Анализ себестоимости выпускаемой продукции на примере ОАО «Могилевский металлургический завод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современного рынка снижение себестоимости продукции создает предпосылки к высокой конкурентоспособности, что является особенно актуальным в данный период развития экономики, когда идет борьба за сохранение уже существующих рынков сбыта продукции, а также завоевание новых. Отсутствие снижения себестоимости продукции значительно затрудняет продвижение ее на локальных, региональных и мировом рынках.
Предприятия должны проявить инициативу, предприимчивость и бережливость с тем, чтобы повысить эффективность производства.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости.

Содержание

Введение
1 Теоретико-методические основы анализа себестоимости продукции предприятия
Понятие, структура и виды себестоимости выпускаемой продукции
Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции.
Методика анализа себестоимости продукции
Анализ себестоимости товарной продукции.
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры и динамики себестоимости готовой продукции.
Анализ затрат на рубль товарной продукции
Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
Анализ прямых материальных затрат
Анализ косвенных затрат.
Маржинальный анализ и определение точки безубыточности
Выявление резервов снижения себестоимости продукции.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

АХД.docx

— 258.96 Кб (Скачать файл)

Не все  виды издержек могут быть прямо отнесены на конкретные виды продукции, многие из них должны быть сначала определены в целом и только затем распределены между различными изделиями. Поэтому  по способу отнесения на себестоимость  продукции различают прямые и  косвенные расходы, выделить которые  позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.

Прямые  затраты находятся в прямой зависимости  от объема выпуска продукции или  от времени, затраченного на его изготовление и могут быть прямо и непосредственно  отнесены на его себестоимость: сырье  и основные материалы, потери от брака  и некоторые другие.

Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо  на себестоимость отдельных видов  продукции и распределяются косвенно, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и  др.

Статьи, объединяющие косвенные расходы, называют комплексными. Сумма всех прямых затрат составляет производственную себестоимость  изделия. Сумма всех прямых и косвенных  затрат дает себестоимость реализованной  продукции.

Деление затрат на прямые и косвенные зависит  от отраслевых особенностей, организации  производства, принятого метода калькулирования себестоимости продукции, например в угольной промышленности, где вырабатывается лишь один вид продукции, все затраты являются прямыми.

По периодичности  возникновения расходы делятся  на текущие и единовременные. Текущие расходы имеют частую периодичность (расход сырья и материалов). Единовременные (однократные) - расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции.

 

    1. Методика анализа себестоимости продукции

 

Правильное  исчисление себестоимости продукции  имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции. На промышленных предприятиях применяются четыре основных метода калькулирования себестоимости и учета затрат на производство: простой, позаказный, попередельный и нормативный.

Простой метод калькулирования применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.

Позаказный метод предполагает учет производственных затрат и калькулирование по индивидуальному продукту или группе однородных продуктов, т.е. в качестве объекта калькулирования выступает отдельный заказ. Данный метод калькулирования используется в тех отраслях, где единица продукции обладает определенными свойствами и легко идентифицируется. Это индивидуальные и мелкосерийные типы производства, к которым в первую очередь относятся предприятия машиностроения. Аналогично организуется учет в строительстве, типографиях, издательствах, рекламных и консалтинговых компаниях, ремонтных организациях, работающих на заказ и предоставляющих услуги в соответствии с требованиями покупателей.

Применение  позаказного метода калькулирования требует соблюдения следующего условия: продукт производится отдельной партией в строго определенных количествах, т.е. должны быть соблюдены отличия в количестве, виде, размере или качестве продукта, что влечет различия затрат каждой партии производимой продукции. При этом любая попытка усреднить затраты по двум или более партиям приведет к ошибочному определению себестоимости каждой партии.

Организация позаказной системы калькулирования себестоимости продукции на предприятии включает следующие этапы:

- планирование  затрат производства в целом  по предприятию и в разрезе  отдельных заказов;

- учет  затрат по заказам;

- анализ  фактической себестоимости заказа.

