Финансовый механизм организации и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Лента», г. Могилёв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов анализа финансового механизма и на основе этого разработка конкретных предложений по укреплению финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность, значение и основные функции финансового механизма, его эффективность;
рассмотреть порядок управления финансами организации;
оценить роль финансового менеджмента в организации;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Лента»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
...6
1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО
МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….
…9
1.1 Экономическая сущность и значение финансового механизма
организации, его основные функции…………………………
…9
1.2 Управление финансами организации………………………...
..11
1.3 Финансовый менеджмент в организации………………………
..16
1.4 Эффективность финансового механизма…………………….
..24
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ОАО «ЛЕНТА»
ЗА 2010-2012 ГГ…………………………………………………...
..26
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО
«Лента»…………………………………………………………..
..26
2.2 Анализ состава и структуры активов, собственного капитала
и обязательств организации……………………………………..
..32
2.3 Анализ платежеспособности и ликвидности организации……
..41
2.4 Анализ финансовой устойчивости
организации………………………………………………………
..46
2.5 Анализ деловой активности
организации……………………………………………………..
..51
2.6 Анализ состава, динамики и формирования прибыли
организации…………………………………………………….
..55
2.7 Анализ показателей рентабельности организации…………….
..64
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА
ОАО «Лента»……….……...………………………………………….
..71
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли ………………………..
..71
3.2 Мероприятия по внедрению выявленных резервов…………
..72
3.3 Расчет экономического эффекта от внедрения системы
автоматизации………………………………………………….
..74
3.4 Прогноз банкротства организации на основании индекса
Альтмана …………………………………………………………
..80
4 ОХРАНА ТРУДА…………………………………………………..
..84
4.1 Организация системы управления охраной труда на ОАО
«Лента»…………………………………………………………
..84
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов на
ОАО «Лента»…………………………………………………..
..85
4.3 Организационные, технологические и иные решения по
устранению опасных и вредных факторов……………………..
..87
4.4 Оценка условий труда по показателям напряженности
трудового процесса………………………………………………
..90
4.5 Оценка влияния предприятия на экологическую обстановку...
..92
4.6 Выводы и предложения………………………………………….
..95
5 ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В ОАО «ЛЕНТА»……...
..96
5.1 Энерго- и ресурсосбережение в Республике Беларусь……...
..96
5.2 Расчет эффекта от внедрения энергоэффективных
светильников и автоматических систем управления
освещением
101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом целый.docx

— 328.95 Кб (Скачать файл)

 

Также для большей наглядности  построен график динамики поступления  прибыли (рисунок 8).

Исходя из данных таблицы 12 и рисунка 8 видно, что в 2012 г. произошло увеличение прибыли от реализации на 17,52 % по сравнению  с 2011 годом, что в абсолютном выражении  составило 7 131 млн. р. Данное увеличение произошло вследствие увеличения объемов  продаж.

В рассматриваемом периоде прочие расходы от текущей деятельности превышали доходы и росли более  быстрыми темпами. Темп роста доходов  и расходов от текущей деятельности в целом за период составил 206,40 % и 210,22 % соответственно.

Убыток от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2012 г.

уменьшился  по сравнению с 2011 г. на 82,32 % и составил 5 351 млн. р.

 

 

Рисунок 8 – Динамика показателей, составляющих прибыль отчетного периода ОАО «Лента» за 2011-2012 гг.

 

По результатам финансово-хозяйственной  деятельности в 2011 г. была получена налогооблагаемая прибыль в размере 9 360 млн. р. В 2012 г. данный показатель увеличился более  чем на 300 %. Это явилось следствием увеличения продаж, т.к. продукции ОАО  «Лента» является рентабельной.

Следует отметить также, что за рассматриваемый  период уменьшилась налоговая нагрузка на прибыль с 29,39 до 10,78 %, в результате чего доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия выросла с 70,61 до 80,22 %. Помимо прочих причин это также связано со снижением ставки налога на прибыль в 2012 г. на 6 процентных пунктов.

Темп роста чистой прибыли выше темпов роста общей суммы прибыли, заработанной предприятием в отчетном году, что следует оценить положительно.

Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно-хозяйственной  деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя - прибыль от реализации продукции - связана с факторами производства и реализации продукции. Поэтому основное внимание аналитика должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов изменений данного показателя. Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов: изменения объема реализации; изменения структуры реализации; изменения отпускных цен на реализованную продукцию; изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Проведение факторного анализа  прибыли от продажи позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов. При внешнем экономическом анализе в качестве источника информации используется бухгалтерская отчетность форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Формализованный расчет от продажи  продукции (Пр) можно представить в таком виде

 

Пр = Вр – Ср – Рр – Рк ,  (21)

 

где Вр - выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей), р.;

Ср – себестоимость реализации продукции, товаров (работ, услуг), исключая коммерческие расходы, р.;

Рр –   управленческие расходы, р.;

Рк –   коммерческие расходы, р. 

Для оценки факторов, влияющих на формирование суммы прибыли от реализации продукции, построена таблица 13 на основании данных представленных в приложениях Ж, М.

