Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Краткое описание

Антикризисное управление включает совокупность знаний и результаты анализа практического опыта, которые направлены на оптимизацию механизмов регуляции систем, выявления скрытых ресурсов, потенциала развития на сложном этапе развития. Специфика антикризисного управления связана с необходимостью принятия сложных управленческих решений в условиях ограниченных финансовых средств, большой степени неопределенности и риска. Менеджер, решающий подобные задачи, сталкивается с необходимостью действовать своевременно и быстро, растет уровень его ответственности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Кризисы в развитии социально-экономических систем
1.1. Общие понятия и типология кризисов.....................................................4
1.2. Циклы общественного воспроизводства и их роль в возникновении экономических кризисов…………………………………………………………..10
1.3.Основные теории экономических кризисов…………………………...13
2. Антикризисное управление организацией
2.1. Диагностика кризисов в организации…………………………………17
2.2. Методы преодоления финансового кризиса в организации…………24
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

антикризисное управление.docx

— 73.92 Кб (Скачать файл)

Методы  реструктуризации задолженности 

  1. Отступное — это обмен активов компании на различные уступки со стороны  кредиторов, сокращение суммы задолженности, уменьшение процентной ставки. Предприятия, которым подойдет этот метод реструктуризации — предприятия с большим количеством  основных средств. Их вряд ли можно  будет продать по приемлемой цене.

   Одним из видов отступного является обмен  пакета акций, находящегося на балансе  предприятия, на уступки кредитора. Соглашение заключается между кредитором и собственниками предприятия, которые  готовы уступить часть акций предприятия  в обмен на улучшение финансового  состояния предприятия.

  1. Двусторонний взаимозачет задолженностей может быть осуществлен, если предприятия имеют друг к другу встречные требования. Взаимозачет является наиболее быстрым и эффективным методом сокращения суммы задолженности, поскольку здесь не происходит обмена денежными или основными средствами. Взаимозачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведомления другой стороны официальным письмом, с последующим заключением соглашения, в котором обе стороны подтверждают правильность зачтенной суммы. Разновидностью взаимозачета является многосторонний взаимозачет, который осуществляется между рядом предприятий, имеющих требования другу к другу. Например, это могут быть предприятия, работающие в смежных отраслях промышленности. Образуется своеобразная цепочка дебиторов — кредиторов, которую часто сложно выявить в полном объеме.
  2. Покупка требований к кредитору с последующим взаимозачетом может быть успешно реализована, если предприятие-должник располагает свободными средствами для этой процедуры. Сначала предприятие-должник выявляет организации, которые имеют требования к его же кредитору, затем покупает эти требования со скидкой и осуществляет обычный двусторонний взаимозачет.
  3. Обеспечение долга — это метод реструктуризации, который предполагает переоформление ничем не обеспеченных требований кредиторов к должникам, в требования, обеспеченные залогом. Кредиторы, обладающие залоговыми правами, имеют приоритет в случае банкротства организации-должника. Предприятие-должник, которое использует этот метод, должно иметь недвижимость, которая еще не является предметом залога по каким-либо обязательствам.

Требования можно  обеспечить также гарантией или  поручительством третьей стороны, в соответствии с которыми третья сторона обязуется погасить задолженность  предприятия в случае, если предприятие  не сможет это сделать самостоятельно.

  1. Оплата долга банковскими векселями — это метод реструктуризации, при использовании которого многочисленные необеспеченные кредиторы замещаются одним обеспеченным — банком. Предприятие заключает договор с банком на предоставление ему сравнительно недорогого, но обеспеченного залогом, кредита. Банк выдает кредит не денежными средствами, а своими векселями, выписанными на предприятие. Предприятие расплачивается со своими кредиторами банковскими векселями, но взамен требует сокращения задолженности. Кредиторы либо продают банковские векселя, либо предъявляют их в банк к оплате. Банк оплачивает предъявленные векселя, а предприятие возвращает полученный кредит в соответствии с условиями кредитного договора.

