Финансовая политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучение финансовой политики государства и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;
2.рассмотреть виды финансовой политики;
3.изучить финансовую политику государства в России;
4.рассмотреть состояние финансовой политики РФ в современных условиях.

Содержание

Введение………….....................................................................2-3
Глава 1 Теоретические основы разработки финансовой политики
1.1Понятие, принципы и виды финансовой политики…………...4-6
1.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ………………………………………………….....6-9
Глава 2 Финансовая политика Российской Федерации
2.1 Эволюция финансовой политики РФ…………………………10-14
2.2 Особенности финансовой политики…………………………..14-18
Глава3 Современная финансовая политика России и перспективы ее развития
3.1 Проблемы финансовой политики и пути их решения……..19-25
3.2 Пути развития финансовой политики России……………….25-30
Заключение…………………………………………………………..31-32
Список литературы…………………………………………………33-35
Приложения…………………………………………………………...36-37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая моя.docx

— 61.75 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………….....................................................................2-3

Глава 1 Теоретические основы разработки финансовой       политики

1.1Понятие, принципы и виды финансовой политики…………...4-6  

1.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов ………………………………………………….....6-9

Глава 2 Финансовая политика Российской Федерации

2.1 Эволюция финансовой политики  РФ…………………………10-14

2.2 Особенности финансовой политики…………………………..14-18

Глава3 Современная финансовая политика России и перспективы ее развития

3.1 Проблемы финансовой политики и пути их решения……..19-25

3.2 Пути развития финансовой политики России……………….25-30

Заключение…………………………………………………………..31-32

Список литературы…………………………………………………33-35

Приложения…………………………………………………………...36-37

 

 

Введение

 

Актуальность проблемы исследования. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Она выступает одним из источников формирования науки о финансах, а значит составной часть ее. Финансовая политика как предмет призвана найти ответы, например, на вопросы: как в конкретных экономических и социально-политических условиях достигнуть поставленных целей и задач; как изменить экономическую структуру общества в рамках действующих финансовых механизмов; необходимо ли для этого изменения этих механизмов; в каком направлении должна развиваться финансовое строительство; как оптимально сочетать оперативные цели и задачи финансового развития экономики с достижением краткосрочного и долгосрочного финансового успеха; каковы те внутренние пружины увеличения национального богатства в разных звеньях финансов, на которые следует опереться и каким образом.

Объект исследования: финансовая политика государства.

Предмет исследования: современная финансовая политика, ее особенности.

Цель: изучение финансовой политики государства и обеспечение условий для роста финансовых ресурсов в стране.

Для достижения поставленной цели в  работе сформулированы следующие задачи:

        1.раскрыть содержание и сущность финансовой политики государства;

2.рассмотреть виды финансовой политики;

3.изучить финансовую политику государства в России;

4.рассмотреть состояние финансовой политики РФ в современных условиях.

Методологической основой работы послужили результаты фундаментальных исследований по данным проблемам авторов, таких как Белоглазова Г.Н., Романовский М.В., Белотелова Н.П., Шуляк П.Н., Большаков С.В., Говтань О.Дж., Карасева М.В., Колесов А.С., Лушин С.И. и др., материалы периодической печати.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

 

Глава 1.Теоретические основы разработки финансовой политики. 
1.1 Понятие, принципы и виды финансовой политики.

Финансовая  политика - совокупность методологических принципов, практических форм организаций  и методов использования финансов. направленных на достижение эффективности  в мобилизации, распределении и  использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей  и конкретных задач.

Финансовая  политика позволяет соединить воедино  возможности управления (регулирование  со стороны государства), которые  присущи финансам, с конкретными  формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих  принципах:

- управление  финансами с учетом специфики  звеньев системы финансов;

- общность  функций всех финансовых учреждений;

- общее  руководство центром при активном  участии всех нижестоящих органов  управления.

Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:

- зависимость  от конечной цели;

- макроэкономическая  сбалансированность всех отраслей  хозяйства;

- соответствие  интересам всех членов общества;

- использование  экономических законов;

- учет  внутренних и внешних экономических  условий на основе реальных  возможностей.

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного  поступательного развитие экономики  государства и хозяйствующих  субъектов на основе использования  финансовых отношений и финансового  потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.

Политика  предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает  определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления  правительства, инструкции, приказы  и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные  договоры.

С развитием  государства изменяется вид финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ финансовой политики, применявшейся  различными государствами, позволяет выделить три основных ее вида: классическая; регулирующая; планово-директивная.

До конца 20-х гг. XX в. основным видом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Риккардо и их последователей. Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Налогообложение строилось главным образом на прямых и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма взимания. Система управления финансовой деятельностью сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

В конце 20-х гг. XX в., когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств, особенно остро возник вопрос об изменении подходов к финансовой политике. В этот период в развитых странах осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. М. Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих плановую систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

 

1.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов

 

В основу бюджетной политики на 2012-2014 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации,  концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" и программы повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2012-2014 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.

        В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2012-2014 годах являются:

1) использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка  и внедрение инструментов поддержки  инноваций;

3)обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;

4) повышение  качества человеческого капитала;

5) повышение  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг;

6) реализация  Программы повышения эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года.

Динамика  основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,4-34,6%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,6% до 37,1% к ВВП и дефицита с 3,1% до 2,5% к ВВП (таблица 1).

Доля  федерального бюджета в доходах  бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,3% в 2011 году до 51,9% в 2014 году, в расходах - возрастет с 36 % в 2011 году до 38,5% в 2014 году.

Прогнозируется  рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации с 15,9% в 2011 году до 18,1% в 2014 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем  объеме расходов бюджетной системы  возрастет с 25,9 % в 2011 году до 26,7% в 2014 году.

Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  и территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в общем  объеме доходов бюджетной системы  Российской Федерации (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 30,8% в 2011 году до 30% в 2014 году, доля расходов - с 38,1% в 2011 году до 34,8% в 2014 году.

Экономический кризис продемонстрировал зависимость  доходной части бюджетов многих субъектов  Российской Федерации от динамики общеэкономической  конъюнктуры.

В этой связи  субъекты Российской Федерации должны формировать фонды финансовых резервов - Резервные фонды субъектов Российской Федерации (таблица 2). С целью стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к формированию таких фондов, субъектам Российской Федерации будет запрещено размещение бюджетных средств на банковские депозиты, за исключением средств Резервных фондов субъектов Российской Федерации. Кроме того, субъектам Российской Федерации рекомендуется предусмотреть, что в случае, если в течение финансового года дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, уменьшенный на величину поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, превышает 10 процентов общего объема поступлений доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений, средства Резервного фонда субъекта Российской Федерации направляются на финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в объеме не менее суммы превышения.

       Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Глава 2. Финансовая политика Российской Федерации.

2.1 Эволюция финансовой  политики РФ.

 

До 1930г.финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она сформировалась под воздействием теоретических концепций К.Маркса и В.И. Ленина. В марксистко-ленинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства – концентрация финансовых ресурсов в руках государства. Уже в 1930г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

Информация о работе Финансовая политика Российской Федерации