Финансовая политика российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, город Улан-Удэ монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Данная работа состоит из трех основных разделов.
Первый посвящен рассмотрению принципов и задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического плана город Улан-Удэ.
Второй - вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города.
Третий - основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………………………………. 4
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах………………. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана……………………………………... 5
Глава II. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития Муниципальных образований……………………………………………10
2.1. Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………………………………………………………………..10
2.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………14
Глава III. Концепция и программа социально-экономического
развития г. Улан-Удэ………………………………………………………………...16
3.1. Развитие Муниципального образования Республики
Бурятия и города Улан-Удэ…………………………………………………………16
3.2 Муниципальное образование «Кяхтинского района»…………………………17
3.3 Цели и задачи территориального планирования МО «Кяхтинский район»………………………………………………………………………………...19
Заключение …………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….....27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)
 

  Содержание 

  Введение………………………………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………………………………. 4

  1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах………………. 4

  1.2 Этапы разработки Стратегического плана……………………………………... 5

Глава  II.  Сущность  и объективная необходимость совершенствования системы планирования   и прогнозирования социально-экономического  развития Муниципальных образований……………………………………………10

2.1. Сравнительный  анализ текущего состояния планирования  и прогнозирования социально-экономического  развития современных муниципальных  образований…………………………………………………………………………..10

2.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………14

 Глава III. Концепция и программа социально-экономического

 развития  г. Улан-Удэ………………………………………………………………...16

 3.1.  Развитие  Муниципального образования Республики

 Бурятия и  города Улан-Удэ…………………………………………………………16

 3.2 Муниципальное образование «Кяхтинского района»…………………………17

3.3  Цели и задачи территориального планирования МО «Кяхтинский район»………………………………………………………………………………...19

 Заключение  …………………………………………………………………………..25

 Список литературы……………………………………………………………….....27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Актуальность  работы обусловлена тем, что переход  к рыночной системе социально-экономического развития страны сопровождается повышением роли и значимости территориального регулирования. Это проявляется  в предоставлении достаточно широких  прав и возможностей самостоятельного развития регионам, в повышении ответственности  территорий за решение собственных  проблем и вопросов. Но дальнейшее продвижение реформ и окончательный  переход на базовую рыночную модель в стране невозможны без активного  вовлечения в этот процесс местных  факторов и ресурсов, без развития территориального самоуправления и  самофинансирования.

  Более полный учет территориальных факторов хозяйствования чрезвычайно важен  для нашей страны, обладающей громадной  территорией, для которой характерны глубокие региональные и местные  различия. Они проявляются в природно-климатических  и национально-исторических особенностях, в достигнутом уровне социально - экономического развития, в профильности и специализации территории. Без  научного обоснованного учета этих различий, без формирования научно-методических основ территориального самоуправления, без проведения активной региональной и местной социально-экономической  политики существенные успехи на пути продвижения реформ и создания эффективной  хозяйственной системы невозможны.

  Поэтому особое значение в настоящее время  имеет создание правовой и социально-экономической  базы устойчивого функционирования и динамического развития территории. Заметной вехой в решении данной задачи является инициирование процесса возрождения местного самоуправления.

  Для становления экономической основы самоуправления и проведения активной местной политики необходимо формирование эффективной системы планового  регулирования развития территории, основу которой составляет муниципальное  планирование. Муниципальные планы  определяют важнейшие цели, задачи и ориентиры развития территории, а также механизмы их достижения и реализации.

  Как показывает опыт большинства развитых стран в Европе, Америке, Азии, их достижения в развитии экономики  и решении социальных проблем  во многом обусловлены успехами территориального развития, достигнутыми на основе устойчивых традиций регионального и местного самоуправления.

  Целью данной работы является совершенствование  системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.

  Для достижения поставленной цели по совершенствованию  системы стратегического планирования необходимо решение следующих задач:

  Изучение  теоретических основ стратегического  планирования.

  Разработка  предложений по совершенствованию  системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

  Объект  исследования - стратегическое планирование в муниципальном образовании  «Город Улан- Удэ».

  В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, город Улан-Удэ монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

  Данная  работа состоит из трех основных разделов.

  Первый  посвящен рассмотрению принципов и  задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического  плана город Улан-Удэ.

  Второй - вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города.

