых, введение процедуры конкурсного  производства влечет назначение арбитражным  судом конкурсного управляющего, а также обязательную публикацию сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством РФ. Возмещение расходов, связанных с опубликованием таких сведений, осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии у должника средств - за счет средств кредитора, обратившегося в суд с заявлением о признании должника банкротом (ст.28).

Наряду с этим некоторые  ученые считают, что следовало бы предусмотреть личные неблагоприятные  последствия для должника, связанные с открытием конкурсного производства.

Так, по мнению Л. Щенниковой*(367), это касается, в частности, ограничения  перемещения должника, а также  ограничения действия норм, охраняющих неприкосновенность переписки (предлагается на законодательном уровне закрепить обязанность переадресовки всей корреспонденции, поступающей на имя несостоятельного должника, конкурсному управляющему).

Данное предложение, на наш  взгляд, не является бесспорным. Безусловно, при решении вопроса о целесообразности внесения предлагаемых изменений в Закон о банкротстве должны быть учтены положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов. Так, ст.23 Конституции РФ закрепляет право граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ограничение которого допускается только на основании судебного решения.

Эти конституционные положения  находятся также в полном соответствии со ст.8 Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод, провозглашающей право каждого на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и тайну переписки.

Одной из основных фигур в  конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Конкурсный управляющий  утверждается в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве.

С момента назначения конкурсного  управляющего к нему переходят все  полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению его имуществом.

Помимо общих для всех арбитражных управляющих функций, конкурсный управляющий осуществляет ряд полномочий, связанных со спецификой проведения процедуры конкурсного  производства.

Полномочия конкурсного управляющего весьма обширны. В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет его рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:

  1. правомочия по распоряжению имуществом предприятия-должника;
  2. правомочия по формированию конкурсной массы;
  3. правомочия по распределению конкурсной массы;
  4. иные правомочия при проведении конкурсного производства.

Говоря о первой группе прав, следует  заметить, что с момента назначения арбитражным судом конкурсный управляющий  принимает все полномочия по осуществлению функций управления предприятием-должником. Конкурсный управляющий становится единственным полномочным представителем всего имущества должника, которое находится на балансе предприятия или у третьих лиц к моменту открытия конкурсного производства. Более того, ранее действовавшие органы управления должника в течение трех дней с момента назначения конкурсного управляющего должны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.

Закон 1998 г. закреплял положение, согласно которому конкурсный управляющий  принимал "в ведение" имущество  должника, в то время как согласно Закону 1992 г. конкурсный управляющий  приобретал право распоряжаться  имуществом должника, т.е. фактически получал статус своеобразного доверительного собственника имущества должника, получающего данное право не от самого должника, а от арбитражного суда и кредиторов*(368).

Вместе с тем следует  отметить, что полномочия конкурсного  управляющего всегда шире, чем полномочия органов управления должника, поскольку конкурсный управляющий не ограничен положениями, которые установлены уставом должника для его руководителей.

Законодатель предоставляет  также конкурсному управляющему право принять все необходимые  меры, вплоть до обращения в арбитражный суд от имени должника, для защиты его интересов в тех правоотношениях, в которых он является кредитором (конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и т.д.).

Одним из основных этапов конкурсного  производства является формирование конкурсной массы.

В связи с этим в группу наиболее важных правомочий конкурсного  управляющего включаются права, связанные с формированием конкурсной массы.

Конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся  у него на момент открытия и выявленное в ходе конкурсного производства.

Таким образом, конкурсная масса  состоит из двух относительно обособленных частей, в первую из которых включается имущество, имеющееся в наличии во владении, пользовании и распоряжении должника на момент открытия конкурсного производства; вторую часть составляет имущество, выявленное в ходе конкурсного производства.

Следует заметить, что не все имущество должника включается в конкурсную массу: в нее включается только то имущество, на которое может  быть обращено взыскание.

Прежде всего изымается  имущество, находящееся в пользовании  должника, но не принадлежащее ему:

а) арендованное имущество  или находящееся у должника на ответственном хранении;

б) личное имущество работников предприятия, кроме имущественных  вкладов участников юридических  лиц.

Из оставшегося имущества  исключается изъятое из оборота  имущество, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление определенных видов деятельности, а также иное имущество, предусмотренное Законом о банкротстве (п.2 ст.131).

К последнему Закон относит жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения, объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для данного региона (ст.132). В соответствии с Законом 1998 г. они подлежали передаче соответствующему муниципальному образованию. Обязанность по содержанию и обеспечению функционирования объектов в соответствии с их целевым назначением возлагалась на уполномоченные органы местного самоуправления по истечении одного месяца с момента получения уведомления от конкурсного управляющего.

