Финансовый механизм организации и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Лента», г. Могилёв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – системное и комплексное исследование теоретических и практических вопросов анализа финансового механизма и на основе этого разработка конкретных предложений по укреплению финансового состояния предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
изучить экономическую сущность, значение и основные функции финансового механизма, его эффективность;
рассмотреть порядок управления финансами организации;
оценить роль финансового менеджмента в организации;
провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Лента»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
...6
1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО
МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….
…9
1.1 Экономическая сущность и значение финансового механизма
организации, его основные функции…………………………
…9
1.2 Управление финансами организации………………………...
..11
1.3 Финансовый менеджмент в организации………………………
..16
1.4 Эффективность финансового механизма…………………….
..24
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА ОАО «ЛЕНТА»
ЗА 2010-2012 ГГ…………………………………………………...
..26
2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО
«Лента»…………………………………………………………..
..26
2.2 Анализ состава и структуры активов, собственного капитала
и обязательств организации……………………………………..
..32
2.3 Анализ платежеспособности и ликвидности организации……
..41
2.4 Анализ финансовой устойчивости
организации………………………………………………………
..46
2.5 Анализ деловой активности
организации……………………………………………………..
..51
2.6 Анализ состава, динамики и формирования прибыли
организации…………………………………………………….
..55
2.7 Анализ показателей рентабельности организации…………….
..64
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА
ОАО «Лента»……….……...………………………………………….
..71
3.1 Резервы увеличения суммы прибыли ………………………..
..71
3.2 Мероприятия по внедрению выявленных резервов…………
..72
3.3 Расчет экономического эффекта от внедрения системы
автоматизации………………………………………………….
..74
3.4 Прогноз банкротства организации на основании индекса
Альтмана …………………………………………………………
..80
4 ОХРАНА ТРУДА…………………………………………………..
..84
4.1 Организация системы управления охраной труда на ОАО
«Лента»…………………………………………………………
..84
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов на
ОАО «Лента»…………………………………………………..
..85
4.3 Организационные, технологические и иные решения по
устранению опасных и вредных факторов……………………..
..87
4.4 Оценка условий труда по показателям напряженности
трудового процесса………………………………………………
..90
4.5 Оценка влияния предприятия на экологическую обстановку...
..92
4.6 Выводы и предложения………………………………………….
..95
5 ЭНЕРГО- И РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ В ОАО «ЛЕНТА»……...
..96
5.1 Энерго- и ресурсосбережение в Республике Беларусь……...
..96
5.2 Расчет эффекта от внедрения энергоэффективных
светильников и автоматических систем управления
освещением
101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………
103
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом целый.docx

— 328.95 Кб (Скачать файл)

Рентабельность затрат ( Rз ) характеризуется отношением прибыли от реализации продукции ( Пр ) к полной себестоимости реализованной продукции ( Сп ), которая рассчитывается по формуле

 

Rз = (Пр : Сп) ∙ 100 % или Rз =( Пр : (Ср + Ру + Рк)) ∙ 100 %, (28)

 

где Ру, Рк – управленческие и коммерческие расходы соответственно.

Коэффициент   показывает   уровень   прибыли    на   1   рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его

подразделениям  и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от реализации продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:

а) как отношение прибыли  от реализации (Пр) к выручке от реализации (Rпр), которая рассчитывается по формуле

 

Rпр=(Пр : Вр) ∙ 100 %; (29)

б) как отношение налогооблагаемой прибыли (Пн) к выручке от реализации (Rн), которая рассчитывается по формуле

 

Rн=(Пн : Вр) ∙ 100 %; (30)

 

в) как отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от реализации (Rч), которая рассчитывается по формуле

 

Rч=( Пч : Вр ) ∙ 100 %. (31)

 

Рентабельность продаж характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности: показывает, сколько  получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным видам продукции.

Коэффициенты рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей.

При расчете коэффициентов  используется налогооблагаемая прибыль (Пн), чистая прибыль (Пч).

