Финансовая политика российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, город Улан-Удэ монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Данная работа состоит из трех основных разделов.
Первый посвящен рассмотрению принципов и задач стратегического планирования, этапов разработки стратегического плана город Улан-Удэ.
Второй - вопросам стратегического планирования на примере развития муниципального образования города.
Третий - основным направлениям совершенствования процесса стратегического планирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
Глава I. Теоретические основы разработки стратегического плана муниципального образования………………………………………………………. 4
1.1 Принципы и задачи стратегического планирования в городах………………. 4
1.2 Этапы разработки Стратегического плана……………………………………... 5
Глава II. Сущность и объективная необходимость совершенствования системы планирования и прогнозирования социально-экономического развития Муниципальных образований……………………………………………10
2.1. Сравнительный анализ текущего состояния планирования и прогнозирования социально-экономического развития современных муниципальных образований…………………………………………………………………………..10
2.2 Роль и место планирования и прогнозирования в процессе управления социально-экономическим развитием муниципальных образований……………14
Глава III. Концепция и программа социально-экономического
развития г. Улан-Удэ………………………………………………………………...16
3.1. Развитие Муниципального образования Республики
Бурятия и города Улан-Удэ…………………………………………………………16
3.2 Муниципальное образование «Кяхтинского района»…………………………17
3.3 Цели и задачи территориального планирования МО «Кяхтинский район»………………………………………………………………………………...19
Заключение …………………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………………….....27

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 71.49 Кб (Скачать файл)

 
Перечень мероприятий  по территориальному планированию
 

     Основной  целью социального развития муниципального образования является достижение высокого уровня потребления социальных благ и обеспечение социальных гарантий всем слоям населения. 
Для реализации данной цели ставятся следующие приоритеты. 
В области благосостояния населения очевидна необходимость перехода к поддержке многоканальной системы формирования доходов населения. Муниципальное образование должно поддерживать возможности самореализации граждан в получении доходов.

     Вторым  направлением структурной реформации экономического потенциала и роста  занятости и доходов является создание системы инновационного малого  предпринимательства. Данная система подразумевает создание системы поддержки новым наукоемким производствам. Основой данной системы могут стать бизнес-центры с муниципальной поддержкой. 
Качество жизни населения обуславливает приоритет создание системы доступных социальных услуг и реализацию муниципальной программы частно-муниципального партнерства в области их обеспечения.

     В области экологической безопасности необходимо сделать поселки более  удобными и пригодными для жизни, соответствующим мировым  стандартам и статусу Байкальского региона. Необходимость озеленения, благоустройства и обеспечения чистоты является одной из приоритетных проблем. 
В области  обеспечения жизнедеятельности необходимо обеспечить среднереспубликанский уровень  благоустройства жизни. 
Необходимо также упорядочить (в разрешительном смысле) индивидуальное строительство. Для этого следует изыскать возможность для муниципального финансирования подвода магистральных коммунальных сетей к зонам нового строительства.

     В качестве долгосрочных приоритетов  можно наметить следующие: 
Обеспечение обязательного социального минимума услуг для населения. 
Обеспечение общественной безопасности и правопорядка, развитие культурных ценностей и национальных традиций. 
Обеспечение полной занятости населения. Этот принцип говорит о поддержке политики создания рабочих мест на территории. 
Обеспечение высокого уровня доходов населения. Этот принцип гарантирует поддержку предприятиям с высоким уровнем заработной платы. 
Обеспечение социальных гарантий незащищенным слоям населения. 
Обеспечение максимально высокого стандарта уровня жизни на территории. 
Основой национальной конкурентоспособности становятся региональные кластеры - группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенных сферах, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. 
Кяхтинский район в перспективе должен иметь многоотраслевую специализацию территории, с развитыми транспортными, промышленными и агропромышленными функциями, развивающимися туристско-рекреационными функциями.

