Формирование системы анализа и мониторинга неплатежеспособными предприятиями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обоснование методических подходов к проведению мониторинга неплатежеспособного предприятия.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
проанализировать сущность и природу мониторинга финансового состояния предприятий;
определить причины неплатежеспособности предприятия;
выявить специфику трансформации мониторинга финансового состояния в условиях переходной экономики;
исследовать теоретические предпосылки и методологические принципы механизма проведения мониторинга экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование системы анализа и мониторинга неплатежеспособными предприятиями.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике  потребовал от предприятий повышения  эффективности производства, конкурентоспособности, эффективных форм хозяйствования и  управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится  мониторингу финансово-экономического состояния предприятий, так как  он является одним из наиболее эффективных  методов диагностики экономической  деятельности предприятий. Аналитические  материалы, подготовленные в процессе мониторинга, помогают осуществить  комплексный анализ и прогноз  финансового положения предприятия  и, тем самым получить реальную оценку возможностей предприятия.

Мировая экономическая наука  накопила довольно обширный опыт в  области изучения проблем, связанных  с выявлением негативных факторов, влияющих на устойчивую деятельность предприятия. Однако систематизированной  методики проведения мониторинга, адаптированной к российской экономике, которая  охватывала бы все основные направления  экономической деятельности предприятия  с целью ликвидации и недопущения  признаков экономической несостоятельности, в законченном виде не существует.

Множество проблем, связанных  с выбором стратегии проведения мониторинга в зависимости от производственной деятельности, с его  управлением, с выявлением недостатков  того или иного анализа финансового  состояния предприятий в современных  условиях, являются малоизученными.

Анализ финансового состояния  неплатежеспособной организации позволяет  изучить состояние капитала в  процессе его кругооборота, выявить  возможность финансового оздоровления организации. Грамотно проведенный  анализ даст возможность выявить  и устранить недостатки в финансировании деятельности неплатежеспособной организации  и найти возможные резервы  улучшения финансового состояния, ее платежеспособности и финансовой устойчивости.

Проблема объективной  оценки финансового состояния неплатежеспособной организации и оценки степени  вероятности наступления возможного банкротства по данным бухгалтерской  отчетности не нова. Решение этой проблемы в различные годы занимались как  зарубежные, так и отечественные  экономисты.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем фактом, что  проведение анализа и мониторинга  финансового состояния неплатежеспособной организации является необходимым  условием ее финансового оздоровления.

Целью исследования является обоснование методических подходов к проведению мониторинга неплатежеспособного предприятия.

В соответствии с целью  исследования были поставлены следующие  задачи:

  • проанализировать сущность и природу мониторинга финансового состояния предприятий;
  • определить причины неплатежеспособности предприятия;
  • выявить специфику трансформации мониторинга финансового состояния в условиях переходной экономики;
  • исследовать теоретические предпосылки и методологические принципы механизма проведения мониторинга экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

Объектом исследования является неплатежеспособное предприятие, предметом - экономическая сущность и механизм проведения анализа и мониторинга неплатежеспособных предприятий.

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  списка использованных источников.

 

 

 

 

  1. Определение мониторинга

 

Мониторинг – (от англ. Monitoring) означает постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.

Первоначально в нашей  стране термин мониторинг употреблялся только в связи с обработкой информации о состоянии окружающей среды  и понимался как система наблюдений и контроля над изменениями природной  среды, вызванными хозяйственной деятельностью  человека. С развитием рыночных отношений  этот термин стали употреблять и  отечественные экономисты.

Мониторинг рассматривается  как система получения и обработки  упреждающей информации о состоянии  объекта исследования и тенденциях его развития. Мониторинг осуществляется с целью слежения и контроля за развитием какого-либо социального  явления и процесса, при этом подчеркивается значение мониторинга для своевременного выявления негативных явлений и  тенденций и предотвращения их негативного  воздействия. Процесс мониторинга  не должен ограничиваться только наблюдением  за состоянием исследуемого объекта. Для  того чтобы мониторинг мог использоваться как эффективный управленческий инструмент, необходимо не только отслеживать  параметры изучаемого объекта, но и  анализировать, изучать их изменение  под воздействием различных факторов, а также прогнозировать и оценивать  будущее состояние исследуемого объекта. Таким образом, основными  этапами процесса мониторинга являются наблюдение, оценка и прогноз, которые  и составляют основное содержание мониторинга.

Важность проведения мониторинга  определяется динамизмом изучаемых  явлений, необходимостью рассматривать  их в динамике, отслеживать негативные тенденции и осуществлять своевременные  корректировки. На основе анализа и  оценки мониторинговой информации важно не только определить тенденции и динамику развития объекта, определить факторы, оказывающие влияние на него, но и предвидеть дальнейшее развитие процессов, с целью своевременного принятия адекватных управленческих решений или корректировки целевых параметров объекта. Кроме того, необходимой составляющей мониторинга является оценка эффективности уже принятых и реализованных управленческих решений.

Существует множество  различных определений мониторинга  и толкований его сущности, что  обусловливается, прежде всего, многообразием  изучаемых с его помощью систем и процессов, обладающих определенными  особенностями, неизбежно отражающихся на проведении исследований этих объектов. В связи с этим четкая формулировка определения мониторинга возможна лишь при применении ее относительно конкретного объекта исследования.