Как видно из данных таблицы, в 2011 г. произошло увеличение прибыли от реализации на 382,89 % по сравнению с 2010 г., что в абсолютном выражении составило 32 408 млн. р. В 2012 данный показатель увеличился еще на 17 % по сравнению с предыдущим годом. В целом за рассматриваемый период темп роста прибыли от реализации составил более 500 %. Далее определим влияние факторов на сумму прибыли по следующим формулам.

Влияние изменения выручки  от реализации продукции на прибыль  от реализации рассчитывается по формуле

 

∆Пр1 = Пр0 ∙ Jр – Пр0, (22)

 

где ∆Пр1 - прирост (уменьшение) прибыли за счет изменения выручки от реализации продукции, млн. р.

Пр0 -   прибыль от реализации базисного (предыдущего) периода, млн. р.

Jр -     индекс изменения объема продажи, определяемый отношением   выручки от реализации (без НДС) отчетного периода (Вр1) к выручке от реализации предыдущего периода (Вр0).

Расчет изменения прибыли  от реализации за счет увеличения выручки  от реализации на 69 001 млн. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 г.:

 

Таблица 13 – Данные для анализа прибыли  от реализации продукции ОАО «Лента» за 2010-2012 гг.

в миллионах  белорусских рублей

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Изменение

2011 г. к 2010 г.

Изменение

2012 г. к 2011 г.

Темп роста 2012 г. к 2010 г.

абсолютное, млн. р.

относительное, %

абсолютное, млн. р.

относительное, %

1 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

73 290

142 291

233 449

69 001

94,15

91 158

64,06

318,53

2 Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

62 649

97 674

154 547

35 025

55,91

56 873

58,23

246,69

3 Управленческие расходы

-

-

21 969

-

-

21 969

-

-

4 Коммерческие расходы

2 177

3 745

9 103

1 568

72,03

5 358

143,07

418,14

5 Прибыль от реализации продукции товаров, работ, услуг

8 464

40 872

47 830

32 408

382,89

6 958

17,02

565,10


 

2011 = 142 291 : 73 290 = 1,9414

∆Пр1 2011 = 8 464 ∙ 1,9414 – 8 464 = 7 968 млн. р.

Расчет изменения прибыли  от реализации за счет увеличения выручки  от реализации на 69 001 млн. р. в 2012 г. по сравнению с 2011 г.:

2012 = 233 449 : 142 291 = 1,6406

∆Пр1 2012 = 40 872 ∙ 1,6404 – 40 872 = 26 184 млн. р. 

Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от реализации (∆Пр2) рассчитывается по формуле

 

∆Пр2 = С0 ∙ Jр – С1, (23)

 

где С0, С1 – себестоимость продукции предыдущего и отчетного периода, млн. р. 

Расчет изменения прибыли  от реализации за счет увеличения себестоимости  реализованной продукции на 35 025 млн. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 г.:

∆Пр2 2011 = 62 649 ∙ 1,9414 – 97 674 = 23 957 млн. р.

Расчет изменения прибыли  от реализации за счет увеличения себестоимости  реализованной продукции на 56 873 млн. р. в 2012 г. по сравнению с 2011 г.:

∆Пр2 2012 = 97 674 ∙ 1,6404 – 154 547 = 5 701 млн. р.  

3. Влияние изменения уровня  коммерческих расходов на прибыль  от реализации (∆Пр3) рассчитывается по формуле

 

∆Пр3 = КР0 ∙ Jр – КР1 (24)

 

где КР0, КР1 – коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода, млн. р.

Расчет изменения прибыли  от реализации за счет увеличения коммерческих расходов на 1 568 млн. р. в 2011 г. по сравнению с 2010 годом:

∆Пр3 2011 = 2 177 ∙ 1,9414 – 3 745 = 482 млн. р.

Расчет изменения прибыли  от реализации за счет увеличения коммерческих расходов на 5 358 млн. р. в 2012 г. по сравнению  с 2011 годом:

∆Пр3 2012 = 3 745 ∙ 1,6404 – 9 103 = - 2 959 млн. р.

4. Влияние изменения уровня  управленческих расходов на прибыль  от реализации (∆Пр4) рассчитывается по формуле

 

∆Пр4 = УР0 ∙ Jр – УР1 (24)

 

где УР0, УР1 –   управленческие   расходы    предыдущего  и    отчетного

                         периода, млн. р.

В 2010-2011 гг. организация не несла управленческих расходов. В 2012 г. сумма управленческих расходов составила  21 969 млн. р. Следовательно, расчет изменения прибыли от реализации за счет увеличения расходов на        21 969 млн. р. в 2012 г. по сравнению с 2011 г.:

∆Пр4 2012 = 0 ∙ 1,6404 – 21 969 = - 21 969 млн. р.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли  от реализации продукции за анализируемый  период. Результаты факторного анализа  прибыли от реализации представим в  таблице 14.

 

Таблица 14 – Результаты факторного анализа  прибыли от реализации продукции

Фактор

Влияние факторов, млн. р.

