Финансовая политика регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского»

Факультет управления и предпринимательства

Кафедра экономики и предпринимательской деятельности

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Финансы»

на тему: «Финансовая политика регионов»

                                                                                          

                                                                           

 

 

                                                                                                                      Выполнил:                                                                   

             студент группы 123-Э(б)з

                                 Барянова Н.А.

              Научный руководитель:

                                                                                                                                                  к.э.н., Якушев М.Ф.

                                                                             

 

 

 

Нижний Новгород, 2014

 

Оглавление.

 

 

 

Введение.

Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.

Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. Необходимо установить жёсткий контроль  за деятельностью территориальных финансовых органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, так как, в противном случае значительно увеличивается рост бюрократии, что, в свою очередь, ведёт к снижению  эффективности финансовой политики государства.

Перед страной остро стоит  проблема слабого развития регионов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития. Она должна быть тесно связана с общей стратегией экономического и социального строительства государства.

Региональная политика является целостным и самодостаточным звеном политической основы общества. Всякая политика хороша настолько,  насколько ей удается поддерживать баланс различных интересов.  Региональная политика - не исключение.  Об эффективности региональной политики можно судить,  если достигнут и зафиксирован компромисс  между  интересами государства и регионов. 

Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики на уровне регионов РФ, раскрытие сущности региональной политики, а так же выявление проблем слаборазвитости субъектов. Для выполнения цели предусматриваются следующие задачи:

    • рассмотреть сущность региональной политики;
    • рассмотреть направления региональной политики;
    • выявить особенность  финансовой политики в российских регионах

В первой главе рассматриваются определения понятия финансовой политики, как в целом, так и на региональном уровне, а так же задачи современной региональной политики. Во второй главе представлены цели и направления финансовой политики и так же выделены проблемы, возникающие при их реализации. В третьей главе показаны особенности финансовой политики на примере Нижегородской и Калининградской областей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и задачи финансовой политики на региональном уровне

 

    1. Определение финансовой политики на государственном уровне

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов, как специфических стоимостных отношений по формированию, распределению, перераспределению и использования валового общественного продукта государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой [15, с. 30.].

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Эта деятельность направлена на обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика включает в себя:

-бюджетную политику;

-денежно-кредитную политику;

-инвестиционную политику;

-валютную политику;

-региональную политику;

1.2. Содержание и значение финансовой политики на региональном уровне

Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения; сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой. Региональная политика может носить и более глобальный характер. Например, в условиях деятельности зрелых межгосударственных интеграционных союзов, в частности западноевропейского Общего рынка (ЕС), когда отдельные внутригосударственные регионы успешно отстаивают свое право на обладание приоритетом перед существующими ныне национальными государствами, понятие "региональная политика" приобретает уже наднациональный подтекст[2].

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

Содержательный смысл региональной политики должен, прежде всего, определяться, исходя из того факта, что это один из важнейших видов управления, а, следовательно, его сущность состоит в реализации управляющих воздействий на различные социально-экономические процессы, происходящие на региональном уровне.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:

- последовательное осуществление  всеми органами власти государственной  региональной политики;

- учет в решениях центральных  органов управления интересов  и особенностей регионов, которых  эти решения касаются;

- повышение самостоятельности  регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

 

    1. Цели и задачи региональной финансовой политики

Экономическая политика региона преследует следующие основные важнейшие цели и решает задачи:

- рост валового регионального  продукта на душу населения;

- рост уровня и  качества жизни населения;

- повышение экономической эффективности производства;

- рост уровня и качества  человеческого капитала, в том числе за счет его государственного финансирования;

- исполнение законов и установление равных правил для экономических агентов;

- снижение инфляции и установление фиксированных цен на определённые категории товаров;

- привлечение инвестиций  в регион за счет повышения  инвестиционной привлекательности  и улучшения предпринимательского климата;

- достижение финансовой устойчивости регионов;

- достижение бюджетной обеспеченности регионов;

- совершенствование межбюджетных отношений;

- снижение безработицы;

- рост доходов населения;

- повышение социальной защищенности населения.