В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности:

а) рентабельность активов (Rа) - как отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия, которая рассчитывается по формуле

 

Rа = (Пч : Аср) ∙ 100 %, (32)

 

где Аср - среднегодовая стоимость активов предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого периода, млн.руб.:

Среднегодовая стоимость  активов определяется по формуле

 

Аср = (ВБн + ВБк) : 2 (33)

 

где ВБн, ВБк - валюта баланса (общая стоимость имущества) соответственно на начало и конец отчетного периода, которая равна сумме итогов раздела I и II баланса.

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества (активов) независимо от источников привлечения средств;

б) рентабельность собственного капитала (Rск) исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала, которая рассчитывается по формуле

 

Rск = (Пч : СКср) ∙ 100 %, (34)

 

где  СКср – среднегодовая стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия (итог III раздела пассива баланса) на начало (СКн) и конец (СКк) анализируемого периода, руб.

Рентабельность имущества  отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае оцениваются все источники финансирования, включая внешние, а во втором –  лишь собственные.

Если заемные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заемный капитал, то разница может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем  проценты, уплачиваемые на заемные  средства, влияние привлеченных средств  на деятельность предприятия должно оцениваться отрицательно.

Анализ показателей рентабельности проводится на основе данных бухгалтерской  отчетности (формы №1, 2) с помощью  аналитической таблицы 17.

Также для большей наглядности  построена диаграмма изменения показателей рентабельности в рассматриваемом периоде (рисунок 9).

Проанализировав динамику изменения показателей  рентабельности, можно сказать, что  за рассматриваемый период все они  возросли. Это значат, что предприятие ведёт правильную политику ценообразования, расширяет рынки сбыта,     наращивает     объёмы     производства,     расширяет     ассортимент выработанной продукции.

Далее данное увеличение рассмотрено более детально.

 

Таблица 17 – Анализ показателей рентабельности ОАО «Лента» за 2010-2012 гг.

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

2012 .г

Изменение

2011 г. к 2010 г.

Изменение

2012 г. к 2011 г.

Темп роста 2012 г. к 2010 г.

абсолютное, млн. р.

относи-тельное, %

абсолютное, млн. р.

относи-тельное, %

Исходные данные, млн.руб.

1 Выручка от реализации продукции

73 290

142 291

233 449

69 001

94,15

91 158

64,06

318,53

2 Полная себестоимость реализованной  продукции

62 649

97 674

154 547

35 025

55,91

56 873

58,23

246,69

3 Прибыль от реализации продукции

8 464

40 872

47 830

32 408

382,89

6 958

17,02

565,10

4 Прибыль до налогообложения

7830

9 360

37 985

1 530

19,54

28 625

305,82

485,12

5 Чистая прибыль

4 117

6 609

30 472

2 492

60,53

23 863

361,07

740,15

Коэффициенты рентабельности

Рентабельность затрат

13,51

41,85

30,95

28,34

209,73

-10,90

-26,04

229,08

Рентабельность продаж по налогооблагаемой прибыли,

10,68

6,58

16,27

-4,11

-38,43

9,69

147,36

152,30

Рентабельность продаж по прибыли  от реализации

11,55

28,72

20,49

17,18

148,72

-8,24

-28,67

177,41

Рентабельность продаж по чистой прибыли,

5,62

4,64

13,05

-0,97

-17,32

8,41

181,03

232,37

Рентабельность активов

7,28

7,13

21,56

-0,15

-2,06

14,43

202,46

296,23

Рентабельность собственного капитала

14,26

14,69

40,07

0,43

2,99

25,40

172,88

281,02


 

 

 

Рисунок 9 – Изменение показателей  рентабельности

ОАО «Лента» за 2010-2012 гг.

 

Показатели рентабельности затрат (продукции) отражают эффективность  текущих затрат. Проанализировав  данный показатель можно сказать, о  достаточно эффективном вложении текущих  затрат за весь рассматриваемый период. Данный показатель вырос на 129,08 %, что свидетельствует об увеличении прибыли на единицу затрат и является положительной тенденцией развития деятельности предприятия.

