Антикризисное управление:сущность и организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 05:47, реферат

Краткое описание

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” Федеральный Закон РФ от 8.01.1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Содержание

Введение
Определение понятия «кризис предприятия» Понятие, цели и содержание антикризисного управления
Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
4. Разработка системы антикризисных мероприятий
5. Рекомендации по совершенствованию механизма антикризисного управления предприятием
6 . Устранение неплатежеспособности
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 40.22 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Студентки 4 курса «Э-431»учеб.гр.факультета экономики и управления

Портнова Анна Владимировна

Учебная дисциплина Менеджмент

Тема: Антикризисное управление:сущность и организация

 

 

 

 

 

Преподаватель Харинская С.Н.

Оценка

 

«___»_________20__г. «_______________»

 

Содержание

 

 

 

 

             Введение

  1. Определение понятия «кризис предприятия»  Понятие, цели и содержание антикризисного управления
  2. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии

4. Разработка системы антикризисных мероприятий

5. Рекомендации по совершенствованию механизма антикризисного управления предприятием

6 . Устранение неплатежеспособности

Вывод

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Переход к рыночной экономике вызвал появление нового для нашей финансовой политики понятия - банкротство предприятия. В соответствии с Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” Федеральный Закон РФ от 8.01.1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Устранение с рынка обанкротившихся предпринимательских структур - непременное условие эффективного функционирования рыночного механизма. Однако предотвратить банкротство, обеспечить продолжительное процветание этих структур - важная задача.

Решению именно этой задачи подчинена система мер, именуемая антикризисным управлением. Часто под таким управлением понимают либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится.

Поэтому стратегически антикризисное управление начинается не с анализа баланса предприятия за предшествующий или текущий периоды функционирования и осуществления чрезвычайных мер по недопущению несостоятельности, а с момента выбора миссии фирмы, выработки концепции и цели ее предполагаемой деятельности, формировании и поддержании на должном уровне стратегического потенциала фирмы, способности обеспечивать в течение длительного периода конкурентное преимущество фирмы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, антикризисное управление - это:

анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

познание экономического механизма возникновения кризисных ситуаций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с целью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;

стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка стратегии предотвращения ее несостоятельности;

 

оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства);

разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступившего кризиса и вывода из него фирмы;

постоянный учет риска предпринимательской деятельности

Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность предприятия. Существует некое множество реорганизационных процедур, применяемых при несостоятельности, а так же ряд смежных вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры - это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. Особую роль в антикризисной политике играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса.

В настоящее время причиной банкротства российских предприятий в период кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. Поэтому я считаю, что тема антикризисного управления весьма актуальна, так как, только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.

 

 

 

 

 

 

1.Определение понятия «кризис предприятия»

Понятие "кризис предприятия / кризис на предприятии" описывает в современной экономической литературе различные феномены в жизни предприятия, от просто помех в функционировании через различные конфликты вплоть до уничтожения предприятия. Так же, кризис предприятия можно понимать как незапланированный и не желаемый, ограниченный по времени процесс, который в состоянии существенно помешать или даже сделать не возможным функционирование предприятия. Типичным для кризисной ситуации является два варианта выхода из нее, или это ликвидация предприятия как экстремальная форма, или успешное преодоление кризиса.

1.Стратегическое развитие  предприятия. Здесь может идти  речь о кризисе роста, стагнации  или упадка.

2.Стадии жизненного цикла  предприятия. В этом смысле возможно  разделение на кризис основания, роста и старости.

3.Угроза целям предприятия. Обязательными предпосылками нормального  состояния предприятия является:

а) поддержание платежеспособности

б) отсутствие кризиса ликвидности - обременения предприятия долгами, т.е. превышения пассивов над активами.

Фазы развития кризиса на предприятии:

Первая фаза - снижение рентабельности и объемов прибыли Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

Вторая фаза - убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

Третья фаза - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

Четвертая фаза - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство или платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и или банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.