  Третий - основным направлениям совершенствования  процесса стратегического планирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА I

  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА

  МУНИЦИПАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

  
    1. Принципы  и задачи стратегического  планирования в городах
 

  Актуальность  внедрения системы стратегического  планирования в городах России обусловлена  следующими причинами:

  стратегическое  планирование - признанный в мировой  практике элемент в системе городского управления и регулирования, оно  позволяет создавать условия  для перспективного развития, помогает принимать текущие решения с  учетом стратегических целей;

  в условиях коренных социально-экономических  преобразований, предполагающих адаптацию  города к требованиям рыночной экономики  и открытого международного конкурентного  рынка, стратегическое планирование является наиболее адекватным инструментом, способным  консолидировать усилия администрации  и общества в решении проблем  трансформации занятости, технологий и городского пространства;

  процесс стратегического планирования способствует укреплению взаимоотношений администрации с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города.

  В процессе стратегического планирования обеспечивается соблюдение следующих  принципов:

  стратегический  план - короткий документ, нацеленный на повышение конкурентоспособности  города. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для  бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города при  принятии оперативных решений с  учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет  другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях;

  Стратегический  план разрабатывается и реализуется  публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения;

  в стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных  действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер;

  стратегическое  планирование - непрерывный процесс: этапы разработки и реализации стратегического  плана объединяются в непрерывном  цикле посредством системы мониторинга  и корректировки на основе механизма  стратегического партнерства.

  Участники стратегического  партнерства

  В разработке и реализации стратегического  плана участвуют городские власти, наиболее крупные и влиятельные  организации, предприятия, объединения, общественность и население.

  Предприятия и организации, включающиеся в процесс разработки и реализации стратегического плана, получают возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на совместные действия с Администрацией города. Кроме того, разработка и реализация стратегического плана для предприятий становится также средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими в городе и регионе.

  Городская администрация посредством стратегического плана получает механизм регулярного открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.

  Население, общественность получают возможность непосредственного участия в разработке стратегического плана в рамках системы профессионального и общественного обсуждения, что позволяет им, как влиять на выбор приоритетов и направлений развития, так и реализовать свой творческий и гражданский потенциал. 

  1.2 Этапы разработки Стратегического плана 

  В соответствии с процедурой, в год  разработки стратегического плана  действует следующий примерный  график работ:

  январь-февраль - аналитический этап,

  март-апрель - этап выбора целей и стратегических направлений развития;

  апрель - общегородская конференция и  заседание Совета по стратегическому  планированию для утверждения результатов  анализа, формулировок главной цели, основных стратегических направлений  и целей, а также структуры  и состава тематических комиссий по планированию,

  май-июль - этап планирования,

  июль - заседание Исполнительного Комитета для рассмотрения первой редакции стратегического  плана и принятия решения о  начале расширенного профессионального  и общественного обсуждения плана  в целом,

  август-ноябрь - публикация первой редакции стратегического  плана, сбор замечаний и дополнений, проведение секционных заседаний Общегородской  конференции в форме открытых заседаний тематических комиссий для  обсуждения поступивших поправок и  утверждения фрагментов второй редакции текста стратегического плана,

  декабрь - компоновка второй редакции стратегического  плана, рассылка его для рассмотрения членам Совета; принятие стратегического  плана на заседании Совета.

  1. Разработка Стратегического плана - этап анализа

  В процессе разработки Стратегического  плана выполняются следующие  содержательные этапы:

  анализ (диагностика состояния города, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ),

  целеполагание (определение и утверждение главной цели, основных стратегических направлений, целей),

  планирование (формирование частных стратегий достижения целей по каждому направлению и отбор мер, распределение ответственности за реализацию плана).

  Стратегический  анализ

  Анализ  становится основой для последующего выбора небольшого числа приоритетных направлений и проектов, поэтому  он очень важен. Базой для стратегического  анализа являются: традиционный статистический анализ, сравнительный анализ, опросы экспертов, социологические опросы. Эти методы используются на предварительной  стадии для накопления и систематизации первичной информации.

  Суть  стратегического анализа - анализ конкурентоспособности  города по отдельным факторам в сравнении  с аналогами, соседями.

  Необходимыми  элементами анализа являются:

Информация о работе Финансовая политика российских регионов