В области экономики мониторинг рассматривается как инструмент управления экономическими процессами на макро- и микроуровнях. Большое  распространение в последнее  время получает использование мониторинга  на макроуровне в качестве инструмента  управления финансовыми процессами. При этом рассматриваются такие  понятия, как финансовый мониторинг, мониторинг финансового состояния  предприятия, которые часто используются как синонимы.

Содержанием процесса финансового  мониторинга является постоянное аналитическое  исследование происходящих на практике изменений в финансовом состоянии  предприятия.

Финансовый мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов может  осуществляться как внешними органами, например, банковской системой, органами ФСФО – такой мониторинг можно обозначить как внешний, по аналогии с внешним финансовым анализом, который осуществляется в интересах пользователей, находящихся вне данного экономического субъекта, так и органами управления конкретной организации – внутренний мониторинг.

Объектом финансового  мониторинга, как внешнего, так и  внутреннего является финансовое состояние  предприятия, финансовые результаты и  эффективность его финансово-хозяйственной  деятельности. Значимость и необходимость  осуществления такого мониторинга  обусловлена тем, что финансовое состояние предприятия в значительной степени определяет его конкурентоспособность  и потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает в какой мере гарантированы  экономические, в частности, финансовые, интересы предприятия и его партнеров. Применение системы финансового  мониторинга позволит отслеживать  тенденции изменения параметров предприятия. Изучение тенденций особенно важно в условиях отсутствия научно обоснованной базы для оценки и сравнения  показателей финансового состояния  предприятия, учитывающих национальную   и  отраслевую специфику деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие причины неплатежеспособности организации

 

Платежеспособность  организации прямо пропорциональна выручке, неплатежеспособность обратно пропорциональна выручке и прямо пропорциональна объему обязательств.

Абсолютно платежеспособным является предприятие, у которого капитал полностью собственный, а обязательства отсутствуют. В то же время предприятие, использующее в основном заемные средства, также может быть полностью платежеспособным, если оно своевременно исполняет свои обязательства. Все зависит от успешности операционной деятельности и своевременного поступления денежных средств.

В связи с тем, что обязательства перед поставщиками при приобретении материалов, товаров наступают сразу, а готовая продукция изготавливается и реализуется через определенное время, для абсолютной платежеспособности на предприятии необходимо иметь резерв денежных средств и уровень этого резерва следует постоянно поддерживать.

Если за определенный календарный  период темп роста обязательств организации был выше темпа роста выручки, то она продвигается в направлении возможного начала периода неплатежеспособности. Другими словами, чем меньше выручка, тем скорее ухудшается платежеспособность предприятия.

Общими причинами неплатежеспособности организации являются факторы, влияющие на снижение или недостаточный рост выручки, и опережающий рост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается:

  • при затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;
  • при влиянии конкуренции;
  • при растущем  невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда организация работает с ненадлежащим покупателем или не свободна в выборе надлежащего;
  • при сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д. Иными словами, причины здесь простые: или не берут продукцию (услуги), или берут, но не платят, или не пускают на рынок.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда организация:

  • осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки; загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;
  • наращивает средства в расчетах, которые практически не имеют отношения к выручке;
  • несет убытки;
  • тратит выручку на второстепенные цели (больше, чем это экономически оправдано).

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех организаций, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны, особенностей деятельности и рынка. Ситуация усугубляется, когда отсутствует планирование и управление денежными потоками.

Наиболее повторяющимися причинами, вызывающими неплатежеспособность (несостоятельность) отечественных организаций и потом их банкротство, по мнению большинства арбитражных управляющих, являются следующие:

  1. Получение кредитов (долгосрочных и краткосрочных) от банка:
  • долгосрочный кредит под повышенные проценты использован на развитие производства – закупку производственного оборудования, его модернизацию. Прибыль от продажи новой продукции, увеличенного объема продукции не в состоянии погасить своевременно проценты, сам кредит из-за ошибок в технологических и производственных расчетах, в бизнес-плане, в экономических расчетах;
  • долгосрочный кредит вложен в строительство административных зданий и производственных цехов. Прибыль предприятия из-за изменения внешних условий не в состоянии покрывать расходы по обслуживанию и погашению кредита. Это результат финансовых просчетов администрации организации;
  • вложение долгосрочного и краткосрочного кредитов в рисковые инвестиционные проекты – например, в ценные бумаги. Из-за просчетов в прогнозе курса ценных бумаг происходит потеря капитала и, как следствие, наступает несостоятельность организации;
  • краткосрочный кредит вложен в расширение оборотных активов – в запасы. Из-за ошибок в маркетинговых расчетах объем продаж снижается, прибыль уменьшается, и, как следствие, организация не в состоянии возвратить своевременно кредит и проценты по нему, что влечет за собой снижение платежеспособности организации.
  1. Неэффективная маркетинговая политика:
  • неоправданное увеличение запасов материальных ресурсов, без увеличения объема выпуска и реализации продукции. Отсутствие контроля за нормированием расходом материальных ресурсов в производстве.  В конечном счете это приводит к возрастанию размера кредиторской задолженности, ее просрочености, влекущей увеличение пеней и штрафов, обращение в арбитражный суд;
  • недостаточное изучение и нахождение новых рынков сбыта и рынков поставщиков, что приводит к приобретению материальных ресурсов по повышенной цене, увеличению стоимости продукции, затовариванию продукцией и появлению убытков. Вовремя не реализуется продукция, «застрявшая» на складе по различным причинам.

Информация о работе Формирование системы анализа и мониторинга неплатежеспособными предприятиями