При анализе данных положений необходимо учитывать, что Закон 1998 г. в этой части стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, основанием чему послужила жалоба одной из иностранных  компаний.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 мая 2000 г. N 8-П были признаны не соответствующими Конституции РФ положения п.4 ст.104 Закона о банкротстве 1998 г. в той части, в которой они позволяли передавать вышеуказанные объекты без выплаты должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также не допускали судебной проверки такой передачи по существу*(369).

Действующий Закон относит  социально значимые объекты к  имуществу, изъятому из оборота. В случае неисполнения собственником такого имущества обязанности по его передаче по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего последний осуществляет продажу указанных объектов путем проведения торгов в форме конкурса (ст.132). Средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу. Вместе с тем после проведения конкурса орган местного самоуправления заключает с покупателем этих объектов соглашение об исполнении условий конкурса. Важным моментом, нашедшим закрепление в действующем Законе, является положение о передаче непроданных социально значимых объектов и жилищного фонда социального использования в собственность соответствующему муниципальному образованию без каких-либо дополнительных условий на возмездной основе по договорной цене (за исключением объектов, эксплуатация которых является убыточной).

По-разному решается вопрос об имуществе, подлежащем включению  в конкурсную массу, в законодательстве о банкротстве зарубежных государств. Так, законодательство США в состав конкурсной массы включает не только материальные объекты и права на них, но и интеллектуальную и промышленную собственность: клиентуру, ноу-хау, патенты, торговые знаки. Исключение имущества из конкурсной массы может быть осуществлено в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (_ 522 Кодекса о банкротстве США). В Германии в конкурсную массу включается все имущество, принадлежащее должнику на момент открытия и приобретенное им во время конкурсного производства. Из конкурсной массы исключаются предметы, на которые не может быть обращено принудительное взыскание, а также предметы обычного хозяйственного обихода, используемые в домашнем хозяйстве должника, если очевидно, что в случае их отчуждения выручка будет несоизмерима реальной стоимости (_ 35 Конкурсного устава)*(370).

Конкурсный управляющий обладает также полномочиями, направленными  на поиск, выявление и возврат  имущества должника, находящегося у  третьих лиц, а также иными  полномочиями, направленными на увеличение конкурсной массы, в частности: на предъявление исков о признании недействительными сделок, совершенных должником (ст.166-181 ГК РФ), об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником (гл.29 ГК РФ), и др.

Формируя конкурсную массу, конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. При  проведении инвентаризации устанавливается  фактическое наличие имущества, которое сопоставляется с данными  бухгалтерского учета, а также проверяется полнота отражения в учете обязательств организации.

Инвентаризация имущества должника является основанием для проведения оценки имущества должника, под которой  следует понимать определение стоимости  принадлежащего ему имущества. Для  этого конкурсный управляющий вправе привлекать независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов. Оценщик должен определить ликвидационную стоимость имущества, в том числе финансовых вложений и нематериальных активов.

Ликвидационная стоимость объекта - это денежная сумма, которую продавец может получить при ликвидации предприятия  и раздельной продаже его активов (на практике обычно определяется на основе рыночной стоимости активов за вычетом расходов, связанных с подготовкой к реализации и реализацией данных активов в рамках конкурсного производства).

Заключительным этапом формирования конкурсной массы является разделение имеющегося у должника имущества  на лоты, их реализация и аккумулирование полученных денежных средств на единственном счете должника.

Возможна продажа предприятия  как единого имущественного комплекса, когда отчуждаются все виды имущества, предназначенные для осуществления  предпринимательской деятельности. При этом покупатель приобретает предприятие в чистом виде, без долгов.

Порядок продажи предприятия должника при конкурсном производстве аналогичен порядку, установленному Законом о  банкротстве (ст.110) в отношении продажи  предприятия должника во внешнем  управлении. Однако не следует забывать о том, что правовой статус должника во внешнем управлении и конкурсном производстве различен, следовательно, ряд положений ст.110 не могут применяться при продаже предприятия-должника в конкурсном производстве. К примеру, порядок и сроки продажи предприятия-должника включаются в план внешнего управления, и последующее одобрение собранием кредиторов плана внешнего управления автоматически влечет за собой одобрение положений, касающихся порядка и сроков продажи предприятия. Однако данное положение не применимо к конкурсному производству ввиду отсутствия такого плана в данной процедуре.

Параллельно процессу формирования конкурсной массы осуществляется процесс выявления  требований кредиторов, подлежащих удовлетворению из денежных средств, полученных от продажи имущества должника.

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства)