Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ассортиментной политики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия.
2. Провести анализ ассортиментной политики предприятия.

Содержание

Введение
1. Основные цели, задачи и назначение ассортиментной политики
2. Изучение показателей и принципов ассортиментной политики предприятия
3. Методы анализа ассортиментной политики
4. Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»
4.1. Общая характеристика предприятия и его финансового состояния
4.2. Анализ товарного ассортимента торгового представительства ОАО «Шатура»
4.3. Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
4.4. Совершенствование методики планирования ассортимента
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оксана - ассортиментная политика НОВЫЙ (1).docx

— 154.59 Кб (Скачать файл)

 

В целом показатели финансовых результатов деятельности регионального торгового предприятия ОАО «Шатура» показывают положительную динамику: из таблицы видим, что чистая прибыль торгового предприятия за период 2012 – 2013 гг. увеличилась на 26,8%; выручка увеличилась на 16,93%. Таким образом, опережающие темпы роста по сравнению с темпами роста выручки указывают на рост рентабельности деятельности рассматриваемого предприятия.

В таблице 4 представлены показатели финансовой устойчивости торгового предприятия.

 

Таблица 4. Показатели финансовой устойчивости ОАО «Шатура»

Наименование и условное обозначение показателя

2013г.

2012г.

Рекомендуемое

значение

1. Автономии (финансовой независимости) - Ка

0,77

0,56

Ка>0,5

2. Соотношения собственных и заемных  средств - Кз/с

 

0,29

 

0,79

 

Кз/с<=0,7

3. Маневренности - Км

0,2

0,14

Км=0,5

4. Инвестирования - Ки

1,26

1,17

Ки>1

5. Задолженности - Кз

1,23

1,44

Кз<0,5


 

Таким образом, ОАО «Шатура» является достаточно автономным в финансовом отношении, хотя на конец рассматриваемого периода значительно увеличилась задолженность предприятия перед кредиторами. В связи с этим снизилась маневренность предприятия, его инвестиционная способность.

 

4.2. Анализ товарного  ассортимента торгового представительства  ОАО «Шатура»

 

Товарный ассортимент фирмы регионального оптового склада на сегодняшний день является сложным, т.е. имеет внутреннюю классификацию и включает различные товарные группы, товарные подгруппы, виды товаров и их разновидности. Ассортимент состоит из шести основных товарных групп: прихожие; мебель для гостиных; мебель для спален; детская мебель; офисная мебель; гостиничная мебель.

Каждая из товарных групп ассортимента состоит из двух подгрупп: наборы; отдельные изделия.

Наборы мебели для прихожих, гостиных, спален, детских комнат, офисов и гостиничных номеров, а также отдельные изделия этих серий подразделяются на виды. Основные виды товаров для каждой товарной группы представлены в табл. 5.

 

Таблица 5. Товарные группы, подгруппы и виды товаров ассортимента оптового склада «Шатуры»

Товарная группа

Товарная подгруппа

Наборы

Отдельные изделия

Прихожие

«Кадет», «Гамма»

Панели, зеркала, шкафы, тумбы для обуви, вешала

Гостиные

«Кармен», «Сюита», «Авангард»

Шкафы, витрины, тумбы, столики, полки, стулья

Мебель для спален

«Флоренция», «Севилья», «Премьера», «Шатура», «Магнолия», «Орхидея», «Камелия»

Кровати, тумбы, шкафы, зеркала, банкетки, комоды

Детская мебель

«Гном»

Кровати, тумбы, шкафы, полки, компьютерные столики, стулья, стеллажи

Офисная мебель

«Вегас», «Дельта», «Стратегия», «Практика»

Столы, шкафы, тумбы, полки для клавиатуры, стеллажи, конференц- приставки, настольные секции, компьютерные стулья и кресла

Гостиничная мебель

«Студио», «Адажио»

Кровати, тумбы, столики, шкафы, зеркала


 

Оптовый склад «Шатуры» существует с 1997 года. За это время ассортимент продукции компании «Шатура» увеличился с 350 разновидностей товаров до 1740.

На складе ОАО «Шатура» ежемесячно проводится проверка полноты ассортимента, т.е. определяется степень соответствия количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем. Определим степень устойчивости ассортимента оптового склада ОАО «Шатура». Расчет коэффициента устойчивости ассортимента представлен в табл. 6.

 

 

Таблица 6. Расчет коэффициента устойчивости ассортимента

Месяц

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

 

Количество отсутствующих разновидностей товаров

Январь

220

414

268

210

334

326

284

Февраль

196

360

260

225

260

224

245

Март

203

305

135

185

296

144

192

Апрель

192

342

180

276

250

280

192

Май

188

258

195

295

242

290

42

Июнь

172

183

164

222

285

381

90

Июль

181

217

121

206

174

315

130

Август

179

155

95

195

200

250

81

Сентябрь

186

65

66

151

231

190

36

Октябрь

204

138

54

105

180

160

25

Ноябрь

177

123

156

70

140

110

15

Декабрь

163

127

120

97

94

55

10

Всего

2261

2687

1814

2237

2686

2725

1342

Коэффициент устойчивости

0.46

0.67

0.81

0.80

0.81

0.84

0.94


 

Видим, что степень устойчивости ассортимента в торговом представительстве ОАО «Шатура» возросла с 0.46 до 0.94, т.е. к настоящему времени товарный ассортимент стал почти полностью устойчивым.

Как уже отмечалось, каждый товар (вид, разновидность) способен «отвечать» за финансовое состояние предприятия. Выявлению этой зависимости и посвящен операционный анализ ассортимента. Суть его заключается в определении рентабельности для каждого вида или разновидности товара.

Проведем операционный анализ рассматриваемого ассортимента и выявим наиболее прибыльные группы товаров (таблица 7).

Таблица 7. Основные экономические показатели по укрупненным товарным группам за 2013 г.

Показатель

Прихожие

Гостиные

Мебель для спален

Детская

Офисная

Гостиничная

1. Закупная цена изделия, тыс.руб.

11,7

26,5

35,5

13,8

20,3

12,5

2. Количество проданных товаров

480

980

1234

834

1126

554

3. Переменные издержки, тыс. руб.

1,48

1,80

1,88

1,23

1,65

1,48

В том числе:

 

- транспортные расходы

0,48

0,55

0,5

0,38

0,44

0,4

- оплата труда работников склада

0,7

0,8

0,9

0,5

0,8

0,7

- расходы на хранение

0,3

0,45

0,48

0,35

0,41

0,38

4. Постоянные издержки, тыс.руб.

4112

В том числе:

 

- амортизация

67

- аренда помещений

2040

- ремонт оборудования

145

- оплата труда АУП

1860

5. Продажная цена изделия, тыс.руб.

15,82

33,96

44,86

18,04

26,34

16,78

6. Выручка, тыс. руб.

7591,7

33280,8

55352,3

15042,0

29658,8

9293,9

7. Себестоимость товаров, тыс. руб.

5616

25970

43807

11509,2

22857,8

6925

8. Общие переменные издержки, тыс. руб.

710,4

1764

2319,92

1025,82

1857,9

819,92

9. Валовая маржа, тыс. руб. (стр.6-7-8)

1265,3

5546,8

9225,38

2506,98

4943,1

1548,98

10. Постоянные издержки, тыс. руб.

685,33

685,33

685,33

685,33

685,33

685,33

11. Прибыль, тыс. руб. (порог рентабельности) (стр.9-10)

579,97

4861,47

8540,05

1821,65

4257,77

863,65

12. Запас финансовой прочности (пороговая  выручка), тыс. руб.

