Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 13:53, курсовая работа

Краткое описание

Структурная перестройка экономики России, с одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм. Кризисное состояние национальной экономики явилось причиной появления в отечественной экономической теории такого термина, как «антикризисное управление».

Содержание

1.Введение…………………………………………………………..3-5
2. Механизмы антикризисного управления………………………6-20
2.1 Причины возникновения кризисных ситуаций………………6-8
2.2 Стратегия антикризисного управления…………………….…8-12
2.3 Особенности антикризисного управления…………………....12-13
2.4 Этапы антикризисного управления…………………………....13-14
2.5 Технология антикризисного управления………………….…..14-20
2.6 Государственное регулирование кризисных ситуаций
3.Антикризисное управление организацией
(на примере ООО «Самараинтур»)……………………………..…..21-28
4.Заключение…………………………………………………….…...29-32
5.Список используемой литературы……………………………..….33
6.Приложение…………………………………………………….…..34-35

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятий.курсовая.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский государственный университет пищевых производств»

 

 

 

 

Дисциплина: «Экономика предприятия»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

                  

Тема: «Антикризисное управление»

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил студент: Шмелева Л.А.

                                                                          № договора СДО 11-10-026     

                                                                          Форма обучения: экстернат 

                                                                          Дата 24.12.2012

                                                                          Подпись_____________                                    

 

                                                                         Проверил:

                                                                         Оценка: ______________

                                                                         Преподаватель: __________ /______________/

                                                                         Кафедра: ____________________________

                                                                         Дата ______________

                                                                         Подпись____________

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

                                     Оглавление.

 

1.Введение…………………………………………………………..3-5

2. Механизмы антикризисного управления………………………6-20

2.1 Причины возникновения кризисных  ситуаций………………6-8

2.2 Стратегия антикризисного управления…………………….…8-12

2.3 Особенности антикризисного управления…………………....12-13

2.4 Этапы антикризисного управления…………………………....13-14

2.5 Технология антикризисного управления………………….…..14-20

2.6 Государственное регулирование кризисных ситуаций

3.Антикризисное управление организацией

(на примере ООО «Самараинтур»)……………………………..…..21-28

4.Заключение…………………………………………………….…...29-32

5.Список используемой литературы……………………………..….33

6.Приложение…………………………………………………….…..34-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Структурная перестройка экономики России, с одной стороны, и открытие внутреннего отечественного рынка для зарубежных товаропроизводителей, с другой стороны, поставили в сложное финансовое положение большую часть предприятий различных организационно-правовых форм. Кризисное состояние национальной экономики явилось причиной появления в отечественной экономической теории такого термина, как «антикризисное управление».

До сих пор в российской экономической литературе нет единого подхода к определению сущности, цели и задач антикризисного управления - этого важнейшего рычага предпринимательской активности. Часть специалистов сводит антикризисное управление в основном к чисто финансовому процессу, связанному с ликвидацией задолженностей предприятия. Другие фактически сводят антикризисное управление к деятельности менеджеров предприятия в условиях банкротства. Многие специалисты по антикризисному управлению ориентируют этот вид деятельности предприятий на быстрые финансовые мероприятия, обеспечивающие краткосрочную экономическую эффективность предприятия. Действительно, в одних случаях этот термин трактуют как управление фирмой в условиях общего кризиса экономики, в других - управление фирмой, попавшей в кризисную ситуацию в результате неудовлетворительного менеджмента, и в- третьих - управление, осуществляемое попавшей в тяжелое положение фирмой, оказавшейся на пороге банкротства.

Институт антикризисного управления в экономике России находится на начальной стадии своего развития. Это обстоятельство объясняет многие трудности, споры, конфликтные ситуации вокруг того, какой менеджмент, какие технологии должны применяться в отношении кризисных предприятий. Большинство ученых и специалистов считают, что в условиях становления рыночной экономики антикризисное управление в России, в отличие от западной экономики, должно иметь свою специфику, свой механизм. Слепое копирование законодательства, форм и методов работы высокоразвитых стран с несостоятельными предприятиями, предприятиями-банкротами может нанести непоправимый вред российской экономике, ее имущественному комплексу.    

Продолжающееся реформирование экономики, как на макро, так и на микро-уровне сталкивается с сопротивлением государственному регулированию деятельности несостоятельных субъектов. Об этом свидетельствуют абсолютное преобладание ликвидационных процедур по отношению к реабилитационным предприятиям, наличие большого количества заказных банкротств и банкротств отсутствующего должника.

Функционирование предприятий в условиях несовершенного механизма антикризисного управления затрудняет их адаптацию к жестким условиям рынка - большинство из них находится в критическом положении, балансируя на грани банкротства. Тяжелое положение предприятий усугубляется неэффективно проводимыми институциональными преобразованиями, непоследовательностью реформирования российской экономики, ослаблением инновационного потенциала и усилением международной конкуренции.