     Развитие  получат следующие кластеры: 
Кяхтинский горнодобывающий промышленный узел, с ареалом размещения объектов по добыче флюоритового концентрата на территории «треугольника»: «г Кяхта – ст. Наушки – ст. Хоронхой, вдоль границы с Монголией базовое предприятие – Кяхтинский плавикошпатовый рудник (вблизи ст. Хоронхой), в составе обогатительной фабрики, горного участка, автотранспортного и энергоцеха, строительного участка, а также хвостохранилища, с большими объемами отходов, требующие утилизации полезных компонентов. 
Сельское хозяйство. Район имеет достаточные ресурсы для выхода на самообеспеченность и вывоз продукции сельского хозяйства. В перспективе возможно восстановление мясного птицеводства и производства яиц на бройлерной птицефабрике.

     Агропищевой кластер. Основной целью развития по виду деятельности «производство пищевых продуктов» является увеличение объемов производства, сокращение импорта продовольствия на территорию района и расширение рынков сбыта на основе обеспечения эффективного функционирования хозяйствующих субъектов входящих в данную отрасль. Целью развития данного кластера является  также выход на рынки сбыта соседних  областей. Эффективное развитие данного кластера в полной мере поможет решить и внутренние проблемы района – повысить уровень занятости населения. 
Транспортно-логистический кластер. В настоящее время существует необходимость поднять скорости перевозок. Это позволяет сформировать трансграничный коридор развития, соединяющий Бурятии с АТР и Монголией. 
Туристско-рекреационный кластер. Использования памятников религиозного, историко-археологического и культурного наследия позволяет району стать одним из элементов туристическо-рекреационной зоны «Байкал». 
Производство строительных материалов. Основной целью в развитии промышленности строительных материалов является обеспечение строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Проводимые  в России в последнее время  реформы дают положительные результаты. Составной частью проводимых во многих странах административных реформ являются меры по повышению эффективности  работы госаппарата и его отдельных  структур. Эффективный госаппарат означает, что каждое министерство, ведомство  или учреждение использует свою власть и ресурсы для достижения целей  и стандартов наиболее экономным  путем. Это достигается благодаря  реализации мероприятий по использованию  управления стратегическим планированием. Данная работа рассматривала вопрос осуществления стратегического  планирования в муниципальном образовании.

  Первый  раздел работы был посвящен рассмотрению теории по этому вопросу. Было выяснено, что отправная точка стратегического  планирования - определение цели. Другой основной аспект процесса стратегии - это окружающей (внешней) среды и  внутренней среды. Следующая фаза принятия решений в процессе стратегического  планирования: анализ альтернатив и  выбор стратегии. Эта фаза является «сердцем» процесса стратегического  планирования, где используются, главным  образом, различные методики по определению  потенциальных возможностей и угроз. На следующем этапе процесса стратегического  планирования оцениваются варианты стратегии.

  Второй  раздел определял механизм стратегического  планирования на примере муниципального образования города Улан-Удэ. Стратегическое планирование занимает главную роль в муниципальном образовании. Как следует из определения стратегического планирования, и, следовательно, вытекающего из него стратегического управления экономикой оно направлено на поиск новых возможностей в сложной экономической ситуации, отслеживании и адаптации к экономике в области и решении задач по развитию города. Кроме этого, стратегическое планирование нацелено на динамический баланс органов государственной власти (исполнительной, законодательной и судебной) с окружением, т.е. населением города.

  Основными задачами муниципального образования  являются: стратегический анализ, планирование и прогнозирование с учетом трендов  экономического развития Российской Федерации, мировой экономики. В итоге можно  сделать следующий вывод, что  администрация муниципального образования города Улан-Удэ обладает необходимым потенциалом для осуществления поставленных задач.

  Система стратегического планирования администрации  включает: систему планов, процесс  планирования, подсистему управления планированием, подсистемы организационного обследования, информационного обеспечения  и принятия решений. При рассмотрении этого вопроса определен механизм функционирования её при осуществлении  процесса стратегического планирования.

  Заключительный  раздел курсовой работы определял недостатки возникающие при стратегическом планировании и направления по их устранению и совершенствованию.

