Сущность и значение антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 19:30, контрольная работа

Краткое описание

Антикризисное управление предполагает высокий уровень знаний экономических законов развития общественных процессов всеми членами общества, их высокая исполнительная дисциплина и ответственность; наличие профессионалов-управленцев во всех сферах деятельности общества и на всех уровнях управления обществом, что решается его сильной целенаправленной кадровой политикой; высочайшая степень информированности о ситуации и вокруг нее; целеустремленность и самоотдача общества и каждого его члена.

Содержание

Введение 2
1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы 3
2. Стадии антикризисного управления 5
3. Эффективность антикризисного управления 7
Заключение 12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление..docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)

 

Государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Московской области

Международный Университет  природы, общества и человека «Дубна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по предмету:

Антикризисное управление.

 

на тему: Сущность и значение антикризисного управления.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнил:

Студент гр.9102-С

Куратов Анатолий

Проверила:

Ястребова Е. Н.

 

 

 

 

 

Дубна, 2013

 

 

 

Оглавление

Антикризисное управление. 1

Введение 2

1. Сущность  антикризисного управления, подходы,  методы, принципы 3

2. Стадии  антикризисного управления 5

3. Эффективность  антикризисного управления 7

Заключение 12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин “антикризисное управление", как отмечается в работах некоторых  отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических  разночтений является отсутствие прочных  научных традиций и практического  опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических  систем и существованием опасности  возникновения кризиса. Однако неоднозначность  и многообразие содержания кризиса  дают в науке разные основания  для классификации экономических  кризисов и циклов.

Антикризисное управление предполагает высокий уровень знаний экономических  законов развития общественных процессов  всеми членами общества, их высокая  исполнительная дисциплина и ответственность; наличие профессионалов-управленцев  во всех сферах деятельности общества и на всех уровнях управления обществом, что решается его сильной целенаправленной кадровой политикой; высочайшая степень  информированности о ситуации и  вокруг нее; целеустремленность и самоотдача общества и каждого его члена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность антикризисного  управления, подходы, методы, принципы

 

Антикризисное управление - это:

обработка, изучение и анализ максимального объёма информации о  состоянии внешней среды и  возможностях внутренней среды;

прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании анализа  и оценки информации, а также возможностей интуиции и личных качеств кадров;

выбор целей, опережающих  время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью;

постановка задач по достижению выбранных целей перед обществом, разбивка задач на периоды и этапы, соответствующие всё возрастающим возможностям страны;

разработка и реализация мероприятий по решению задач  на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением;

познание экономического механизма возникновения возможных кризисных ситуаций и создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его "избегания";

разработка политики поведения  в случае возникновения кризисной  ситуации.

Антикризисное управление использует следующие подходы:

процессный, управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов;

системный, управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов системы;

ситуационный, управление рассматривается  как подход к конкретной ситуации.

Качество управления зависит  от применения именно тех подходов, принципов и методов, которые  на данный момент времени и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны.

Антикризисное управление предусматривает  меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в  случае его возникновения. Оно изучает  и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние  системы (общества, государства) и изучает  и прогнозирует возможные факторы  влияния внешней среды (международные  факторы).

Для решения задач по упреждению кризисной ситуации и ликвидации кризиса в случае его возникновения  необходимы специальные меры и подходы.

Упреждение кризисной  ситуации состоит из следующих этапов:

Образование антикризисной  группы. Исполнитель-руководитель страны.

Анализ событий, фактов, обработка  информации по интересующим вопросам и прогнозирование дальнейшего  развития событий. Исполнитель - антикризисная  группа.

Выбор и принятие решений  по возможным возникновениям кризисных  ситуаций. Исполнитель - руководитель страны.

Комплексный подход к реализации принятого решения по упреждению кризисных ситуаций.

При реализации упреждающих  этапов, хотя и имеется время, но его необходимо использовать экономно, с целью и пользой.

Этапы преодоления кризиса  несколько отличаются от этапов упреждения кризисной ситуации:

Образование антикризисной  группы.

Анализ и оценка событий, фактов, обработка информации в предельно  сжатые сроки.

Выбор и оперативное принятие решений в увязке с краткосрочными и среднесрочными целями.

Реализация мер по уменьшению вероятных потерь и смягчению  тяжести последствий кризиса.

Реализация мер по восстановлению положения, существовавшего до возникновения  кризиса.

2. Стадии антикризисного  управления

 

Антикризисное управление на разных стадиях развития кризисной  ситуации проявляется в разной степени. Оно наиболее эффективно в предкризисной  ситуации и при легких кризисах. При усугублении кризиса эффективность  управления снижается, т.е. снижаются  возможности антикризисного управления, при этом затраты государства  на преодоление кризиса достигают  своего пика в какой-то точке, лежащей  в зоне на отрезке среднего или  тяжёлого кризиса в зависимости  от уровня развития страны. Выше этой точки  затраты государства начинают уменьшаться  из-за уменьшения экономических и  финансовых возможностей страны (падение  производства, инфляция, увеличение безработицы, обесценивание национальной валюты и т.д.), но увеличиваются влияния  внешних финансовых источников под  имущество и гарантии страны, охваченной кризисом (приобретение, слияние, займы  и т.д.).

