Пути повышения эффективности коммуникативных процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из цели курсовой работы поставим следующие задачи:
– раскрыть понятие эффективных коммуникаций;
– изучить факторы и критерии эффективной коммуникации;
– обозначить коммуникационные барьеры как факторы снижения эффективности коммуникаций;
– рассмотреть основные препятствия коммуникационного процесса;
– рассмотреть пути повышения эффективности внутренних коммуникаций на примере опыта российских компаний;
– обозначить способы совершенствования коммуникативных процессов в организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эффективности коммуникаций 6
1.1.Понятие эффективных коммуникаций 6
1.2. Факторы и критерии эффективной коммуникации 9
Глава 2. Основные проблемы и препятствия эффективных коммуникаций 16
2.1.Коммуникационные барьеры как факторы снижения эффективности коммуникаций 16
2.2.Основные препятствия коммуникационного процесса 19
3. Пути повышения эффективности коммуникативных процессов 26
3.1.Повышение эффективности внутренних коммуникаций на примере опыта российских компаний 26
3.2. Способы совершенствования коммуникативных процессов в организации 32
Заключение 35
Список литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Эффектитвность коммуникации.docx

— 71.73 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы эффективности коммуникаций 6

1.1.Понятие эффективных коммуникаций 6

1.2. Факторы и критерии  эффективной коммуникации 9

Глава 2. Основные проблемы и препятствия эффективных коммуникаций 16

2.1.Коммуникационные барьеры как факторы снижения эффективности коммуникаций 16

2.2.Основные препятствия коммуникационного процесса 19

3. Пути повышения эффективности коммуникативных процессов 26

3.1.Повышение эффективности внутренних коммуникаций на примере опыта российских компаний 26

3.2. Способы совершенствования коммуникативных процессов в организации 32

Заключение 35

Список литературы 37

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  эффективности коммуникаций является актуальной сегодня, потому что значение информации и коммуникации во всех сферах человеческой деятельности на современном этапе постоянно возрастает, это связано с изменениями социально–экономического характера, появлением новейших достижений в области техники и технологии, результатами научных исследований.

Коммуникации играют важную роль для повышения управленческой эффективности. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей  деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности в работе организации.

Часто необоснованно  предполагают, что эффективная система  коммуникаций сформируется «сама собой», как только на группу исполнителей будет возложена общая задача, но во многих случаях даже активные, целенаправленные попытки создания благоприятного климата для коммуникаций не дают желаемого результата. Из всего вышеизложенного следует, что коммуникации играют определяющую роль в деятельности компании. Коммуникации нередко называют даже “ключевым фактором” организации. Очевидно, что им просто необходимо уделить особое внимание.

Целью данной курсовой работы является изучение эффективной коммуникации, и это продиктовано вполне обоснованными причинами вследствие актуальности данной проблемы. Это подтверждается изданием многочисленных публикаций на эту тему, количество которых с каждым годом все увеличивается.

Коммуникации  представляют собой один из наиболее динамичных процессов в области  управления, в отношении которого четкости и ясности формулировок пока не достигнуто, хотя за последние годы появилось много работ, посвященных межличностным и организационным коммуникациям. Основная заслуга в развитии представлений о коммуникациях как одном из важнейших факторов эффективного управления принадлежит Честеру Бернарду, работы которого относятся концу 30-х годов 20 века. С его точки зрения, именно коммуникации придают динамичность системе взаимодействия внутри организации. Сегодня отношение науки к коммуникациям существенно изменилось.

