Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 21:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ ассортиментной политики предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы изучения ассортиментной политики предприятия.
2. Провести анализ ассортиментной политики предприятия.

Содержание

Введение
1. Основные цели, задачи и назначение ассортиментной политики
2. Изучение показателей и принципов ассортиментной политики предприятия
3. Методы анализа ассортиментной политики
4. Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»
4.1. Общая характеристика предприятия и его финансового состояния
4.2. Анализ товарного ассортимента торгового представительства ОАО «Шатура»
4.3. Организация управления ассортиментной политикой на предприятии
4.4. Совершенствование методики планирования ассортимента
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Оксана - ассортиментная политика НОВЫЙ (1).docx

— 154.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1. Основные цели, задачи  и назначение ассортиментной  политики

2. Изучение показателей и принципов ассортиментной политики предприятия

3. Методы анализа ассортиментной политики

4. Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»

4.1. Общая характеристика  предприятия и его финансового  состояния

4.2. Анализ товарного ассортимента  торгового представительства ОАО  «Шатура»

4.3. Организация управления  ассортиментной политикой на  предприятии

4.4.  Совершенствование  методики планирования ассортимента

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом, называемая маркетингом. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко поставленной задачей. Выявление и превращение покупательской способности потребителя в реальный спрос на определенные виды товара и полное удовлетворение этого спроса, а также получение намеченных фирмой прибылей. Важнейшими функциями маркетинга являются изучение спроса, формирование товарного ассортимента, регулирование цен, стимулирование товаров.

Управление ассортиментом и его планирование одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

Актуальность выбранной темы не может вызывать сомнений, т.к. проблемы формирования ассортиментной политики связаны в основном с большим ассортиментом товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Многие руководители считают, что они достаточно глубоко знают тот рынок, на котором работают, а проблемы со сбытом относят к объективным факторам. Но на самом деле эти причины можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия, что является большой ошибкой. Специфика проблемы на российском рынке заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста доходов населения, несовершенством рыночных отношений.

Обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий определяется в большей степени способностью товарного ассортимента предприятия адекватно отвечать текущему потребительскому спросу на количественном и качественном уровнях. Однако, как показывает практика, выбор структуры выпускаемой продукции на российских предприятиях осуществляется без достаточного обоснования, а скорее по инерции, в результате чего снижается эффективность деятельности предприятия на рынке.

Ассортимент производимых товаров является одним из факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д.

Целью работы является анализ ассортиментной политики предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Раскрыть теоретические  основы изучения ассортиментной  политики предприятия.

2. Провести анализ ассортиментной политики предприятия.

При написании работы большую помощь оказали теоретические источники ведущих зарубежных и отечественных авторов в области маркетинга, таких как Беляевский И.К., Ж.Ж. Ламбен, Романов А.Н., Голубков Е.П. Были рассмотрены журналы: "Маркетинг", "Маркетинг и маркетинговые исследования", "Маркетинг в России за рубежом", "Менеджмент в России и за рубежом", "Практический маркетинг", "Маркетолог", "Менеджмент: теория и практика", "Консультант директора".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные цели, задачи, и назначение ассортиментной политики

Ассортимент - набор видов и разновидностей товаров по маркам, наименованиям, размерам, типам, сортам и т.д.

Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом [19].

Ассортиментная политика предприятия является ключевым моментом в его деятельности и базой для укрепления положения предприятия в конкурентной среде.

Ассортиментная политика - комплекс мероприятий, направленных на разработку, создание и продвижение ассортимента предприятия [22].

С экономической точки зрения Федько В.П. определяет ассортимент - как, прежде всего отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности предприятий, реализующих товары или услуги, то есть это один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения.

По определению Ф. Котлера, товарный ассортимент - это группа товаров, тесно связанных между собой, либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен [21].

Важнейшим элементом маркетинга торговли является формирование товарного ассортимента, эффективного для участников товаропроводящей цепи. Непременным фактором, определяющим эту эффективность, становится различие в понимании критериев ее оценки самими участниками процесса товародвижения. Методически обоснованным будет обозначение интересов в формировании товарного ассортимента, начиная с первого уровня товаропроводящей цепи - товаропроизводителя.

Целью товарного производства является получение прибыли от хозяйственной деятельности за счет насыщения товарных рынков, произведенными в результате собственной производственной деятельности средств, для реализации определенной потребности потенциальных потребительских сегментов. В приведенном определении цели товаропроизводителя на рынке определяющим является прибыльность реализуемого товарного ассортимента, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

— стоимостью ресурсов, требуемых для товарного производства:

— широтой и глубиной производимого товарного ассортимента:

— масштабом производственной деятельности;

— ценностью совокупности свойств товара для конечного потребителя;

— конъюнктурой товарного рынка в выбранном региональном масштабе;

— "силой" покупателей и сферы распределения;

— этапом жизненного цикла товара на рынке:

— другие факторы, представляющие своеобразие внутренней и внешней среды компании-товаропроизводителя.