Попередельное калькулирование используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Как правило, это производства, где применяются физико-химические и химические методы переработки сырья и процесс получения продуктов состоит из нескольких последовательных технологических стадий. В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность  попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства. Передел – часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или реализован на сторону. В результате на выходе из последнего передела имеем не полуфабрикат, а готовый продукт.

Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонениям от них. Этот метод характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат, которая используется для определения фактической себестоимости продукции, оценка брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях.

Основные  принципы нормативного метода учета:

1)Предварительное составление нормативной калькуляции себестоимости по каждому изделию на основе действующих на предприятии норм и смет;

2) Ведение в течение месяца учета изменений действующих норм (для корректировки нормативной себестоимости);

3) Учет фактических затрат в течение месяца с подразделением их на расходы по нормам и отклонения от норм;

4) Установление и анализ причин, а также условий появления отклонений от норм по местам их возникновения;

5) Определение фактической себестоимости выпущенной продукции как суммы нормативной себестоимости, отклонений от норм и изменений норм.

Соблюдение  такого алгоритма учета и расчетов, хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом, позволяет  получить достоверную информацию о  затратах, пригодную для последующего анализа и контроля.

 

 

 

2 Анализ  себестоимости товарной продукции

 

2.1 Краткая  характеристика предприятия

 

Открытое  акционерное общество  «Могилевский металлургический завод» является основным производителем в Республике Беларусь стальных сварных труб и чугунной технической дроби.

История завода началась с 1932 года  с  пуском  труболитейного цеха и производства чугунных труб диаметром 100, 200, 300 мм полуямным способом в земляные формы.

В 1946г.  на заводе был введен в работу листопрокатный цех для производства кровельного  железа,  которое с 1961 года  изготавливалось с  оцинкованной поверхностью в цехе горячего ванного оцинкования.

В 1962г.  завод  приступил к производству чугунной технической дроби, а труболитейный  цех перешел  на  технологию  полунепрерывной отливки труб  в кристаллизатор,  что значительно улучшило условия труда, в 2-2,5 раза возросла производительность  труда и качество труб.

В 1983г.  завод начал изготовление чугунных труб под резиновую уплотнительную манжету,  а  с 1988г.  наладил  выпуск труб диаметром 400 мм.

В 1986г. пущен  в эксплуатацию трубоэлектросварочный  стан ТПЭСА 20-76 N1,  а в 1996г. аналогичный  стан N2 и произведена реконструкция стана N1 с расширением сортамента труб до диаметра 89 мм.  4.11.97г. сдан в эксплуатацию третий стан ТПЭСА 10-40.

          21 января 1997г.  завод преобразован в ОАО "Могилевский металлургический завод".

C января  1999г.  началось производство незамкнутых G-профилей на введенном в эксплуатацию профилегибочном стане ТЭСЦ.

          Основным направлением деятельности предприятия является производство: труб стальных электросварных прямошовных водо-газопроводных, конструкционных круглого сечения, прямоугольного и   квадратного, профилей армирующих из оцинкованной стали незамкнутых в ассортименте; литья чугунного, люков чугунных, дроби чугунной литой и колотой.

Кроме указанных  видов деятельности предприятие  производит широкую гамму товаров  народного потребления: почтовые ящики,  бидоны, лестницы, каркасы мебельные, конструкции ограждающие, малые  архитектурные формы для оформления игровых и спортивных площадок и  т.п., осуществляет работы промышленного  характера.

Область применения:

- труб стальных электросварных – машиностроение, строительство, изготовление трубопроводов и конструкций различного назначения;

- дроби технической чугунной – машиностроение, судостроение, строительство (изготовление тяжелых бетонов), добыча и обработка гранитов.

- люков чугунных – инженерные городские коммуникации, водопроводные  сети, канализация.

