Финансовая политика российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, город Улан-Удэ монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Данная работа состоит из трех основных разделов.
Первый посвящен рассмотрению принципов и задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического плана город Улан-Удэ.
Второй - вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города.
Третий - основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………………………………. 4
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах………………. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана……………………………………... 5
Глава II. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития Муниципальных образований……………………………………………10
2.1. Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………………………………………………………………..10
2.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………14
Глава III. Концепция и программа социально-экономического
развития г. Улан-Удэ………………………………………………………………...16
3.1. Развитие Муниципального образования Республики
Бурятия и города Улан-Удэ…………………………………………………………16
3.2 Муниципальное образование «Кяхтинского района»…………………………17
3.3 Цели и задачи территориального планирования МО «Кяхтинский район»………………………………………………………………………………...19
Заключение …………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….....27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

  анализ  внешней среды, в которой проходит развитие города, (экономические и  социальные тенденции регионального, российского и мирового уровня),

  анализ  экономико-географического положения,

  анализ  межбюджетных отношений и возможностей воздействия на их изменение,

  анализ  ресурсов, в том числе организационных,

  анализ  социального потенциала, психологической  готовности к переменам,

  анализ  интересов основных действующих  лиц - отраслевых группировок, отдельных  групп населения, кланов, элит; нужно  понимать, кто конкретно способен поддержать стратегический план, чьи  интересы могут быть затронуты и  реализацией отдельных направлений  и проектов плана.

  Инструментом  стратегического  анализа является SWOT-анализ.

  Сущность  этого метода отражается в его  названии. Аббревиатура SWOT образована начальными буквами английских слов, означающих - сила, слабость, возможности, опасности.

  SWOT-анализ  может рассматриваться как средство  представления, агрегации результатов  детальных обследований и обоснований,  итогом которых становятся четкие  суждения относительно сравнительных  преимуществ или недостатков  города. Идеология SWOT-анализа позволяет  при этом не упустить из  виду конечную цель всех расчетов  и обоснований - дать ответ  на вопросы о перспективных направлениях развития, позволяющих активизировать естественные преимущества, элиминировать недостатки, использовать все открывающиеся возможности и избежать потенциальных опасностей.

  В рамках анализа особое внимание необходимо уделить оценке хозяйственного климата, поскольку политика создания благоприятного хозяйственного климата является непременной  частью экономической стратегии. Каждый город имеет свой набор факторов, благоприятствующих или препятствующих определенным отраслям производства. Полный набор этих факторов, определяющих привлекательность города как места для ведения бизнеса, достаточно велик и может различным образом детализироваться и группироваться (налоговое законодательство и его применение; правила регистрации, лицензирования; экологические ограничения на производство; развитость и качество общих услуг для бизнеса (банки, информация); доступность финансовых ресурсов, в том числе льгот и дотаций от властей; наличие программ поддержки бизнеса; криминализованность бизнеса, в том числе коррумпированность властей; открытость местного бизнес-сообщества, наличие клубов, ассоциаций предпринимателей, кодекса деловой этики; доступность местных властей, менталитет населения, его отношение к работе).

  В рамках этапа анализа  полезно использовать сценарный подход.

  Возможны  сценарии двух типов:

  Сценарии  развития внешних  условий. Строятся на основе гипотез о полярном развитии ряда внешних факторов, находящихся вне контроля города. Например, падение цен на уголь, прокладка нефтепровода или федеральной дороги, изменение отношений с пограничной страной и т.п.

  Такие сценарии позволяют:

  а) более продуктивно формировать  представление о поле возможностей и угроз для развития города;

  б) проверять в дальнейшем выдвигаемые  проекты и приоритеты на устойчивость, и рискованность при различных вариантах развития внешних условий.

  Сценарии  развития города при  преобладании тои  или иной функции  или отрасли. Такие сценарии позволяют лучше понять социально-экономические последствия реализации проектов, нацеленных на развитие определенных видов деятельности.

  Для каждого сценарии должны быть указаны: преимущества, недостатки, риски.

  Конечный  результат этапа анализа:

  формулировка  гипотез, относительно возможных направлений  развития города, позволяющих максимально  использовать сильные стороны, определение  желаемого будущего города;

  выявление наиболее острых проблем, сдерживающих развитие;

  выдвижение  нескольких формулировок стратегической цели развития на ближайший период.

  2. Разработка Стратегического  плана - этап целеполагания

  Выбор цели стратегического плана города должен основываться на результатах  анализа. Таким образом, и появляется Главная цель или перспектива.

  Главная цель (перспектива) должна включать следующие  четыре элемента:

  1. Временное измерение;

  2. Оригинальное «продаваемое» предложение  (продвижение брэнда, сделанного в городе);

  3. «Движущие силы»;

  4. Флагманские проекты.

  Под перспективой подразумевается ясная  генеральная цель или картина  желаемого будущего, которая понимается, поддерживается и реализуется всем городским сообществом.

  3. Разработка Стратегического плана - формирование стратегических направлений и выбор приоритетов

  Выбор приоритетов развития проходит на основе результатов анализа с учетом максимального влияния на достижение сформулированной главной цели при  минимальных затратах. Как правило, стратегические направления должны способствовать реализации конкурентных преимуществ города. Рекомендуемое  количество направлений - 3-6, целей - 10-15, проектов - 20-40. Обычно формируются следующие  направления:

  - улучшение общих условий для бизнеса,

  - развитие определенных групп отраслей и производств,

  - развитие инфраструктуры,

  - реформирование городских общественных служб (муниципальные службы социальная сфера).