7011,73

28419,33

46812,25

13220,35

25401,03

8430,25

13. СВОР, раз

2,18

1,14

1,08

1,38

1,16

1,79


 

Таким образом, видим, что наибольшую часть прибыли торгового предприятия составляет прибыль от реализации мебели для спален (41%). Также существенную часть прибыли приносят продажи гостиных и офисной мебели (23 и 20% соответственно). Рассматривая показатель рентабельности по анализируемым товарным группам, получаем тот же результат (рис.3): наиболее рентабельными группами товаров являются мебель для спален, мебель для гостиных и офисов.

 

Рис.3. Рентабельность отдельных групп товаров

 

Рис.4. Анализ безубыточного объема продаж торгового предприятия по ассортиментным группам

 

На основе таблицы 7 построим график безубыточного объема продаж для отдельных товарных групп ассортимента (рис.4) и проанализируем, при каких объемах продаж отдельные виды товаров начинают приносить прибыль (преодолевают точку безубыточности).

Получаем, что торговля прихожими становится безубыточной при продаже 260 комплектов, гостиными – 121 комплекта, наборами для спален – 92 комплектов, детских – 222 комплектов, офисной мебели – 156 наборов, гостиничной мебели – 245 наборов. По мере увеличения объемов продаж по данным ассортиментным группам предприятие начинает получать прибыль и ее величина растет.

Применяя АВС- анализ к данному ассортименту, получаем следующее распределение групп:

группа А (41+23+20=84%) – мебель для спален, гостиных и офисная мебель;

группа В (9+4=13%) – детская и гостиничная мебель;

группа С (3%) – мебель для прихожих.

В соответствии с данным распределением, товары группы А подлежат более тщательному учету и более частой инвентаризации. Группы В и С могут иметь менее жесткий управленческий контроль.

Такое распределение товаров ассортимента по группам сложилось на конец 2013 года. Однако при управлении ассортиментом торгового предприятия важно отслеживать динамику экономических показателей по товарным группам, выявлять определенные тенденции.

Таким образом, анализ ассортимента сбытового предприятия ОАО «Шатура» показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на мебельном рынке в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм-производителей и торговых посредников.

Снижение рентабельности вызвало необходимость снижения цены продукции до конкурентоспособного уровня, а также повышение расходов на маркетинговые мероприятия. Тем не менее, продукция компании остается конкурентоспособной, совокупный товарооборот из года в год увеличивается.

Наиболее стабильными группами являются гостиничная мебель и мебель для прихожих, которые наименее рентабельны и весомы в объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны небольшой группы потребителей на данную продукцию «Шатуры». Спрос на мебель для спален, детскую мебель, мебель для гостиных, мебель для офисов более значителен по объему, более чувствителен к качественным характеристикам продукции, ко времени года, поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции «Шатуры». Это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления.

4.3. Организация  управления ассортиментной политикой  на предприятии

Управлением ассортиментной политикой в торговом представительстве ОАО «Шатура» занимаются специалисты отдела по работе с клиентами и директор отдела по работе с клиентами. В табл.8 представлено распределение функций по управлению ассортиментом между этими субъектами управления.

Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента и частично – контроля ассортимента. Последнее подразумевает, что контроль ассортимента он осуществляет по отчетам, предоставляемым ему специалистами отдела по работе с клиентами.

 

Таблица 8. Закрепление функций по управлению ассортиментом за исполнителями

Исполнитель

Функции

Планирования

Организации

Координации

Контроля

Директор отдела по работе с клиентами

-

+

+

+

Отдел по работе с клиентами

+

-

-

+


 

Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами (экономистов) связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

Планирование ассортимента в организации заключается в определении количественного соотношения отдельных видов изделий параметрического ряда продукции в плане продаж. Соотношение определяется на основе прогноза объема продаж отдельных ассортиментных групп.

Прогнозирование объема продаж по ассортиментным группам на 2014 год методом экстраполяции:

Информация о работе Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»