Рентабельность активов (экономическая  рентабельность) характеризует уровень  прибыли, генерируемой всеми активами предприятия, находящимися в его  использовании по балансу. В течении всего рассматриваемого периода показатель возрастал. К концу 2012 г. рентабельность активов составила 21,56 %. На данный показатель оказали положительное влияние: увеличение спроса на продукцию, увеличение рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) характеризует уровень прибыльности собственного капитала, вложенного в  данное предприятие. Уровень рентабельности собственного капитала в 2010 г. (14,26 %) свидетельствует о не высокой инвестиционной привлекательности анализируемого предприятия. В 2011 наблюдается рост рентабельности собственного капитала до 14,69 %. В 2012 г. произошло увеличение данного показателя до 40,07 %. На данный показатель оказали положительное влияние: рост прибыли предприятия, возможно увеличение рентабельности продаж, увеличение собственного капитала за счет погашения убытков и получения нераспределенной прибыли.

Рентабельность продаж по прибыли от реализации показывает эффективность  производственной деятельности и ценовой  политики предприятия. За рассматриваемый  период темп роста данного показателя составил 177,41 %, что свидетельствует о достаточно эффективной производственной деятельности и ценовой политики предприятия.

Показатель рентабельности продаж по налогооблагаемой прибыли  характеризует способность предприятия  генерировать прибыль от деятельности до вычета затрат, не имеющих отношения  к операционной эффективности. При  рассмотрении этого показателя совместно  с показателем рентабельности продаж по прибыли от реализации можно сказать, что невысокое значение операционной рентабельности (10,68 %) в 2010 г., связано с высокими расходами по статьям сбытовых расходов. Снижение данного показателя в 2011 г. могло быть обусловлено увеличение административных расходов, расходов на сбыт, прочих расходов на единицу продукции. В 2012 г. мы наблюдаем рост рентабельности по налогооблагаемой прибыли, что свидетельствует об экономии на постоянных расходах (расходах на сбыт, прочих операционных

расходах).

Рентабельность продаж по чистой прибыли характеризует эффективность  всех видов деятельности предприятия: операционной, инвестиционной и финансовой. Этот показатель отражает полное влияние  структуры капитала и финансирования предприятия на его рентабельность. Низкое значение чистой рентабельности продаж (5,62 %) в 2010 г. может свидетельствовать о неэффективной деятельности предприятия. Увеличение рентабельности продаж по чистой прибыли в 2012 г. до 13,05 %, является положительной тенденцией и свидетельствует о повышении эффективности операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Проведем факторный анализ рентабельности затрат на основании данных бухгалтерской отчетности (формы №1, 2). Факторный анализ будем проводить за анализируемый период методом полных цепных подстановок.

Факторная модель для анализа  рентабельности затрат рассчитывается по формуле (28).

Данные таблицы 17 показывают, что уровень рентабельности затрат 2012 г. ниже уровня данного показателя в 2011 г. на 10,90 п.п. Чтобы определить, как он изменился за счет прибыли от реализации продукции и полной себестоимости реализованной продукции, можно воспользоваться методом цепных подстановок.

RЗ0 = (Пр0 : Сп0) ∙ 100 % = 40 872 : 97 674 ∙ 100 % = 41,85 %;

RЗусл1 = (Пр0 : Сп1) ∙ 100 % = 40 872 : 154 547 ∙ 100 % = 26,45 %;

RЗ1 = (Пр1 : Сп1) ∙ 100 % = 47 830 : 154 547 ∙ 100 % = 30,95 %.

Таким образом, рентабельность затрат изменилась за счет:

–  увеличения полной себестоимости продукции:

RЗСп = RЗусл1 - RЗ0  = 26,45 % - 41,85 % = -15,40 п.п.;

–  увеличения прибыли от реализации продукции:

RЗПр = RЗ1 - RЗусл1  = 30,95 % - 26,45 % = 4,50 п.п..

В общем получаем: ∆ RЗ = (-15,40) + 4,50 = - 10,90 п.п., что соответствует отклонению по результативному показателю.