  Таким образом, я рассмотрела вопрос стратегического  планирования муниципального образования  на примере городского округа «Город Чита». Где были найдены ответы на поставленные задачи при достижении главной цели - совершенствования  системы стратегического планирования на уровне муниципального образования, а именно:

  - Необходимость изучения теоретических  основ стратегического планирования  с учетом устойчивых традиций  регионального и местного самоуправления;

  - Процесс стратегического планирования - это важный этап при определении целеполагании или миссии в административной экономике;

  - Разработка стратегического плана  должна осуществляться на основе  существующего анализа социально-экономического  положения в городе, направленного  на выявление важнейших характеристик  города, основных условий его  развития, конкурентных преимуществ  и недостатков.

  - Стратегия должна быть более системной, учитывать по возможности все накопленные знания, носить инновационный характер.

  - Обеспечение информационного процесса  при стратегическом планировании  в реализации выработанной стратегии.

  - Шире использовать специалистов  из других отраслей или с  международным опытом работы, обеспечивая  более широкий и комплексный  образ мышления.

  - Повышение эффективности расходования  бюджетных средств.

  - Привлечение инвестиций, стимулирование  инвестиционной привлекательности  объектов и открытие новых  высокоэффективных производств в городе.

  - Повышение эффективности управления  городским хозяйством:

  А) формирование конкурентной среды в  сфере городского хозяйства.

  Б) стимулирование энергосбережения.

  - Создание благоприятных условий  для расширения внутреннего спроса, что в первую очередь требует  снижение уровня бедности и  усиления адресности социальной  поддержки населения.

  - Совершенствование благоприятной  среды для развития предпринимательства  и устранение административных  барьеров.

  - Разработка новых проектов по  повышению эффективности использования  муниципальных земельных ресурсов.

  Таким образом, детально рассмотрела использование  этого направления, предложила пути по повышению качества стратегического  планирования. 
 
 
 
 
 
 
 

  СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. ФЗ от 22.01.1998 г. №2 «Об основах муниципальной службы РФ».

  2. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ»

  3. Указ Президента РФ от 11.06.1997 г. №568 (с изм.И доп. От 24.11.2002 г.) «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ».

  4. Богуславский А. Проблемы стратегического  планирования социально-экономического  развития российских городов // Рынок ЦБ-2003

  5. Виханский О.С. Стратегическое управление М.: Гардерика 2002 г.

  6. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 2004 г.

  7. Гапоненко А.Л., Мельков С.Б., Николаев В.А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города - М.: 2002.

  8. Гусев Ю.В. Стратегическое управление. Новосибирск, НГАЭиУ, 2005 г.

  9. Жихаревич Б.С., МЦСЭИ «Леонтьевский центр» СПб. Разработка планов муниципального развития.

  10. Иванов В.В., Коробкова А.Н. Муниципальный менеджмент. М.: 2002.

  11. Кореняк Н.Н. Менеджмент. Стратегическое планирование. Иркутск ИГЭА, 2002 г.

  12. Попова В.М. Деловое планирование (Методы, Организация, Современная практика): учебное пособие. - М: Финансы и статистика, 2002 г.

  13. Рохчин В.Е., Чекалин ВС. Муниципальное планирование М.:2003 год.

  14. Менеджмент в России и за  рубежом. Журнал. №5/07. Изд-во «Финпресс»

  15. Проблемы теории и практики  управления. Журнал №11/04.

  16. Филатов О.К. Управление развитием муниципальных образований (стратегическое планирование, территориальное планирование): учебное пособие. М.: АНХ, 2007 г.

  17. Чекалин В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве. Учебное пособие. 2001 год.

  18. Комплексная программа социально-экономического  развития городского округа «Город  Чита» Читинской области на 2008-2022 годы, Чита, 2007 г.

  19. Формирование комплексных программ  социально-экономического развития  муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации. Новосибирск, 2006 г.


Информация о работе Финансовая политика российских регионов