Исходя из действия вышеперечисленных факторов прибыльность реализуемого товарного ассортимента определяется как функция сопряжения многих перечисленных аргументов, среди которых отсутствуют факторы, учитывающие характер покупательского спроса. Достижение товаропроизводителем прибыльности товарного ассортимента до требуемого уровня, таким образом, является решением, принимаемым этим участником цепи товародвижения в рамках концепции конкурентного маркетинга. Это, в свою очередь, приводит к уравниванию свойств товара между конкурентными предложениями со стороны различных товаропроизводителей. В результате реализации упомянутой концепции торговые предприятия оказываются перед выбором лучшего товарного предложения, занижая значения показателей эффективности товаропроизводителям. Потеря экономической эффективности в последнем звене цепи товародвижения при использовании метода классической закупки вызвана следующими факторами:

1) неэффективным ассортиментом  поставляемых товаров, возникающим  вследствие "силы" товарного предложения  поставщика, в конечном итоге  отражающимся на таких показателях  эффективности, как скорость товарооборота  стабильность товарного предложения, его новизна и соответствие  актуальным потребностям конечного  покупателя товаров;

2) неэффективным объемом  товарного потока, возникающим по  той же причине, что и предыдущий  фактор, и приводящим к снижению  значений таких показателей эффективности, как оптимальные объем и структура  товарных запасов, объем требуемых  для их обеспечения оборотных  средств, уровень рентабельности  оборотного капитала;

3) неэффективной коммуникацией  между участниками цепи товародвижения  вследствие ограничения сферы  интересов каждого из этих  участников стадией передачи  собственности на товар последующему  из звеньев, в конечном итоге  негативно отражающейся на таких  показателях эффективности, как  издержки обращения, эффективность  программ продвижения товара, эффективность  обмена информационными потоками, эффективность продаж.

Целью следующего участника процесса товародвижения оптового звена является получение прибыли от торговой деятельности за счет насыщения рынков товарами, произведенными множеством товаропроизводителей для реализации этих товаров следующему звену - розничному. Прибыльность реализуемого товарного ассортимента этого звена определяется следующими факторами:

1) стоимостью закупаемых  у товаропроизводителей товаров;

2) широтой и глубиной  закупаемого товарного ассортимента;

3) масштабами закупочной  и реализационной деятельности;

4) ценностью совокупности  свойств товара для розничного  продавца;

5) конъюнктурой товарного  рынка в выбранном региональном  масштабе;

6) "силой" товаропроизводителей  и предприятий розничной торговли;

7) этапом жизненного цикла  товара на рынке;

8) другие факторы, представляющими  своеобразие взаимоотношений оптового  звена товародвижения с остальными  звеньями этой цепи.

Действие вышеперечисленных факторов, влияющих на прибыльность деятельности оптового звена товародвижения, определяет прибыльность реализуемого в этом звене товарного ассортимента как функции влияния перечисленных аргументов, среди которых также отсутствуют факторы, учитывающие характер покупательского спроса. Обеспечение требуемого уровня прибыльности товарного ассортимента оптовым звеном сферы распределения, таким образом, является решением, принимаемым этим участником цепи товародвижения в рамках той же концепции конкурентного маркетинга. Это в свою очередь, приводит к уравниванию свойств товара между конкурентными предложениями со стороны различных оптовых посредников.

Целью последнего звена процесса товародвижения - предприятий розничной торговли является получение прибыли от торговой деятельности за счет реализации товаров, произведенных множеством товаропроизводителей розничному покупателю, реализующему через свойства этих товаров свои потребности. Прибыльность реализуемого товарного ассортимента этого звена определяется следующими факторами:

- стоимостью закупаемых  у поставщиков товаров;

- условиями платежей за  поставляемые товары:

- широтой и глубиной  реализуемого товарного ассортимента;

- масштабами закупочной  и реализационной деятельности;

- уровнем издержкоемкостей  реализуемых товаров;

- ценностью совокупности  свойств товара и места его  реализации для розничного покупателя;

- конъюнктурой товарного  рынка в заданном локальном  масштабе;

- "силой" поставщиков  и розничных покупателей товаров;

- этапом жизненного цикла  товара на рынке;

- другими факторами, представляющими  своеобразие покупательского спроса  на реализуемые товары.

Влияние вышеперечисленных факторов на прибыльность торговой деятельности розничного звена товародвижения не учитывает интересы оптового звена сферы распределения и также основано на концепции конкурентного маркетинга. Предприятия розничной торговли в результате реализации упомянутой концепции маркетинга также выбирают только лучшее товарное предложение, занижая значения показателей эффективности оптовым продавцам.

Практика формирования эффективного товарного ассортимента на основе концепции ЕСR осуществляется следующим образом:

- товаропроизводитель реализует  масштабное изучение потребительских  предпочтений и глубинные исследования  их потребностей, в результате  которых он определяет ассортимент  производимых им товаров, стратегию  и тактику их сбыта, ценообразования  и продвижения;

- товаропроизводитель (или  другой участник цепи товародвижения) выступает с инициативой организации  канала сбыта товарного ассортимента, организуя для этого систему  взаимоотношений участников этого  канала, ее аппаратурное и технологическое  обеспечение, систему формирования  и гарантирования доходности  субъектов сбытовой цепи. а также  и управления их деятельностью, ограничивая свое влияние рамками  сформированной товарной категории;

Информация о работе Анализ процесса управления ассортиментом в торговом представительстве ОАО «Шатура»