Антикризисное управление в широком смысле - это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики (микро-, мезо-, макро-, мировой уровни). Другими словами, это системное управление тем или иным объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.

В узком смысле антикризисное управление - это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается с активным участием Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, причем, обычно в судебном порядке при рассмотрении дела о банкротстве в арбитраже.

Механизмом антикризисного управления является вся совокупность и целостность категорий и элементов, входящих в теорию и практику антикризисного управления. Развитие механизма антикризисного управления является важнейшим условием эффективного реформирования промышленных предприятий в настоящее время и в ближайшей перспективе.

Таким образом, постановка проблемы актуальна и вызывает необходимость проведения исследований, ориентированных на углубление основ теории кризисов, а также поиска путей совершенствования сложившегося механизма антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава первая

2.1 Причины возникновения кризисных ситуаций.

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных факторов. Данные факторы можно разделить на две основные группы: 

1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

2. Внутренние (зависящие от деятельности предприятия). 

Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на: 

1. Социально-экономические факторы общего развития страны: рост инфляции; нестабильность налоговой системы; нестабильность ре-гулирующего законодательства; снижение уровня реальных доходов населения; рост безработицы. 

2. Рыночные факторы: снижение емкости внутреннего рынка; усиление монополизма на рынке; нестабильность валютного рынка; рост предложения товаров-субститутов. 

3. Прочие внешние факторы: политическая нестабильность, стихийные бедствия, ухудшение криминогенной ситуации.

Внутренние факторы возникновения кризиса: 

1.Управленческие высокий уровень коммерческого риска; недостаточное знание конъюнктуры рынка; неэффективный финансовый менеджмент;  
плохое управление издержками производства; отсутствие гибкости в управлении; недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности.

2. Производственные: необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса; устаревшие и изношенные основные фонды;  
низкая производительность труда; высокие энергозатраты; перегруженность объектами социальной сферы.

3. Рыночные: низкая конкурентоспособность продукции; зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей. 

Конечно, все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений. Эта проблема обусловлена следующими факторами:  
• Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;  
• Низкая квалификация и неопытность менеджеров;  
• Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности. 

Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов. Итак, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии. В большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

2.2 Стратегия антикризисного управления.

В развитии любой организации существует вероятность наступления кризиса. Характерной особенностью рыночной экономики является то, что кризисные ситуации могут возникать на всех стадиях жизненного цикла предприятия (становление, рост, зрелость, спад). Следовательно, любое управление должно быть антикризисным, т. е. построенным на учете возможности и опасности кризиса. В антикризисном управлении решающее значение имеет стратегия управления. 

Формирование экономических стратегий антикризисного управления производится в несколько этапов: 

- анализ внешних факторов с целью выявления причин кризиса; 

- анализ состояния предприятия, находящегося в кризисной ситуации; 

- пересмотр миссии и системы целей предприятия. 

Антикризисное управление в первую очередь связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. В связи с этим можно выделить следующие главные направления управления финансовыми потоками. 

1. Обеспечение достаточности денежных средств.  
Существуют различные методы определения суммы средств, поступающих на предприятие в плановом периоде: уточненный (аналитический); укрупненный; экспресс-метод. 

Уточненный метод требует значительных экономических расчетов. Он позволяет учитывать объем реализации в плановом периоде и динамику остатков отгруженной, но неоплаченной продукции (дебиторской задолженности). Реализация продукции при этом определяется по отгрузке.

Укрупненный метод более простой, но обеспечивает грубый результат, поскольку основан на использовании статистики оплаты отгруженной продукции в отчетном периоде. Метод не ограничивает возможность оценки поступления денежных средств за более короткие периоды.  
Экспресс-метод наименее трудоемкий. Он основан на использовании отчетных данных. Оцениваются только денежные средства, поступающие в виде выручки за реализованную продукцию.  
Дпл = (ОПпл : ОПср) * Дср – Апол + Апол.ср, где Дпл – денежные средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;  
Дср – денежные средства (среднее значение), поступавшие на предприятие в виде выручки от реализации продукции в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;  
ОПпл – объем продукции, отгружаемой покупателям в плановом периоде, руб.;  
ОПср – средний объем продукции, отгружаемой покупателям в периоде, равном плановому, в последние годы, руб.;  
Апол – авансы, полученные от покупателей и заказчиков в предыдущем периоде, руб.;  
Апол.ср – средняя величина авансов, получаемых в периоде, равном плановому, в последние годы, руб. 

Информация о работе Антикризисное управление