 

2.Понятие, цели и содержание антикризисного управления

 

Антикризисное управление - это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы".

Принципы антикризисного управления:

- Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия, с целью своевременного использования возможностей их нейтрализации.

- Срочность реагирования на кризисные явления. Чем раньше будут применены антикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагать предприятие.

- Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию. Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства в подавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этом уровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротства предприятия. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе с угрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренние финансовые возможности.

 

3.Основные причины  возникновения кризисной ситуации  на предприятии

 

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово- хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Данные факторы можно разделить на две основные группы:

1. Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

2. Внутренние (непосредственно зависящие от деятельности предприятия).

Внешние (экзогенные) факторы возникновения кризиса можно разделить на:

1. Социально-экономические  факторы общего развития страны:

- Рост инфляции;

- Нестабильность налоговой  системы;

- Нестабильность регулирующего  законодательства;

- Снижение уровня реальных  доходов населения;

- Рост безработицы.

2. Рыночные факторы:

- Снижение емкости внутреннего  рынка;

- Усиление монополизма  на рынке;

- Нестабильность валютного  рынка;

- Рост предложения товаров-субститутов.

3. Прочие внешние  факторы:

- Политическая нестабильность

- Стихийные бедствия

- Негативные демографические  факторы

- Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние (эндогенные) факторы возникновения кризиса:

1. Управленческие:

- высокий уровень коммерческого  риска;

- недостаточное знание  конъюнктуры рынка;

- неэффективный финансовый  менеджмент

- плохое управление издержками  производства;

- отсутствие гибкости  в управлении;

- недостаточно качественная  система бухгалтерского учета  и отчетности

2. Производственные:

- Необеспеченность единства  предприятия как имущественного  комплекса;

- Устаревшие и изношенные  основные фонды;

- Низкая производительность  труда;

- Высокие энергозатраты;

- Перегруженность объектами  социальной сферы.

3. Рыночные:

- Низкая конкурентоспособность  продукции;

- Зависимость от ограниченного  круга поставщиков и покупателей.

Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме, препятствующей их эффективному функционированию. Эта проблема обусловлена следующими факторами:

- Отсутствием стратегии  в деятельности предприятия;

- Низкая квалификация  и неопытность менеджеров;

- Низкий уровень ответственности  руководителей предприятия перед  собственниками за последствия  принимаемых решений, за сохранность  и эффективное использование  имущества предприятия, а также  за финансово-хозяйственные результаты  его деятельности.

Итак, можно сделать следующий вывод, что, несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.

 

4. Разработка системы антикризисных мероприятий

Мероприятия по преодолению кризисной ситуации и восстановлению платежеспособности должны учитывать индивидуальные особенности предприятий. Однако, так же как типичны финансово-экономические проблемы российских предприятий, настолько же характерны методы их «лечения».

В числе типичных проблем следовало бы указать:

- низкая конкурентоспособность  продукции и низкий уровень  спроса на нее;

- недогрузка производственных  мощностей и падение выручки  ниже точки безубыточности;

- избыток ресурсов (имущества, численности работников);

- высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с  содержанием избыточных ресурсов;

- необоснованно высокие  переменные издержки, обусловленные  плохой организацией производства (высокие потери, воровство), неэкономичностью  технологий, завышением цен на  ресурсы, поставляемым предприятиям - ненадежным плательщикам;

- низкий уровень менеджмента (индифферентность к маркетингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финансово-экономического  анализа и финансового планирования, неумение управлять оборотным  капиталом и т.п.);

- наличие высоких непроизводственных  издержек, в первую очередь, объектов  социальной сферы.

Комплекс антикризисных мероприятий:

Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:

- поиск сегментов рынка  профильной продукции предприятия  или технологически-близких видов  продукции, на которых существует  неудовлетворенный платежеспособный  спрос;

- реклама продукции и  информирование потребителей о  ее потребительских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные  стороны» продукции. Формирование  «узнаваемости» продукции;

Информация о работе Антикризисное управление:сущность и организация