- ТНП – изделия хозяйственно-бытового назначения, для благоустройства территорий, оборудования детских игровых и спортивных площадок, воздухонагревателей и др.

Основным  сырьем для производства  труб стальных является прокат в рулонах, для производства дроби технической  и литья  чугунного – лом чугунный и  кокс литейный.

Поставка  проката в рулонах  осуществлялась от ОАО «Запорожсталь» и ОАО «Мариупольский металлургический комбинат», лома чугунного – из числа российских поставщиков – от ООО «Стальинвест», ЗАО «Черметинвест», ООО «Регионтраст», а также от ГО «Белвтормет» Беларусь.

Все поставщики лома являются непосредственно организациями- заготовителями лома. Кокс литейный поставляет непосредственно ОАО «Московский коксо-газовый завод».

В таблице 2.1 представлены основные целевые показатели деятельности ОАО «ММЗ».

Оперативное управление ОАО «Могилевский металлургический завод» осуществляется директором общества и его заместителями:

- первым  заместителем директора - заместителем  по финансам и экономике, 

- главным инженером,

- заместителем по коммерческой работе

- заместителем по производству,

- заместитель по коммерческим вопросам,

- заместителем по идеологической работе.

В состав службы первого заместителя директора -  заместителя  директора по финансам и экономике входят финансовое управление  и планово-экономическое управление.

В состав службы заместителя директора по коммерческим вопросам входят: управление маркетинга и сбыта готовой продукции, управление материально-технического снабжения.

В состав службы главного инженера входят: отдел  главного конструктора, технический  отдел, отдел главного энергетика, отдел  главного механика, центральная заводская  лаборатория, отдел капитального строительства, управление охраны труда и окружающей среды, отдел метрологии, отдел автоматизированных систем управления, механический цех, электроэнергетический цех.

В состав службы заместителя директора по производству входят: производственно-диспетчерский  отдел, литейный цех, трубоэлектросварочный  цех, цех товаров народного потребления, транспортный цех.

В состав службы заместителя директора по идеологической работе входят: отдел  кадров, АХО,  торговый центр, участок  благоустройства, физкультурно-оздоровительный  комплекс, здравпункт, база отдыха, детский  сад.  Организационная структура представлена в Приложении А.

Непосредственно директору предприятия подчиняется  бухгалтерия,   управление экономической  безопасности, управление качества, служба по ЧС и ГО.  

 

Таблица 2.1 – Основные целевые показатели деятельности ОАО «ММЗ

Показатели

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Продукция промышленности в действующих  ценах

Млн.р.

109 205

48 467

125 197

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

114,1

44,4

258,3

Производство потребительских товаров

Млн.р.

6 485

4 046

3 182

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

123,3

66

77,4

Экспорт

Тыс.$

87 571

30 614

43 463

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

108,1

35

142,0

Импорт

Тыс.$

80 199

20 754

37 197

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

111,5

25,9

179,2

Сальдо внешней торговли

Тыс.$

7 426,9

9 860

6 266

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

-

130,3

63,5

Затраты на 1 рубль товарной продукции

Руб.

0,975

1,041

0,982

темп роста

%

106,3

106,8

94,3

Показатель по энергосбережению

%

+3

+6,5

-0,3

Прибыль от реализации продукции

Млн.р.

7 874

-4 753

3 120

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

-

37,6

165,6

Рентабельность РП

%

8,0

-8,1

2,4

Среднесписочная численность ППП

Чел.

1 050

938

941

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

-

89,33

0,31

Производительность труда в действующих  ценах

млн.р./чел

104,0

51,7

133,0

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

117,4

49,7

257,5

Доля сертиф-ной продукции в общем объёме произ-ва

%

81,8

81,8

93,1

Доля новой продукции в общем  объёме производства

%

23,5

11,9

7,1

темп роста к соответствующему периоду прошлого года

%

-

114

148,7

Информация о работе Анализ себестоимости выпускаемой продукции на примере ОАО «Могилевский металлургический завод»