Проблемы  коммуникаций, происходящие в системе  управления предприятиями, рассматриваются  различными направлениями управленческой мысли. Основным вниманием эти проблемы пользуются в зарубежных исследованиях  А.Файоля, Ф.Тейлора, Э.Мейо, Г.Саймона,К.Ясперса, И.Ричардса, Т.Шибутани, А.Пиза, Г.Лассвелла, К.Шеннона, У.Уивера, В.Трама, А.Бавеласа, Г.Леавитта, М.Шоу, Дж.Адаира, М.Мескона, Ф.Хэдоурп, Дж.М. Лз-ихнффа, Дж.М. Пенроуза, Р.Бландела, П. Ньюхоузера, В. Ховелла, Р. Днпбоя, М. Стола и др. Также проблемам теории и практики коммуникационных процессов уделено достаточно большое внимание и в работах отечественных специалистов и ученых, среди которых: В.Б. Кошкин. И.И. Кириченко. В.Н. Лавриненко, СИ. Самыгин, Л.Д. Столяренко. Е.В. Руденский, Е.Е. Вершигора, Ю.Н. Арсеньев, А. Блинов, В.Ю. Бореев, А.В. Коваленко, А.П. Веревченко, В.Р. Веснин, О.В. Голодова, О.С. Виханский, А.И. Наумов. А.П. Волгин. Г.Г. Почепцов. Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садокин, В.Д. Попков, А. Зверинцев, Л.М. Землянова, К.К. Каландаров, А.В. Соколов и др.

Исходя  из цели курсовой работы поставим следующие задачи:

– раскрыть понятие эффективных коммуникаций;

– изучить  факторы и критерии  эффективной коммуникации;

– обозначить коммуникационные барьеры как факторы снижения эффективности коммуникаций;

– рассмотреть  основные препятствия коммуникационного процесса;

– рассмотреть  пути повышения эффективности внутренних коммуникаций на примере опыта российских компаний;

– обозначить способы совершенствования коммуникативных процессов в организации.

Объектом  курсовой работы являются коммуникации.

Предметом – эффективные коммуникации в  организации.

Примененные методы исследования: анализ источников, исследование сообщений, наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что  научные положения и выводы, относящиеся  к эффективности коммуникаций можно  применить для другой организации  или предприятия.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАЦИЙ

1.1.Понятие эффективных коммуникаций

 

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно  рассматривать как информацию, а  сам процесс коммуникации представить  как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией  встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним  из важнейших инструментов управления в руках менеджера является находящаяся  в его распоряжении информация. Используя  и передавая эту информацию, а  также получая обратные сигналы, он организует, руководит и мотивирует подчиненных. Поэтому многое зависит  от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось  наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.

Коммуникация  – это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных  решений, и доводит принятые решения  до сотрудников организации [6, с.215].  Если коммуникации налажены плохо, решения могут оказываться ошибочными, люди могут неверно понимать чего же хочет от них руководство, или, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения. Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.

Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что  делают руководители, чтобы облегчить  организации достижение ее целей, требует  эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать  цели и достигать их. Однако коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать мысли понятными другому лицу.

Согласно  исследованиям, руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Это кажется невероятным, но становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать  свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах  принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, мотивации  и контроля. Именно потому, что обмен  информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, можно  называть коммуникации связующим процессом[17, с.78].

Поскольку руководитель исполняет три свои роли и осуществляет четыре основные функции, с тем чтобы сформулировать цели организации и достичь их, качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей.

Это означает, что для успеха индивидов и  организаций необходимы эффективные  коммуникации.

Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям[17, с.79]:

- достоверности,

- реальности,

- объективности,

- своевременности,

- адресности,

- обратной связи,

- дозированности с точки зрения такого критерия как «важное значение для достижения цели организации»,

- доступности (прозрачности).

Неэффективные коммуникации – одна из главных  сфер возникновения проблем. Глубоко  осмысливая коммуникации на уровне личности и организации, необходимо научиться  снижать частоту случаев неэффективных  коммуникаций и становиться лучшими, более эффективными менеджерами. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть Коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией.

Осуществляются  коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения  в ответ желаемой реакции.

При рассмотрении коммуникационного процесса необходимо учитывать, что в условиях человеческого  общения важно не только то, как  информация передается, но и то, как  формируется, уточняется, развивается[3, с.145]. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Поэтому каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений.