   В данной сделке кредиторы взамен сомнительных долгов получают вполне определенные требования к банку. Банк получает проценты за предоставленный кредит, и гарантию погашения этого кредита в  форме обеспечения залогом имущества  предприятия-должника. Для реализации этого метода предприятию-должнику необходима поддержка стабильного  банка и активы, которые можно  использовать в качестве залога по кредиту.

  1. Конверсия задолженности в ценные бумаги: облигации, векселя и акции подразумевает выпуск долговых обязательств в целях реструктуризации долга. Одним из способов повышения вероятности погашения задолженности является обеспечение выпускаемых под нее облигаций залогом, причем размер облигационного займа ограничен законом. В случае нарушения договора о реструктуризации задолженности происходит реализация ценных бумаг на рынке, а денежные средства, полученные от реализации, направляются для покрытия задолженности.

   Проведение  реструктуризации долгов и другие меры преодоления финансового кризиса  помогут организации выйти на новый этап в ее деятельности. В  то же время нет никакой гарантии, что организация в дальнейшем станет прибыльной. Сложность антикризисного управления состоит в том, что  нужно не только "латать дыры", но и проводить кардинальные изменения, направленные на получение прибыли  в наикратчайшие сроки. Поэтому  должна быть определена стратегия будущего развития и проведена реорганизация (или реструктуризация) предприятия.

   Реструктуризация  предприятия — это сложный  процесс разработки и реализации проекта кардинального изменения  состояния существующей организации, ее структуры, который может быть реализован в форме слияния, поглощения, разделения, горизонтальной и вертикальной интеграции. Реструктуризация предполагает разработку четких стратегических действий и формирование нового бизнес-портфеля компании, что может сопровождаться изменением организационно-правовой формы.

   Особенности проведения реструктуризации состоят  в глобальности перемен, связаны  с позиционированием на рынке  стратегического продукта, изменением профиля предприятия. При создании программы реструктуризации разрабатывается  несколько вариантов проектов, из которых руководство выбирает наилучший  с учетом прибыли и рисков.

   Реорганизация предприятия — это процесс  существенных изменений в организации, который затрагивает все значимые аспекты ее деятельности: продукт, ассортимент, факторы производства, систему общего менеджмента. Данные изменения могут  не затрагивать структуру, стратегический продукт, но они должны быть настолько  существенными, чтобы предприятие  смогло выжить в нестабильной рыночной среде и стать прибыльным.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Интенсивность противостояния утрате конкурентного  преимущества, т. е. степень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.

    Кризисное состояние наступает только тогда, когда все возможности поддержания конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.

     Как показывает практика отечественных  производственных организаций, эффективность  реорганизационных мероприятий, осуществляемых в ходе процедур банкротства, зависит, прежде всего, от компетентности менеджмента  компании. Имеются примеры предприятий, которые проходили банкротство  с огромными долгами. Однако благодаря  последовательности действий управляющего, удавалось частично ликвидировать  задолженность уже на коротком этапе  внешнего управления, и затем в  процессе конкурсного производства провести реструктуризацию. В ходе таких кардинальных перемен приходилось  продавать имущество, активы должника, формировать новый бизнес-портфель, практически создавать другие предприятия  на базе должника. Частично удавалось  сохранить и выпуск первоначальной номенклатуры изделий, теперь уже ориентированных  на конкретного потребителя.

     Как известно, в период экономического кризиса наибольшим циклическим  колебаниям подвержены именно те предприятия, которые выпускают средства производства. Данный факт нашел яркое воплощение в современной экономике России, претерпевшей кардинальные структурные  сдвиги. Поэтому менеджеры отечественных  предприятий должны владеть всем арсеналом средств антикризисного управления, чтобы своевременно реагировать  на внешние изменения среды, уметь  предвидеть кризисы, устранять и  преодолевать их негативные проявления 
 