  Чем более специфичны применительно  к данному городу стратегические направления, тем лучше. Стратегический план должен быть максимально привязан к месту и времени. Короткий и  конкретный стратегический план, включающий небольшое количество направлений  и проектов, реально дающих сильный  импульс развитию города лучше длинного и аморфного плана.

  При разработке стратегического плана  целесообразно двигаться от направлений  к проектам, но если не удается быстро определиться с выявлением и утверждением направлений, можно сосредоточиться  на инициировании и отборе проектов, которые затем группируются по направлениям.

  Оценка  и последующий отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет средств бюджета города и заемных  средств производятся на основе трех групп показателей, отражающих:

  социальную  эффективность расходования средств;

  бюджетную эффективность расходования средств;

  эффективность использования городских ресурсов и привлечения частных инвестиций в процессе реализации проекта.

  Одним из инструментов обсуждения и отбора окончательных решений может  быть общегородская конференция, в  ходе которой участникам предоставляется  возможность обсудить, проголосовать, заполнить оценочные листы. Организация  такой конференции позволяет  участникам, разбитым на малые группы, детально ознакомиться с выдвигаемыми проектами и ранжировать их, что  дает объективные основания для  формирования экспертами итоговых текстов.

  4. Мониторинг стратегического плана

  Основной целью мониторинга является обеспечение реализации и постоянное поддержание актуальности Стратегического плана.

  В ходе мониторинга Стратегического  плана решаются следующие задачи:

  стимулировать реализацию плана в целом и  отдельных программ и проектов,

  оценить степень достижения главной цели и целей Стратегического плана, дать информацию для принятия решений  о распределении ресурсов на достижение целей или о корректировке  целей,

  оценить степень реализации мер, дать информацию для уточнения и корректировки  мер,

  поддержать  в рабочем состоянии структуры  стратегического планирования.

  Мониторинг  Стратегического плана включает в себя три составные части:

  Мониторинг  внешней среды развития города. Базируется на исследовательской работе по изучению ситуации в отраслях и регионах, имеющих стратегическое значение для  города.

  Мониторинг  общих результатов реализации Стратегического  плана, степени продвижения по выбранным  стратегическим направлениям к главной  цели. Базируется на анализе статистики и ограниченного числа отобранных интегральных показателей. Распадается  на три подблока - а) мониторинг достижения главной цели, б) мониторинг продвижения по стратегическим направлениям, в) мониторинг достижения целей. Мониторинг осуществляется группой аналитиков. Итоги мониторинга подводятся два раза в год в аналитических отчетах фиксированной структуры, с выводами о степени достижения целей и необходимости корректировки Стратегического плана.

  Мониторинг  процесса реализации проектов (мониторинг усилий и частных результатов). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II

СУЩНОСТЬ И  ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ  ПЛАНИРОВАНИЯ  И  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 

  2.1 Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований 

  Развитие  мирового сообщества в конце XX начале XXI столетия знаменовались двумя  противоположными тенденциями в  области теории и практики территориального управления.

  На  постсоветском пространстве на фоне дискуссии о целесообразности или не целесообразности государственного регулирования рыночной экономики шел демонтаж существующей системы территориального планирования и управления.

  В развитых европейских странах и  США в этот же период развивался процесс прямо противоположный. Почти все города и поселения начали разрабатывать планы своего развития как средство усиления влияния муниципальных властей на основные сектора рынка (прежде всего на рынок труда) и оптимизации процесса объединения частных и общественных секторов во имя достижения стратегических целей муниципальных образований - сохранения или преумножения своих конкурентных преимуществ на региональном или международном рынках труда, товаров, услуг и ресурсов.

  Наиболее  ярко преимущества планирования динамичного  развития муниципальных образований  во имя достижения конкретных стратегических целей были продемонстрированы на примере  городов, обеспечивавших в различный  период времени прием Олимпийских  игр: Барселона, Мюнхен, Хельсинки, Сеул и т.д.

  Успехи  послевоенного восстановления экономики  ФРГ также во многом связывают  с организацией муниципального планирования.

  Первые  данные о разработке комплексных  программ социально - экономического развития и планирования деятельности социальных и муниципальных служб в городах США относят к началу 70-х годов. К началу 80-х годов в разработке программ американские специалисты начали использовать видоизмененные элементы стратегического планирования крупных хозяйствующих субъектов. В этот же период времени идеи планирования получили широкую популярность в Европе.

  Основными движущими силами, заставившими территориальные  власти перейти от традиционного  формирования годовых бюджетов, определяющих основные параметры финансирования ключевых направлений деятельности муниципалитетов, к элементам планирования, обеспечивающим сбалансированность развития основных элементов муниципального хозяйства (промышленность, транспорт, производственная и социальная инфраструктура) на длительный период времени, по мнению аналитиков, явились:

  1. Рост социальных противоречий  как следствие роста безработицы.

  2. Рост конкуренции на рынках  производимых товаров и услуг  как следствие глобализации мировой  экономики.

  3. Рост сложности координации территориальных  социально-экономических процессов  как следствие процесса формирования  и развития крупных территориально-производственных кластеров.

  В США распространению планирования в городах способствовали положения  федерального законодательства, предусматривающего составление муниципальных планов в качестве обязательного условия  получения ими финансовых льгот, дотаций, кредитов и т.д.

Информация о работе Финансовая политика российских регионов