Общение нужно рассматривать не только как  отправление и прием информации, взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, предполагает налаживание  совместной деятельности. Поэтому в  коммуникативном процессе происходит не только движение информации, но и  активный обмен ею.

В специфически человеческом обмене информацией особую роль для каждого участника общения  играет значимость информации, так  как люди не просто обмениваются словами, а стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно при  условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена.

1.2. Факторы и критерии эффективной коммуникации

 

 

Эффективность СМК есть отношение  достигнутого результата и предварительно намеченной цели. 

Если  в результате деятельности СМК имеется, пусть самое малое, продвижение  к намеченной цели, к положительному результату, то можно говорить об их эффективности.

Основными целями адресанта (СМК) являются: возможность  влияния на общественные процессы, формирование общественного мнения, соответствующих взглядов на социальную действительность, на оценку возникающих в обществе проблем и способов их решения, информирование, социализация молодежи, мобилизация аудитории на определенные действия, участие в социальном саморегулировании и др.    

Можно выделить две основные группы критериев  эффективности деятельности СМК[16, с.126]:

  • критерии духовного плана, отражающие изменения сознания человека (знания, познавательная активность, убеждения, социально-психологическое состояние людей, направленность их ценностей, идеалов, ориентации, установок и др.);
  • критерии практического плана, свидетельствующие об изменении поведения, деятельности, участия, образа жизни, степени активности отдельных людей, коллективов, социальных групп.

 

    Коммуникации оказывают влияние на разные компоненты сознания человека и его поведения, однако главным остается их воздействие на систему ценностей личности, превращение информации в часть этой системы. Эта проблема приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе идет процесс коренного пересмотра сложившихся ценностей и от деятельности СМК в значительной степени зависит формирование нового видения социальной действительности.     

Общепризнанной характеристикой эффективности  коммуникаций  считается численность аудитории, которую данное средство охватывает своим информационным воздействием. Для печатного издания эта  характеристика условно оценивается  через тираж, а для телевидения, радиоканалов — через число жителей, проживающих на охватываемой ими  территории вещания. Оценивая те или иные СМК, необходимо учитывать не только возможности по охвату населения, но и потенциальные возможности этого населения (например, возможности включиться в коммуникационный процесс, потребность в общении и интерес аудитории к данному печатному материалу или передаче и т.д.).

Коммуникации  обладают  возможностью  комплексного  воздействия на личность, социальную группу, организацию. Это выражается в том что[4, с.65]:

  • распространяемая информация фокусирует внимание аудитории на тех темах и проблемах, которые с точки зрения социальной системы, , коммуникаторов являются наиболее важными. Таким образом, формируются информационные интересы и потребности, которые могут стать реальными для реципиентов;
  • коммуникации могут оказывать и оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы личности и через содержание информации влияют на систему ценностей, идеалов, мировоззрения;
  • используя различные способы влияния на личность (внушение, убеждение, подражание, заражение), коммуникации могут оказывать прямое воздействие на поведение людей;
  • коммуникации влияют на структуру и содержание свободного времени, досуга.

 

    Мера  эффективности  —  степень  реализации целей, соответствующих  потребностям аудитории  в информации и  коммуникации с учетом возможностей, которыми располагают и  СМК, и аудитория.    

Уровень эффективности коммуникации и их конкретное проявление обусловлены[9, с.210]:

  • характером исходных целей, задач, идей, их реальностью;
  • технической,  технологической,   научной  и  интеллектуальной возможностью процесса их распространения,  формирования ценностей, идеалов, воззрений;
  • степенью принятия или непринятия целей, глубиной усвоения аудиторией содержания передаваемой информации, степенью воплощения идей, задач, теоретических установок в практику, социальную реальность. Это в конечном счете и представляет собой результат деятельности (влияния) СМК, выступающий в форме духовного и практического эффектов.

Информация о работе Пути повышения эффективности коммуникативных процессов