Список  литературы

  1. "Антикризисное управление". Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.: "ИНФРА-М", 2002, с. 432.
  2. "Антикризисный менеджмент" / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой — М.: "Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". — Издательство "ЭКМОС", 1999.
  3. Кирсанов А.И. "Антикризисное управление". — М. — 2000.
  4. "Антикризисное управление предприятиями и банками". Учебник. — М.: "Дело", 2001. — с. 840.
  5. Попов Р.А. "Антикризисное управление". — М.: "Высшая школа", 2003. — с. 429.
  6. Александров Г.А. "Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура". — М.: "Бек", 2002. — 544 с.
  7. "Справочник кризисного управляющего" / Под. ред. Э.А.Уткина — М. — 1999.
  8. Родионова Н.В. "Антикризисный менеджмент". — М.: "ЮНИТИ", 2002. — с. 223.
  9. "Стратегия и тактика антикризисного управления" / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина, С.-Петербург, 1996, с. 510.
  10. Анри Файоль. "Общее и промышленное управление". М., 1992.
  11. ".Арбитражное управление предприятием". Практическое пособие. — 2-е изд., испр. — М.: "Дело", 2001. — с. 376с.
  12. "Введение в специальность "Антикризисное управление": Учебное пособие. — Е.В. Новоселов, В.И. Романчин, А.С.Тарапанов, Т.А.Харламов. — М.: "Дело", 2001. — с. 176.
  13. Фомин Я.А. "Диагностика кризисного состояния предприятия". — М.: "ЮНИТИ", 2003. — с. 349.
  14. Бобылева А.З. "Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика". — М.: "Дело", 2003. — с. 256.
  15. "Экономическая стратегия фирмы" / Под ред. А.П. Градова. — Спб.: "Специальная литература", 1995.
  16. "Государственное регулирование экономики в современном мире". — М.: "Наука", 1989.
  17. Абалкин Л.К. "К цели через кризис". — М.: "Луч", 1992.
  18. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Тамбовцев В.Л. "Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность". — М.: "Экономика", 1997.
  19. Бартоли А., Эрмед Ф. "Управление предприятием в условиях перемен. Стратегический подход к преобразованиям". — Париж, 1986.
  20. "Переговоры по заработной плате" / Под ред. С.А. Попелло. — М.: "МБТ",1998.
  21. "Социально-трудовые отношения на предприятиях: конфликт интересов или поиск согласия?" / Рук. авт. коллектива. Т.Я.Четвернина. — М.: "ИЭ РАН",1998.
  22. Белоусов А.Р. "Российская экономика в условиях системного кризиса: состояние и перспективы развития". — "Проблемы прогнозирования", № 2, 1996.
  23. Яременко Ю.В. "Причины и последствия экономического кризиса" — "Проблемы прогнозирования", № 4, 1997.
  24. "Теория и практика антикризисного управления". Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. — М.: "ЮНИТИ", 1996.
  25. Мастенбрук У. "Управление конфликтными ситуациями и развитие организации". — М.: "ИНФРА-М", 1996.
  26. Шредер Г.А. "Руководить сообразно ситуации" / Пер. с нем. — М.: АО "Интерэксперт", 1994.
  27. Твисс Б. "Управление научно-техническими нововведениями". — М.: "Экономика", 1989.
  28. Альгин А.П. "Риск в экономической деятельности". — М.: "Знание", 1991.
  29. В.А.Богомолов, А.В.Богомолова. "Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика". Учебное пособие для вузов. — М.: "ЮНИТИ-ДАНА", 2003. — с. 271.
  30. Самуэльсон П. "Экономика".- М.: НПО "АЛГОН" Машиностроение", 1997. — т. 1. — с. 332; т. 2. — с. 415.
  31. Фатхутдинов Р.А. "Управление конкурентоспособностью организации". Учебное пособие. — М.: Изд-во "Эксмо", 2004. — с. 544.
  32. Портер М. "Международная конкуренция" / Пер. с англ. — М.: "Международные отношения", 1993.
  33. Алексей Комаха. "Антикризисное управление" / По материалам журнала "Финансовый директор" (Киев) — http://www.kareta.com.ua// www.cfin.ru.
  34. Артем Карапетян. "История образцового банкротства" / По материалам журнала "Время и Деньги" (Татарстан), www.cfin.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольное задание выполнено мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции  из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. 
 
 

«___» _____________ 2010 г. 
 

_________________   /_____________________/

         (подпись)                                                    (инициалы, фамилия) 
 
 

Информация о работе Антикризисное управление: сущность, диагностика, методики