Все эти цели и задачи в той или иной мере отражены в программных документах Правительства РФ, а также в региональных программных документах и законах.

Экономическая эффективность производств и рост инвестиций являются основой роста ВРП (валового регионального продукта) на душу населения. Рост ВРП обеспечивает рост  уровня и качества жизни населения. Финансовые вложения в рост человеческого капитала обеспечивают повышенную отдачу экономики и перспективы создания постиндустриальной экономики, а также новой экономики. Финансовая поддержка программ развития региона, малого и среднего бизнеса, инновационного и венчурного бизнеса, финансирование социальной сферы, финансирование развития инфраструктуры региона обеспечивают настоящую и будущую конкурентоспособность региона, его устойчивое развитие. 

Финансовая политика региона должна базироваться на основополагающих среднесрочных и долгосрочных федеральных концепциях, стратегиях и программах развития.

Она направлена:

- на повышение инвестиционной  привлекательности региона в  части снижения финансовых рисков и повышения финансового потенциала области;

- на развитие финансовых  рынков региона, в том числе  кредитного рынка, рынка ценных  бумаг и страхового рынка;

- на реализацию сбалансированных  консолидированного регионального  и муниципальных бюджетов;

- на финансовое обеспечение  выполнения программ развития  области и программ развития  муниципальных образований;

- на повышение финансовой  самообеспеченности региона;

- на выполнение финансовых обязательств региона.

Финансовое долгосрочное планирование региона базируется:

- на среднесрочной и  долгосрочной программе развития  страны;

- на концепции, стратегиях  и программах развития региона;

-на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;

- на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;

- на прогнозировании развития  межбюджетных отношений и динамики  будущих трансфертов;

- на прогнозировании расходов  консолидированного бюджета региона;

- на прогнозировании долгосрочных  заимствований;

- на прогнозировании инвестиций  в регион.

Финансовая стратегия региона строится на базе эффективного использования собственных средств, заимствований и трансфертов из федерального бюджета. Главной целью стратегии является обеспечение роста качества жизни населения, а также достижение  финансового самообеспечения.

Таким образом, финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики и основой повышения качества жизни населения - главной цели любой государственной политики.

Основной целью финансовой региональной политики является финансовое обеспечение выполнения текущих государственных и муниципальных обязательств и задач региона в сочетании с финансовым обеспечением среднесрочных и долгосрочных программ развития региона[16, с.312.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направления финансовой политики и проблемы их реализации

 

    1. Виды направлений финансовой политики

Перед регионами стоит часть тех же задач, что и перед федеральными властями в рамках принятой общефедеральной концепции развития экономики страны [10, с.112.]. Причем экономическая политика региона неразрывно связана с его финансовой политикой. Финансовая политика региона является базой осуществления его экономической политики, поэтому и включает в себя такие направления как бюджетную, инвестиционную, социальную и налоговую.

Бюджетная политика представляет собой механизм формирования и использования государственных финансовых ресурсов и их перераспределения между регионами.

Следствием усилившегося экономического неравенства в переходный период стал рост региональных различий в уровне жизни, состоянии рынка труда, доступности основных услуг[6, с.37.]. Глубина региональных диспропорций в России неизбежно ставит перед государством задачу выравнивания. Федеральные власти используют наиболее простой механизм - централизацию ресурсов и масштабное перераспределение, чтобы сократить неравенство и сгладить накопившиеся противоречия в межбюджетных отношениях. Концентрация бюджетных ресурсов на федеральном уровне стала дополнением политической централизации, и социальные последствия такой политики весьма противоречивы. Концентрируя все большую долю доходов, федеральный центр стал намного больше перераспределять, поэтому по расходам пропорции между федеральным и субнациональными (региональными и местными) бюджетами близки к прежнему уровню 50:50 (в 2006 г. это соотношение составило 53:47,). Однако по доходам пропорции совсем иные – 62:38 в пользу федерального бюджета в 2006 г., а в 2005 г. - 64:36 [12, с.94.]. Централизация доходов и полномочий по принятию решений ведет к снижению бюджетной автономии регионов.

Информация о работе Финансовая политика регионов