Финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:01, контрольная работа

Краткое описание

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА.docx

— 21.92 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ — стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

ЗАДАЧАМИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

обеспечение условий для  формирования максимально возможных  финансовых ресурсов;

установление рационального  с точки зрения государства распределения  и использования финансовых ресурсов;

организация регулирования  и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

выработка финансового механизма  и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

создание эффективной  и максимально деловой системы  управления финансами.

Финансовая политика представляет собой комплексное понятие, состоящее  из ТРЕХ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ:

1.           разработки концепции финансовой  политики, т.е. определения основных  целей и задач государства  в сфере управления финансами;

2.           создания финансового механизма  реализации финансовой политики;

3.           управления финансовой деятельностью,  заключающегося в регулировании  финансовых отношений, в определении  источников и направлений использования  финансовых ресурсов государства.

Финансовую политику можно  классифицировать не только по содержательному  признаку, но и по другим критериям:

  • ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ КРИТЕРИЮ ВЫДЕЛЯЮТ общегосударственную (федеральную), региональную и местную финансовую политику. Разработка финансовой политики на каждом уровне управления позволяет в дальнейшем обеспечить финансовую основу развития как государства в целом, так и каждого территориального и муниципального образования;
  • ПО ВРЕМЕННОМУ КРИТЕРИЮ финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения. При этом финансовые мероприятия тактического характера должны проводиться в рамках финансовой стратегии и не могут противоречить ей во избежание возникновения отрицательных последствий их воздействия на функционирование финансовой системы экономики в целом;
  • В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕКТОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ выделяют финансовую политику в сфере финансов субъектов хозяйствования и финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов. В составе последней можно выделить бюджетную политику и политику в области государственного социального страхования.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Конкретными методами и формами управления финансами  служат:

-    финансовое планирование;

-    прогнозирование;

-    программирование;

-    финансовое регулирование;

-    оперативное управление;

-    финансовый контроль;

Финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое  планирование представляет собой составную  часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана  социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов  финансовой системы.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного  фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое  прогнозирование  предполагает применение различных методов:

-    построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;

-    корреляционно-регрессионный анализ;

-    метод экспертной оценки.

Финансовое программирование – метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

-    установление приоритетов расходов по направлениям;

-    повышение эффективности расходования средств;

-    прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные  потери от недостижения цели.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное  удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются:

-    налоги и неналоговые платежи в бюджет;

-    финансовые льготы и санкции;

-    общие и целевые субсидии;

-    доходы и расходы внебюджетных фондов;

-    доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами – главная  функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый  контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

Финансовый  контроль включает:

-проверку  соблюдения экономических законов  (оптимальности распределения и  перераспределения национального  дохода);

-составления  и исполнения бюджетного плана  (бюджетный контроль);

-эффективности  использования трудовых, материальных  и финансовых ресурсов предприятий  и организаций, бюджетных учреждений;

-налоговый  контроль.


Информация о работе Финансовая политика