2010

2011

1 Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

7 969

26 184

2 Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг

23 958

5 701

3 Коммерческие расходы

482

-2 959

4 Управленческие расходы

0

-21 969

5 Общее влияние факторов

32 408

6 958


 

Результаты факторного анализа  показали, что в связи с ростом выручки от реализации продукции  в 2011 г. прибыль увеличилась на 7 969 млн. р., а в 2012 г. – на 26 184 млн. р. Изменение  себестоимости реализованной продукции  в 2011 г. повлекло рост прибыли от реализации на 23 958 млн. р. В 2012 себестоимость возросла на 58,23  %, что привело к увеличению прибыли от реализации на 5 701 млн. р. За счет увеличения коммерческих расходов в 2011 г. прибыль от реализации увеличилась на 482 млн. р., а в 2012 г. сократилась на 2 959 млн. р. За счет того, что в 2012 г. организация понесла управленческие расходы в размере 21 969 млн. р. прибыль от реализации продукции уменьшилась на эту же сумму.

На изменение прибыли, могут также оказывать влияние  изменение цен на сырье, материалы, готовую продукцию, структурные  сдвиги в составе продукции и  другие факторы, для анализа которых  требуется дополнительная информация внутреннего учета.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических  показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Размер чистой прибыли зависит от факторов, определяющих ее удельный вес  в общей сумме заработанной прибыли  в отчетном периоде и рассчитывается по формуле

 

ЧП = П ∙ УдЧП, (25)

 

где П – прибыль отчетного периода, млн. р.;

УдЧП – доля чистой прибыли в прибыли отчетного периода,  %.

Чтобы определить изменение  суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение  прибыли отчетного периода за счет каждого фактора умножить на плановый удельный вес чистой прибыли  в общей ее сумме и рассчитывается по формуле

 

∆ЧП = Пхi ∙ УдЧП0 (26)

 

Прирост чистой прибыли за счет группы факторов рассчитывается умножением изменения удельного  веса i-го фактора (налогов, санкций, иных обязательных платежей за счет прибыли) в общем приросте прибыли отчетного периода на фактическую ее величину в отчетном периоде и рассчитывается по формуле

 

∆ЧП = Пхi ∙ УдЧП0  (27)

 

Для определения суммы  чистой прибыли построена таблицу 15 на основании данных приложений В, Ж, М.

 

Таблица 15 – Определение суммы чистой прибыли ОАО «Лента»

Показатель

Уровень показателя,

млн. р.

Удельный вес в общей сумме  прибыли, %

2011 г.

2012 г.

Откло-нение

2011 г.

2012 г.

Откло-нение

1 Прибыль отчетного периода

9 360

37 985

28 625

100,00

100,00

-

2 Налог на прибыль и иные  обязательные платежи

2 751

7 515

4 764

29,39

19,78

-9,61

3 Отложенные налоговые активы (+), обязательства (-)

-

2

2

-

0,01

0,01

4 Чистая прибыль (п.1-п.2±п.3)

6 609

30 468

23 859

70,61

80,21

9,60


 

Из таблицы 15 видно, что  прибыль отчетного периода увеличилась на        28 625 млн. р. Налог на прибыль увеличился на 4 764 млн. р., а его доля в прибыли отчетного периода уменьшилась на 9,61 п.п.. Отложенные налоговые активы в 2012 г. составили 2 млн. р. Их доля в общей сумме прибыли составила 0,01. Чистая прибыль увеличилась на 23 859 млн. р., а  ее доля в сумме прибыли отчетного периода соответственно увеличилась на 9,69 п.п..

В таблице 16 рассмотрено влияние  факторов на показатель чистой прибыли.

Чистая прибыль в соответствии с уставом предприятия и законодательством  Республики Беларусь является собственностью Учредителя и по его решению может направляться на формирование фондов предприятия и иные цели.

 

Таблица 16 – Расчет  влияния   факторов    на    изменение    чистой   прибыли 

ОАО «Лента»

Факторы изменения нераспределенной прибыли

Расчет влияния

Изменение, млн. р.

1 Изменение прибыли отчетного  периода

28 625 ∙ 0,7061

20 306

2 Отложенные налоговые обязательства

2 ∙ 0,7061

95

3 Налоги из прибыли и иные  обязательные платежи

4 764 ∙ 0,7061

3 458

Итого

30 468 - 6 609

23 859


 

Предприятия вправе образовывать специальные фонды, виды, порядок  формирования и использования которых  определяется уставом, а также решениями  учредителя.

 

2.7 Анализ показателей рентабельности организации

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных уровней направлений  деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более  полно, чем прибыль, отражают окончательные  результаты хозяйствования, т.к. их величина показывает соотношение эффекта  с наличными и потребленными  ресурсами. Показатели рентабельности используют, как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

  • показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;
  • показатели, характеризующие рентабельность продаж;
  • показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе прибыли от реализации, прибыли до налогообложения, прибыли от основной деятельности, чистой прибыли по данным формы №2 бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Финансовый механизм организации и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Лента», г. Могилёв)