Факторный анализ рентабельности активов проведен на основе факторной модели по формуле (32).

Данные таблицы 17 показывают, что текущий уровень рентабельности активов 2012 г. выше уровня данного показателя в 2011 г. на 14,43 п.п. Факторный анализ проводится за 2011-2012 гг. методом цепных подстановок.

Rа0 = (Пч0 : Аср0) ∙ 100 % = 6 609 : 92 697 ∙ 100 % = 7,13  %;

Rаусл1 = (Пр0 : Аср1) ∙ 100 % = 6 609 : 141 307 ∙ 100 % = 4,68  %;

Rа1 = (Пр1 : Аср1) ∙ 100 % = 30 472 : 141 307 ∙ 100 % = 21,56  %.

Таким образом, рентабельность активов изменилась за счет:

–  увеличения чистой прибыли:

RаПч = Rаусл1 – Rа0  = 4,68 % - 7,13  % = -2,45 п.п.;

–  увеличения среднегодовой стоимости активов предприятия:

RаАср = Rа1 – Rаусл1  = 21,56 % - 4,68  % = 16,89 п.п.

В общем получаем: ∆ Rа = (-2,45) + 16,89 = 14,43 п.п., что соответствует отклонению по результативному показателю.

Факторный анализ рентабельности собственного капитала производится примерно таким же образом, как факторный  анализ рентабельности совокупных активов. Факторная модель приведена в формуле (34).

Данные таблицы 17 показывают, что текущий уровень рентабельности собственного капитала 2012 г. выше уровня данного показателя в 2011 г. на 25,40 п.п. Факторный анализ проводится за 2011-2012 гг. методом цепных подстановок:

Rск0 = (Пч0 : СКср0) ∙ 100 % = 6 690 : 45 003 ∙ 100  % = 14,69  %;

Rскусл1 = (Пр0 : СКп1) ∙ 100 % = 6 690 : 76 040 ∙ 100  % = 8,69  %;

Rск1 = (Пр1 : СКп1) ∙ 100 % = 30 472 : 76 040 ∙ 100  % = 40,07  %.

Таким образом, рентабельность собственного капитала изменилась за счет:

–  увеличения чистой прибыли:

RскПч = Rскусл1 – Rск0  = 8,69  % - 14,69  % = -6,00 п.п.;

– увеличения собственного капитала:

RскАср = Rск1 – Rскусл1  = 40,07  % - 8,69  % = 31,38 п.п.

В общем получаем: ∆ Rа = (-6,00) + 31,38 = 25,40 п.п., что соответствует отклонению по результативному показателю.

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО  МЕХАНИЗМА 

ОАО «ЛЕНТА»

 

3.1 Резервы увеличения суммы прибыли

 

Чтобы обеспечить стабильный прирост  прибыли, необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста  прибыли – это количественно  измеримые возможности ее дополнительного  получения. Они выявляются, как на стадии планирования, так и в процессе выполнения планов. Определение резервов роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета, мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический, организационный и функциональный. На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы, на втором разрабатывают, комплекс инженерно-технических, организационных, экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли  за счет возможного роста объема реализации используются результаты анализа выпуска  и реализации продукции.

Если прибыль рассчитана на рубль  продукции, сумма резерва ее роста  за счет увеличения объема реализации определяется по формуле

Р↑Пvрп = Р↑VРП ∙ Пр1:VРП1, (35)

 

где Пр1 – фактическая прибыль от реализации продукции;

VРП1 – фактический объем реализованной продукции.

Резервы роста объема реализации продукции  осуществляются за счет резервов роста  выпуска продукции и резервов снижения остатков нереализованной  продукции.

На ОАО «Лента» планируется создать 2 дополнительных рабочих места. Для расчета увеличения объема выпуска продукции используется следующая формула

 

Р↑VВП = Р↑ЧР ∙ ГВ2012,                                        (36)

 

где Р↑ЧР – резерв увеличения численности рабочих;

Информация о работе Финансовый механизм организации и пути повышения его эффективности (на примере ОАО «Лента», г. Могилёв)