Из вышеизложенного следует, что чем тяжелее кризисная  ситуация, тем меньше возможности  государства самостоятельно ликвидировать  её последствия и тем больше вероятность  вмешательства внешних источников. Эта ситуация приводит к снижению и потере влияния государственных  институтов власти на экономику страны и пропорциональная передача управления экономикой и, соответственно, власти внешним источникам. Поэтому степень  свободы каждого общества и государства  можно определить, в какой-то мере, по доле участия государства и  отечественных финансово-экономических  институтов и предпринимателей (внутренние источники) в управлении экономикой и долей в управлении экономикой внешних источников, а также степенью эксплуатации наемного труда в принадлежащим им производственным структурам и единицам. Показателями степени свободы государства и уровня эксплуатации наемного труда, могут быть: объём производства товаров и услуг (или объём продаж) и уровень заработной платы работников аналогичных производств, в зависимости от принадлежности к внутренним или внешним источникам.

Упредить кризис, смягчить тяжесть его последствий и  уменьшить потери при его возникновении  и, в возможно короткое время, ликвидировать  кризис - основные задачи антикризисного управления. При движении от предкризисной ситуации к экстремальной, эффективность антикризисного управления снижается пропорционально росту затрат, потерь и времени. Поэтому главная роль антикризисного управления - это недопущение или ликвидация кризисной ситуации в возможно кратчайшие сроки, когда эффективность антикризисного управления может быть максимальной. При этом необходимо мобилизовать как управленческие, научные и производственные кадры, так и всю экономику страны на ликвидацию кризисных явлений в самом начале их возникновения, используя новейшие методы и способы как с научной экономической теории, так и практику реальной жизни (государственное регулирование товарно-денежных отношений, импорта, производства, стимулирование экспорта и др.).

Исходя из вышеизложенного, цель антикризисного управления можно  также определить как разработка и реализация таких мероприятий, которые бы позволили нейтрализовать и устранить причины возникновения  кризисной ситуации.

Первая стадия кризиса, часто  скрытая, - это падение предельной эффективности капитала, показателей  деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются  источники и резервы развития.

Антикризисное решение этих проблем может лежать как в  области пересмотра стратегии фирмы  и реструктуризации предприятия, так  и её тактики, ведущей к снижению издержек, сокращению штатов управленческого  аппарата и рабочих мест, повышению  производительности труда и т.п. Однако масштаб и сложность проблем  можно определить и предупредить только на стадии диагностики, установив  цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

Вторая стадия кризиса - появление  убыточности производства. Данная проблема решается средствами стратегического  управления и реализуется посредством  добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые в этом случае способы  распознавания отличны от других своей направленностью, методами и  требованиями к исходной информации.

Третья стадия означает практическое отсутствие собственных средств  и резервных фондов у предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы  его развития, долгосрочное и среднесрочное  планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

Четвертая стадия - состояние  острой неплатежеспособности. У предприятия  нет возможности профинансировать даже сокращенное воспроизводство  и продолжать платежи по предыдущим обязательствам. Возникает реальная угроза остановки или прекращения  производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с  использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта  финансовой несостоятельности и  возможность нейтрализовать ее через  процедуру банкротства.

Таким образом, уточнение  понятий диагностики, этапов кризиса  предприятия и его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса  фирмы составляют содержание кризиса  для его собственников. Четвертая  стадия представляет собой угрозу для  кредиторов. Введение в научный оборот этих понятий и их обоснование, обогащает  теорию антикризисного управления объяснением  специфики диагностических процедур на каждой стадии кризиса.

Исследование причин, обусловливающих  процесс антикризисного управления, позволяет предложить следующую  классификацию факторов возникновения  кризисной ситуации в деятельности предприятия:

внешние факторы: тип экономической  системы; несбалансированная кредитная  политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платежеспособного  спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое  и информационное развитие производственного  цикла; уровень культуры общества; международная  конкуренция;

внутренние: ошибочная рыночная философия фирмы; отсутствие или  неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень  менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной  культур предприятия его технологической  структуре.

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность  антикризисного управления

 

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от:

радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным  судом и которому передаются функции  внешнего

управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества  и осуществления

других организационных  и экономических мероприятий.

План внешнего управления предприятий может предусматривать  следующие меры пот восстановлению платежеспособности должника:

перепрофилирование производства;

закрытие нерентабельных производств;

ликвидация дебиторской  задолженности;

продажа части имущества  должника;

уступка прав требования должника;

исполнение обязательств должника собственником имущества  должника - унитарного предприятия  или третьим лицом (третьими лицами);

продажа предприятия (бизнеса) должника.

Продажа части имущества  должника может быть осуществлена после  инвентаризации и оценки посредством  проведения открытых торгов. Таким  же образом осуществляется уступка  прав требования должника.

Исполнение обязательств должника третьим лицом допускается  при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Информация о работе Сущность и значение антикризисного управления